В Бруклине в колоритном районе Вильямсбург на берегу Ист- Ривер сносят старинную знаменитую фабрику "Домино" по переработке и производству сахара.
Если верить написанному, фабрика была в свое время, т.е. во второй половине 19-го века, очень успешной и самой большой в мире.
В 2004 г. спустя всего несколько лет после отчаянной забастовки профсоюзных рабочих, (требующих улучшения условий труда и повышения зарплаты), которая длилась 20 месяцев, фабрика благополучно скончалась и все рабочие потеряли работу. Не первая подобная история, к слову, о которой слышу. На месте фабрики уже начали строительство элитных жилых кондоминимумов-небоскребов, несмотря на протесты местных жителей и тот факт, что здание фабрики было занесено в список исторических памятников.
Цена сделки-700 квартир для малоимущих, где рент будет ниже рыночной цены.
Исторически торговля сахаром связана с рабством и рабовладением. По этому случаю, в одном из цехов-складов сахара-сырца, (который подлежит сносу), где рафинировали сахар из сырья, прошла выставка инсталяция афро-американской художницы-скульптора Кары Уокер "Деликатность"/ "A Subtlety", которую еще называют «Сладкие детки» («Sugar Babies»). У многих вызывал иронию тот факт, что выставку о рабстве и эксплуатации в Америке спонсировала и заказала художнице компания-застройщик, скупившая землю, на которой находилась фабрика, под элитную застройку.
Немного о том, как возникла идея инсталяции, и ее объектах: Кара Уокер (Kara E. Walker) подметила глубокий символизм в процессе превращения сахара из коричневой вязкой патоки в белоснежные кристаллы - рафинирование сахара - это процесс, при котором тростниковое сырьё обесцвечивают, превращая коричневую массу в кристаллы или пудру белого цвета. Так родилась концепция новой работы - гигантского белого сфинкса выполненного из полистироловых блоков, покрытых толстым слоем белого сахара. (80 тон сахара для инсталяции подарила фабрика "Домино").
"Сахарными детками" называли очень популярные в 19 в. фарфоровые фигурки пухлощеких маленьких рабов с корзиночками, в которые складывали карамельки. Черты лица сфинкса напоминают очень распространенный на американском Юге архетип "мамочки"-афро-африканской няни, с суровым выражением лица и головным платком, повязанном узлом вперед.
Детские фигурки, высотой чуть более 1,5 м выполнены из смолы покрытой патокой и сахаром.
Несколько фигурок выполнены из сахара и кукурузного сиропа, смешанного с водой, некоторые из них начали "таять" от жары и распадаться. Что, по-моему, вписалось в замысел. Отвалившиеся куски сложили к другим фигуркам в корзины.
Фотография из Интернета, где хорошо видна всем знакомая фигура, скрученная левой рукой сфинкса. Я до руки не добралась из-за большого количества народа, рассматривающего фигуру.
"«Утонченность», или «Дивная сладкая детка» - первая скульптура Уорен, женский сфинкс из полистирола, покрытый 80 тоннами белого сахара. Масштабная инсталляция была установлена в заброшенном сахарном заводе в Уильямсбурге, районе Бруклина. Женщина негроидной расы в позе мифического существа представляет собой не что иное, как символ всех рабынь, ставших для своих «владельцев» объектами вожделения. Линии фигуры подчеркнуто женственны и анатомия женского тела сфинкса реалистична. ... Вокруг сахарной афроамериканки расположились дети из патоки, воссозданные по аналогии с некогда популярными фигурками маленьких рабов с корзиночками, в которые можно было складывать конфеты. Кара не случайно выбрала сахар в качестве основного материала для своих скульптур, ведь именно сахарная промышленность тесно была связана с развитием рабовладения в США." Выдержка из статьи на вебсайте выставки.Я приведу ссылку на него внизу. Там же можно увидеть фильм, который показывает, как скульптуру изготовили и установили на сайте. Кадры в конце фильма позволяют увидеть разные ракурсы сфинкса. Реакция на скульптуру неоднозначная, но равнодушных нет ).
Детских фигурок-15, они ведут к сфинксу по аналогии с египетскими изображениями процессий с рабами, подносящими дары.
Сфинкс выглядит по-разному, в зависимости от освещения.
Вот один из полностью сахарных, полурастаявший мальчик. Отвалившийся кусок руки лежит рядом.
Кусочки растаявших мальчиков в корзинке символизируют конфеты (
Стены цеха выглядели так во время производства, их оставили без изменений.
Пятна патоки, которая капает с потолка.
Глыбы бетона с арматурой у выхода с выставли - на этом пустыре несколько месяцев назад располагался склад сахара.
Выставка закончилась 6 июля и скоро здание исчезнет.
Вид на Манхэттен со стороны фабрики
Вид на легендарную фабрику сахара Домино издали, с одной из улиц.
Это здание сносить не будут, внеший вид его сохранят снаружи, внутри все будет переделано в офисное здание.
Видео о том, как скультуру собирали (самое интересное).
Видео с записью интервью с художницей Карой Уокер возле инсталяции (на русском яз.)