Троица в цитатах Писания

Mar 28, 2013 13:27




В продолжении к заметке "Св.Григорий Палама: Нет слова без духа. Свидетельство о Троице", Виктор (victorpetrov) подсказал, что Св.Григорий ссылается на:

"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть"
(Втор. 6:4)

Интересно, действительно оказывается, что много Св.Отцов тоже отмечают это место, как свидетельство о Троице:

"[Писание] допускает употребление слова человек во множественном числе, потому что от такого образа речи никто не впадет в предположение множества человечеств и не подумает, что поскольку имя естества выражено множественно, то обозначаются многие человеческие естества. Но слово бог с осторожностию возвещает Писание в единственном видоизменении слова, заботясь о том, чтобы множественным значением боги в Божественную сущность не ввести различных естеств. Почему говорит: "Господь Бог Господь един есть". Но и Единороднаго Бога оно проповедует в слове Божество и не разлагает единаго на двойственное значение, чтобы Отца и Сына наименовать двумя Богами, хотя тот и другой проповедуется у святых Богом. Но как Отец - Бог, так и Сын - Бог; един же Бог в одной и той же проповеди, потому что не умопредставляется в Божестве никакого различия ни по естеству, ни по деятельности. Ибо если бы, по предположению обольщенных, естество Святой Троицы было разнообразно, то, вследствие этого, число распространялось бы до множества богов, разделяясь вместе с инаковостию сущности в Лицах. Но поскольку Божественное, простое, неизменяемое естество отвергает от себя всякую инаковость по сущности, то, поскольку оно едино, не допускает до себя значения множества. Но как естество называется единым, так в единственном числе именуется и все иное: Бог, благий, святый, спаситель, праведный, судия...
Григорий Нисский,
"К Авлавию, о том, что не три Бога".



Эта Троица есть Единый Бог. Нельзя сказать, что Отец есть то же, что и Сын и Святой Дух, но Отец есть Отец, Сын - Сын, а Святой Дух - Святой Дух. Эта Троица - Один Бог, как написано: Слушай, Израиль: Господь Бог твой, Господь Един есть.
Августин Иппонский (Блаженный),
"О вере и символе"

Теперь же подумай немного о том, какие слова Писаний побуждают нас исповедовать Единого Господа Бога: если нас спросят только об Отце? или только о Сыне? или только о Святом Духе? или одновременно об Отце, Сыне и Святом Духе? Определенно написано: Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть. О Ком, по-твоему, это сказано? Если только об Отце, то Иисус Христос не Господь Бог наш. И апостол Фома, прикоснувшись, воскликнул: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28), и Сам Христос не осудил его, но одобрил, говоря: Ты поверил, потому что увидел (Ин 20:29).
Августин Иппонский (Блаженный),
"Послания"

Итак, в каком месте ты бы ни был поставлен, потому что, согласно данному со властью правилу нашего Спасителя, ты знаешь, что ты крещен в одно имя Отца, и Сына, и Святого Духа40, не сомневаясь, всем сердцем помни главное: что Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Святой Дух, то есть Святая и неизъяснимая Троица - это действительно Один Бог, о Котором сказано во Второзаконии: Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть. И: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Действительно, потому что мы сказали, что этот Единый Бог, Который есть единственный истинный Бог, является не только Отцом, не только Сыном и не только Святым Духом, но одновременно Отцом, и Сыном, и Святым Духом, то должно остерегаться того, чтобы не дерзнуть (ибо это вообще непозволительно) лично называть или считать Того, Кто есть Отец, Тем же Самым Сыном или Святым Духом; или Того, Кто называется Святым Духом в собственном исповедании этой Троицы, или Отцом, или Сыном; так же, как мы истинно утверждаем, что Отец, и Сын, и Святой Дух есть Один Бог, что касается природного единства.
Фульгенций Руспийский,
О вере (к Петру)

Так что же? С жившими до пришествия Христова поступили несправедливо? Отнюдь. Тогда можно было спастись и не исповедуя Христа. Не это от них требовалось, а то, чтобы они не служили идолам и знали истинного Бога. Господь Бог твой, сказано, Господь един есть. Потому и Маккавеи достойны восхищения, так как все, что они претерпели, претерпели за соблюдение Закона; также три отрока; и многие другие из иудеев, проводившие добродетельную жизнь и заботившиеся о соблюдении этого Закона, не должны были ничего больше. Итак, тогда, как я уже сказал, для спасения довольно было знать одного Бога; теперь же этого не достаточно, а нужно еще знать Христа.
Св.Иоанн Златоуст,
Гомилии на Евангелие от Матфея 36

Поэтому случаю, приведу из своей базы цитаты из Писания, где Св.Отцы усматривают намеки или свидетельства о Троичности Бога:

Ветхий Завет

"И сказал Господь Бог; вот, Адам стал как один из Нас".
(Бытие 3,22)

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
(Втор.6:4)

24 да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
25 да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
26 да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
27 Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их.
(Чис.6:24-27)

6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
8 Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля,
(Ис.9:6-8)

(в греческом (Септуагинте) есть дополнение: "«...и нарекут имя Ему: Великого совета Ангел, Чудный Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец вечности» (Ис. 9: 6))

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
(Ис.42:1)

12 Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний.
13 Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе.
14 Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями.
15 Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен.
16 Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
(Ис.48:12-17)

1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
(Ис.61:1)

8 Он сказал: "подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут", и Он был для них Спасителем.
9 Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.
10 Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них.
(Ис.63:8-10)

17 Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа?
18 И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе,
19 и спаслись премудростью.
(Прем.Сол.9:17-19)

7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
10 Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
(Пс.44:7-10) (елей радости - Св.Дух)

14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,
15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня
(Пс. 49:14-15)

====
Изменения в Септуагинте:
(Быт. 1) "Бог сотворил в начале" вместо "В начале сотворил Бог", чтобы не истолковали так: "'В начале' - [это имя идола, "высшей силы", "сверхбожества", который] сотворил Бога, небо и землю", что было ближе к греческим представлениям.
(Быт. 1) "Я сделаю человека" вместо "Мы сделаем человека", чтобы не сказали, что Бог имеет двойственную природу;
(Быт. 1) "по образу и подобию" вместо "по Нашему образу и Нашему подобию", чтобы не сказали, что у Бога есть образ и создание можно сравнить с Создателем.
(Быт. 2) "И Бог закончил на 6-й день" вместо "на 7-й день", чтобы не сказали, что Бог работал в Субботу.
(Быт. 11) "Я опущусь и перемешаю их язык" вместо "Спустимся и перемешаем", чтобы не сказали, что у Него двойственная природа.

Новый Завет

и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
(Лук.3:22)

34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.
35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.
(Лук.9:34,35)
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
(Матф.17:5)

"Потому что чрез Него (Иисуса) и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе"
(Еф.2,18)

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…»
(Мф.28:19)

7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
(1Иоан.5:7)

17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
(Еф.2:17,18)

16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
(1Тим.3:16)

по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
(1Пет.1:2)

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(1Кор.6:11)

4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
(1Кор.12:4-6)

"Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами"
(2Кор.13,13)

Заметки по теме:
"Св.Григорий Палама: Нет слова без духа. Свидетельство о Троице"

Рубрика:
"Заметки на полях Библии"

доп.теги:
Св.Отцы
цитаты
Троица

28 марта 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

иеговисты, ислам, Св.Григорий Нисский, Святые Отцы, иудаизм, Заметки на полях Библии, Св.Августин, Библия, Троица, цитата, догмат, Св.Иоанн Златоуст

Previous post Next post
Up