Максимилиан Волошин «О САМОМ СЕБЕ»

May 29, 2013 13:15

Оригинал взят у vasily_sergeev в Максимилиан Волошин «О САМОМ СЕБЕ»
Цитата сообщения Bo4kaMeda

Прочитать целиком
28 мая родился Максимилиан Александрович Волошин - замечательный русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик

Максимилиан Волошин

«О САМОМ СЕБЕ»



«Кара-Даг в облаках»

Родился я в 1877 году в Киеве, а в 1893 году моя мать переселилась в Коктебель, а позже и я здесь выстроил мастерскую. В ранние годы я не прошел никакого специально живописного воспитания и не был ни в какой рисовальной школе, и теперь рассматриваю это как большое счастье - это не связало меня ни с какими традициями, но дало возможность оформить самого себя в более зрелые годы, сообразно с сознательными своими устремлениями и методами.




«Весной» 1930

Впервые я подошел к живописи в Париже в 1901 году. Я только что вернулся туда из Ташкента, где был в ссылке около года. Я весь был переполнен зрительными впечатлениями и совершенно свободен в смысле выбора жизни и профессии, так как был только что начисто выгнан из университета за студенческие беспорядки «без права поступления». Юридический факультет не влек обратно. А единственный серьезный интерес, который в те годы во мне намечался, - искусствоведение.



«Золотые ворота»

В Москве в ту пору - в конце 90-х годов прошлого века - оно еще никак не определилось, а в Париже я сейчас же записался в Луврскую школу музееведения, но лекционная система меня мало удовлетворяла, так как меня интересовало не старое искусство, а новое, текущее. Воспоминания университета и гимназии были слишком свежи и безнадежны. В теоретических лекциях я не находил ничего, что бы мне помогало разбираться в современных течениях живописи. Оставался один более практический путь: стать самому художником, самому пережить, осознать разногласия и дерзания искусства.



«Испания. Пейзаж с кипарисами»

Поэтому, когда однажды весной 1901 года я зашел в мастерскую Кругликовой и Елизавета Сергеевна со свойственным ей приветливым натиском протянула мне лист бумаги, уголь и сказала: «А почему бы тебе не попробовать рисовать самому?» - я смело взял уголь и попробовал рисовать человеческую фигуру с натуры. Мой первый рисунок был не так скверен, как можно было ожидать, но главными его недостатками были желание сделать его похожим на хорошие рисунки, которые мне нравились, и чересчур тщательная отделка деталей и штрихов…



«Коктебель» 1932

На другой же день меня свели в Академию Коларосси. Я приобрел лист «энгра», папку, уголь, взял в ресторане мякоть непропеченного хлеба и стал художником. Но кроме того я стал заносить в маленькие альбомчики карандашом фигуры, лица и движения людей, проходящих по бульварам, сидящих в кафе и танцующих на публичных балах… А когда три месяца спустя мы с Кругликовой, Давиденко и А.А. Киселевым отправились в пешеходное путешествие по Испании через Пиренеи в Андорру, я уже не расставался с карандашом и записной книжкой.



«Коктебель», 1928 г

В 1913 году у меня произошла ссора с русской литературой из-за моей публичной лекции о Репине. Я был предан российскому остракизму, все редакции периодических изданий для меня закрылись, против моих книг был объявлен бойкот книжных магазинов.



«Крым. В окрестностях Коктебеля» 1910

Оказавшись в Коктебеле, я воспользовался вынужденным перерывом в работе, чтобы взяться за самовоспитание в живописи. Прежде всего я взялся за этюды пейзажа: приучил себя писать всегда точно, быстро и широко. И вообще, все неприятности и неудачи в области литературы сказывались в моей жизни успехами в области живописи.



Начало войны и ее первые годы застали меня в пограничной полосе - сперва в Крыму, потом в Базеле, позже в Биаррице, где работы с натуры были невозможны по условиям военного времени. Всякий рисовавший с натуры в те годы, естественно, бывал заподозрен в шпионстве и съемке планов… Я стал писать по памяти, стараясь запомнить основные линии и композицию пейзажа… Если масляная живопись работает на контрастах, сопоставляя самые яркие и самые противоположные цвета, то акварель работает в одном тоне и светотени.



К акварели больше, чем ко всякой иной живописи, применимы слова Гёте, которыми он начинает свою «теорию цветов», определяя ее как трагедию солнечного луча, который проникает через ряд замутненных сфер, дробясь и отражаясь в глубинах вещества. Это есть основная тема всякой живописи, а акварельной по преимуществу.



Ни один пейзаж из составляющих мою выставку не написан с натуры, а представляет собою музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа. Среди выставленных акварелей нет ни одного «вида“, который бы совпадал с действительностью, но все они имеют темой Киммерию. Я уже давно рисую с натуры только мысленно. <…>



Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе те восходящие токи, по которым можно взлететь на планере.



Вся первая половина моей жизни была посвящена большим пешеходным путешествиям, я обошел пешком все побережья Средиземного моря, и теперь акварели мне заменяют мои прежние прогулки. Это страна, по которой я гуляю ежедневно, видимая естественно сквозь призму Киммерии, которую я знаю наизусть и за изменением лица которой я слежу ежедневно.



«Лунное безмолвие» 1930



«Крым. В окрестностях Коктебеля» 1910-е



«Крым», 1926 г.



«Крым», 1927 г.



Громады дымных облаков.



«Пейзаж» 1929



«Пейзаж» 1929



1929 Волошин М.А.Коктебель



Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь, 1929



Восход Луны встречали чаек клики, 1926



Заливы гулкие земли глухой и древней, 1928 год



Звучанье солнц из глубины веков, 1929



Коктебель. 1929



Красные горы, 1925



Лунное видение



Настороженная земля



Не в свитках бурь...



Облака



Ореолы облаков



Радужная ночь.



С Меганома



Холмы из мрамора и горы из стекла, 1929 год



Шторм у Топрак-Кая. 1924



Эчки-Даг. 1923



1929



Здесь душно в тесноте ...



Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...

















Максимилиан Александрович Волошин
Портрет работы К. Костенко. Ленинград 1925

http://gallery.crimea.ua/ru/painter...p=105&b=bio
http://www.maxvoloshin.ru/
http://www.artsait.ru/art/v/voloshin/main.htm
http://www.artcontext.info/pictures...8-voloshin.html
http://www.woloshin.ru/2008/09/15/k...yasnost-krasok/
http://koktebel.net/content.php?content.100
http://kimmeria.com/kimmeria/feodos...voloshin_02.htm

М. Волошин

Previous post Next post
Up