«ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО»
или марш по граблям
(Часть 3)
«То, что мы пока не можем телеграфировать схему человека из одного места в другое, связано, в основном, с техническими трудностями.»
Норберт Винер ("Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество")
По большому счету управление (штаб) любого уровня военной иерархии является системой, основная работа которой связана с накоплением, обработкой и выдачей информации. Соответственно, основные задачи, которые решает штаб - задачи связанные с выполнением этих задач.
Надеюсь, что все это понимают и спорить с данным предположением никто не будет.
Соответственно, основной ресурс, которым оперирует система военного управления - это разнообразная информация.
Однако все это - общие слова.
А любая автоматизированная система управления, как комплекс аппаратно-программных средств (обработки, хранения и отображения данных) и средств передачи информации, создается для решения очень конкретных задач. В данном случае (управление воинскими формированиями тактического звена) она должна обеспечивать некоторую автоматизацию тех информационных задач, которые решают органы управления в ходе подготовки к бою и управления подчиненными подразделениями (частями) при выполнении ими боевых задач.
И работать она сможет, лишь используя алгоритмы, в которых жестко прописано: откуда берется информация, что с ней делать (как обрабатывать) и куда ее направлять.
И вот с этим-то у создателей технического задания, как правило, происходит «полный затык».
Ибо, как уже было сказано выше - военная боевая система и ее система управления, в отличии от аналогичных гражданских систем, является:
а) пространственно распределенной.
б) мобильной (в смысле геопространственной ориентации как пунктов управления, так и объектов управления).
в) не имеющей жесткой организационно-штатной структуры и работающей в условиях перманентного изменения параметров своих элементов (состав и состояние системы управления и объектов управления).
г) многофункциональной, то есть способной выполнять на поле боя самые разные функции (особенно это касается общевойсковых подразделений).
д) выполняющей свои задачи в условиях противодействия со стороны противника, (действия которого крайне трудно предсказуемы, а потому - плохо поддающиеся алгоритмизированию).
Примечание к пункту «в»:
Имеется в ввиду, что, например, мотострелковая бригада, при выполнении боевых задач, воюет не батальонами-дивизионами, а элементами боевого порядка, которые создаются для выполнения каждой конкретной боевой задачи («усиленные батальоны», «отряды», «бригадные артиллерийские группы», всевозможные «резервы» и т.д.). Эти формирования (создаваемые временно - на один бой), имеют, как правило, весьма отдаленное сходство с первоначальными «кубиками» организационно-штатной структуры.
Как промежуточный итог:
Вполне логичные требования разработчиков к заказчикам системы в смысле: «Ребята, а вы опишите нам обычными словами, как вообще должна работать ваша система, что бы мы могли алгоритмизировать управленческие процессы…», наталкивается на глубокие вздохи, скрежет зубовный и завершается, как правило, посылкой разработчикам очередной редакции Боевого устава Сухопутных войск.
Потому, что описать «каждый чих» управляющей системы, каждое действие каждого из 180 должностных лиц, участвующих в управлении в любой из возможных на поле боя ситуаций, - у заказчика, как правило, «не хватает пороху».
Попытки же свести алгоритмизацию управленческих задач к описанию т.н. «расчетно-информационных» и «расчетно-аналитических» задач, связанных с выполнением отдельных функций отдельных должностных лиц, приводит к созданию целого ряда никак не связанных между собою специализированных программ, которые не объединены между собою даже единой базой данных, не говоря уже об общей концепции дальнейшего общего использования результатов их работы. При этом, такие «отдельновзятые» программы разрабатываются различными разработчиками (в соответствии со схемами деления), зачастую дублируют друг-друга, используют разные форматы данных и никак не взаимодействуют между собой.
В итоге - разведчик не может передать «свои» данные общевойсковому командиру, тот- артиллеристу и т.д.
Грубо говоря - деньги на ветер.
А может пойти по другому пути?
Так сказать «подняться над суетой»?
Попытаться сформулировать наиболее общие (единые для всех элементов системы управления, добычи данных и их реализации) информационные задачи? А в рамках этих задач создать единые (опять же - для всех!) форматы представления данных и способы их обработки и передачи. Несмотря на различные «подсистемы» и разницы в подходах к решению конкретных «расчетно-аналитических», «расчетно-информационных» задач у разных производителей?
Ведь существует же практически единый подход к порядку работы командира и штаба, изложенный все в том же Боевом уставе?
В конечном счете, весь порядок работы командира и штаба (а также органов, добывающих информацию и элементов боевого порядка (средств) поражения, ее реализующих) можно свести к нескольким «большим» информационным (в полном смысле этого слова) задачам!
Напомню, что всего таких информационных задач (не путать с этапами работы командира и штаба!) - восемь:
Об этом я уже писал здесь:
http://dragon-first-ru.livejournal.com/20422.html#cutid1 и здесь:
http://dragon-first-ru.livejournal.com/2011/07/26/ Но, как говаривали древние латиняне: «Repetitio est mater studiorum».
По-видимому, с одного раза усвоилось слабо.
Так вот.
Каждая информационная задача (выполняемая, как правило, всеми, или большей частью офицеров штаба), включает в себя ряд информационных процессов. Протекание этих процессов обеспечивается либо группой, либо отдельными пользователями системы (офицером штаба).
Информационные процессы, в свою очередь состоят из информационных операций. Каждой информационной операции соответствует определенный порядок выполнения функций (или последовательности действий), выполняемых ОДНИМ должностным лицом управления (штаба), добывающего органа, или боевого порядка.
Данная классификация не является жесткой (как по временным параметрам, так и по порядку выполнения), в отличии от периодов работы командира и штаба, изложенных в Боевом уставе и Наставлении по службе штабов.
То есть за привычными названиями информационных задач, дублирующих существующие этапы работы командира и штаба, кроется иное содержание, так как мы рассматриваем сейчас не общий порядок органа управления, а способы и алгоритмы его работы с различной информацией!
Дело в том, что решение информационных задач в подавляющем большинстве будет выполняться одновременно, параллельно с друг другом, как в одном, так и в нескольких уровнях военной иерархии. При этом любая из этих задач подразумевает протекание в ходе ее решения информационных процессов и операций характерных не только для данной конкретной задачи, но и других - соседних, или смежных.
Так, например, практически любая из информационных задач будет включать в себя процесс «Отображение данных обстановки», являющийся «родным» для первой информационной задачи «Непрерывная работа с данными обстановки».
Для примера рассмотрим с этой точки зрения содержание указанной информационной задачи:
А вот содержание информационной операции «1.1 Добывание данных обстановки»:
№
Наименование информационной операции
1.1.1
Данные о наземном противнике (из подсистемы разведки, в т.ч - с БЛА)
1.1.2
Данные о наземном противнике (из подсистемы о/в п)
1.1.3
Данные о наземном противнике(из подсистемы РВиА)
1.1.4
Данные о наземном противнике из вышестоящего штаба (подсистема КиШ)
1.1.5
Данные о противнике из взаимодействующих структур (ВДВ, ВВ, МЧС) (подсистема КиШ)
1.1.6
Данные о наземном противнике с самолетов ФА и вертолетов АА (из подсистемы УА)
1.1.7
Данные о воздушном противнике (воздушной обстановке, из подсистемы ПВО)
1.1.8
Данные о реальном состоянии местности
1.1.9
Данные о РХБ обстановке (из подсистемы УРХБз)
1.1.10
Данные о погоде (включая прогноз)
1.1.11
Данные о положении своих войск (подсистема управления нижестоящего органа управления)
1.1.12
Данные о состоянии своих войск (в том числе - об оценки боеспособности)
1.1.13
Данные о состоянии запасов МС своих войск
1.1.14
Данные об элементах социально-политической обстановки в районе боевых действий
И предполагаемое содержание пункта 1.1.1 «Данные о наземном противнике (из подсистемы разведки, в т.ч - с БЛА)»:
№
Наименование информационной функции
1.1.1.1
Данные о наземном противнике (подсистема разведки, - с БЛА РД рб омсбр)
1.1.1.2
Данные о наземном противнике (подсистема разведки - наземные РЛС РД)
1.1.1.3
Данные о наземном противнике (подсистема разведки - наземные ЛПР РД)
1.1.1.4
Данные о наземном противнике (подсистема разведки - визуальное обнаружение РД)
1.1.1.5
Данные о наземном противнике (подсистема разведки - подразделения РиРТР)
1.1.1.6
Данные о наземном противнике (другие данные из подсистемы разведки )
Другое - то что не учел.
Смею предположить, что перечень информационных процессов в составе каждой информационной задачи (процесса, операции и функции), во-первых, не является исчерпывающим и может быть в ходе работы дополнен любым информационным процессом из любой другой информационной задачи, а во-вторых, - голова у Вашего покорного слуги не является «Домом советов». Может и упустил чего-нибудь.
Остальные информационные задачи содержат в себе информационные процессы, определяющие их название.
Данный подход к классификации способов работы с информацией может быть применен к ЛЮБОМУ ВИДУ боевых действий, а также к любому способу ведения этих действий.
При этом, с точки зрения работы с информацией, практически любое действие любого должностного лица (группы, органа управления в целом) может быть рассмотрено, классифицировано и отнесено к соответствующей информационной задаче, информационному процессу и операции, выполняемой на соответствующем этапе работы командира и штаба.
С этих позиций может быть проведены:
1. Оценка возможности автоматизации данной работы (при подготовке технического задания)
2. Оценки достигнутой степени автоматизации задачи, процесса и операции (в уже существующих системах).
3. Корректное сравнение эффективности работы автоматизированного способа управления с неавтоматизированным (ручным) способом при выполни однотипных задач (процессов, операций и функций), как при работе одиночного офицера штаба, так и группы, или всего органа управления в целом.
ВАЖНО: Основным критерием оценки преимущества автоматизированного способа управления должно являться достигаемое сокращение цикла боевого управления, точнее - его организационной части (желательно при условии повышения качества выполнения работ) по сравнению с неавтоматизированным способом.
В следующей части проведем анализ степени автоматизации, достигаемой при выполнении какой-либо функции (процесса, операции) одной из информационных задач.
Продолжение следует.