Кстати, благородные доны, чей это вертолет позади избы?
А. и Б. Стругацкие ("Трудно быть богом")
«ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО»,
или марш по граблям
Уважаемые читатели!
27 апреля 2012 года тогда еще Президент России Дмитрий Медведев своим Указом № 115
[1] назначил генерал-полковника Владимира Валентиновича Чиркина (бывшего до того командующим войсками Центрального военного округа), главнокомандующим Сухопутными войсками.
Этим же Указом на должность командующего войсками Центрального военного округа назначен генерал-полковник Валерий Васильевич Герасимов, который, тем не менее, вплоть до 9 мая сего года продолжал исполнять обязанности заместителя начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задержка с фактическим переводом Герасимова в славный город Екатеринбург была, очевидно, связана с тем, что Валерий Васильевич должен был командовать парадом в г. Москве в честь годовщины Победы.
Кстати, Центральный военный округ - уже третий по счету в карьере генерал-полковника Герасимова, которым он командует. (Ленинградский военный округ (11 декабря 2007 - 5 февраля 2009), Московский военный округ (5 февраля 2009 - 23 декабря 2010), и вот теперь - Центральный ВО со штабом в Екатеринбурге.
Упаси нас Бог от каких-либо аналогий, но почти сразу же после войны в 1948 году, Уральским военным округом со штабом все в том же Екатеринбурге (тогда он назывался Свердловск) был отправлен командовать некто маршал Жуков Георгий Константинович. Правда, сначала он покомандовал Сухопутными войсками и Одесским военным округом.
И все тем же Указом от 27 марта 2012 года генерал-полковник Александр Николаевич Постников-Стрельцов был переведен на должность, которую ранее (до своего назначения командующим войсками Центрального военного округа) занимал генерал-полковник Герасимов.
Различных версий, озвученных в прессе и «тырнетах» в связи с рокировкой трех генерал-полковников «под занавес» президентского срока Д.А. Медведева было предостаточно. Мы не будем заниматься конспирологией и примем «на веру» официальную: пресловутая ротация. Которая предусматривает периодический перевод военнослужащих в различные округа на равнозначные должности. Однако, формально должность главнокомандующего Сухопутными войсками является более высокой (к тому же более «приарбатской»), по сравнению с должностью командующего войсками военного округа, и, соответственно генерал-полковник Чиркин однозначно пошел на повышение.
А вот генерал-полковник Герасимов при переводе формально «потерял» в должностном окладе. Должность заместителя начальника Генерального Штаба ВС РФ была на один тарифный разряд выше. Но есть и приятный момент. Доступ к различным ресурсам (войскам, материальным средствам, деньгам и т.д.) у командующего войсками нынешнего округа несравненно больше, чем у заместителя НГШ.
Является ли повышением назначение генерал-полковника Постникова-Стрельцова?
Хороший вопрос. По формальному признаку (тарифный разряд) - нет. А вот по степени влияния на ключевую фигуру современных реформ - начальника ГШ - однозначно да.
Однако, Вашего покорного слугу, в силу его специфических пристрастий, больше интересуют в этой перестановке, отнюдь, не тайные пружины, приводящие в движение шестеренки кадрового механизма назначений генералитета на Старой площади. Интересно другое. А именно: степень влияния тех, или иных должностных лиц на решение проблем автоматизации управления в Сухопутных войсках Вооруженных силах Российской Федерации, выражающееся в принятии этими лицами соответствующих решений.
Для того, что бы понять роль и место вышеуказанных должностных лиц в принятии соответствующих решений, напомню, что, например, генерал-полковник Герасимов был председателем Государственной комиссии при проведении государственных испытаний ЕСУ ТЗ.
Сухопутные войска генерал-полковника Постникова-Стрельцова, являлись, кроме всего прочего, еще и основными «потребителями» ЕСУ ТЗ, поэтому вопросы формулирования основных требований к системе, выявления недостатков, а также уточнения технического задания были возложены на плечи военнослужащих главного управления сухопутных войск и 5 омсбр. Непосредственно курировал вопросы создания системы и ее испытаний в 5 омсбр бывший начальник главного штаба Сухопутных войск генерал-лейтенант Скоков, недавно уволенный в запас.
Что касается генерал-полковника Чиркина, то нынешний главком для ЕСУ ТЗ - отнюдь не чужой. Еще в должности заместителя командующего Московским военным округом он вплотную занимался вопросами ЕСУ ТЗ (при проведении испытаний и опытной эксплуатации системы еще во 2 гвардейской Таманской мотострелковой дивизии). В этой же должности он принимал участие в российско-американском учении «Торгау-2007», проходившем в многонациональном центре подготовки войск «Граффенвер» (Германия), где воочию мог ознакомиться с американским подходом к использованию средств автоматизации при управлении войсками.
Тем более ценен его опыт (в том числе и как бывшего разведчика!).
Кстати, в своем интервью любимой мною газете «Красная звезда» он, почти сразу же после назначения на свою нынешнюю должность, сказал следующее:
Цитата:
«Разработка ЕСУ ТЗ стала первой работой такого уровня после достаточно длительного перерыва. В создании системы принимает участие более 50 предприятий промышленности. Отмечу, что ведущие зарубежные страны - США, Германия, Италия, Франция также уделяют пристальное внимание вопросам автоматизации в тактическом звене.
В настоящее время доработка отечественной ЕСУ ТЗ находится в завершающей стадии. В июне этого года спланировано проведение комплексной проверки устранения замечаний, выявленных в ходе государственных испытаний. По её результатам можно будет сделать выводы о соответствии системы требованиям современного боя и принять решение об объёмах поставок в войска. (Курсив мой -Д.П.).
Конец цитаты.
Полностью интервью можно прочитать здесь:
http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/2648-vremya-kachestvennyih-preobrazovaniy Ну, о «проведении работ в завершающей стадии» мы слышим из уст, как разработчиков системы, так и военных «кураторов», как минимум с декабря 2009 года.
В 2010 году в соответствии с планами система должна быть принята на вооружение и начаты ее поставки в войска.
На дворе - середина 2012 года.
Кроме постоянно меняющего свою конфигурацию (и пока единственного!) бригадного комплекта системы, который находится в опытной эксплуатации в 5 омсбр 20 армии Западного военного округа, поставки в другие мотострелковые бригады даже не начинались.
Э?
Напомню, что аналогичная (тактического звена) американская система АСУВ «Force XXI Battle Command Brigade and Below» (FBCB2) класса С2, о которой рассказывалось в предыдущих постах этого блога, прошла путь от выдачи технического задания до начала серийных поставок в войска всего за 6 (шесть) лет (1995-2001 г.).
В 2002-2004 годах данная система уже активно использовалась американскими военными при подготовке и в ходе боевых действий в Ираке.
В качестве справки:
За 12 лет разработки и попыток внедрения ЕСУ ТЗ сменилось:
как минимум два главных конструктора ЕСУ ТЗ;
два генеральных директора концерна «Созвездие»;
два командира 2 гв мсд и три командира 5 омсбр;
два командующих 20 армией;
четыре командующих Московским (Западным) военным округом;
три главнокомандующих Сухопутными войсками;
…а также три редакции Боевых уставов Сухопутных войск.
Официальная историю вопроса создания автоматизированной системы управления тактическими воинскими формирования (Единой систему управления тактическим звеном) в новейшей истории ВС РФ выглядит следующим образом :
1. Организация:
2000 г. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина принято решение о разработке ЕСУ ТЗ (единой системы управления тактическим звеном (дивизия - отделение)).
Июнь 2000 г. Приказом генерального директора ФГУП «ВНИИС» для координации разработки ЕСУ ТЗ образован Московский филиал ФГУП «ВНИИС» - «Научно-производственный центр автоматизации управления и связи». Директором НПЦ АУС назначен А.П. Царёв. Он же был назначен генеральным конструктором ЕСУ ТЗ (приказом начальника РАСУ, РФ, №194 от 19.06.2000 по согласованию с ГШ ВС).
Ноябрь 2001 г. Начальник ГШ ВС РФ утвердил ТТЗ на ОКР «Создание базового комплекта ЕСУ ТЗ» (ОКР «Созвездие-М»). Головным исполнителем ОКР «Созвездие-М» назначен ФГУП «ВНИИС», г. Воронеж.
2004 г. Во исполнение Указа Президента РФ № 993 от 29.07.2004 г. создано ОАО «Концерн «Созвездие» - правопреемник ФГУП «ВНИИС». Генеральный директор ОАО - Юрий Викторович Сидоров. НПЦ автоматизации управления и связи переименован в НПЦ автоматизированных управляющих систем.
Всего в создании системы принимало участи от 20 до 50 предприятий, как входящих в концерн, так и «сторонних».
18 января 2010 г. Тогда еще председатель правительства В.В. Путин побывал в Концерне «Созвездие» и провел совещание по вопросам выполнения указа о создании ЕСУ ТЗ.
Январь 2011 - март 2012 г. Концерн «Созвездие» получает контрольные пакеты акций ОАО «Электросигнал» (Воронеж), ФГУП «Научно-исследовательский институт электронной техники» (Воронеж), ФГУП «Опытный завод «Тамбоваппарат» (Тамбов) и московского ФГУП «Научно-исследовательский институт систем связи и управления». При этом предприятия, бывшие ранее ФГУП становятся ОАО. С включением указанных предприятий в интегрированную структуру «Созвездия» общее их количество достигает двадцати.
Август 2011 г. генеральным директором концерна "Созвездие" назначен Азрет Юсупович Бекиев. Полномочия предыдущего гендиректора Юрия Сидорова были досрочно прекращены.
Февраль 2012 г. В концерне побывал вице-премьер Правительства РФ Д.О.Рогозин, курирующий вопросы ОПК.
Январь - 16 апреля 2012 г. Реорганизация головных предприятий концерна в Воронеже. За этот период сокращено (по различным данным) до 1,5 тысяч должностей. При этом около 900 человек уволено.
2. Планы по созданию системы:
2000 - 2001 гг. Первый этап: разработка основных системных нормативно-технических документов; формирование технических и программных средств информационно-технической основы; комплексирование имеющихся на вооружении и разрабатываемых систем, комплексов и средств управления, связи, поражения и информационного обеспечения; завершение ряда ведущихся опытно-конструкторских работ по созданию изделий для ТЗУ.
2002-2005 гг. Второй этап: разработка полного комплекта нормативно-технических документов, технических и программных средств, информационно-технической основы; создание опытных образцов подсистем, объединенных единым системотехническим замыслом.
2005-2010 гг. Третий этап. Обеспечивается создание системы в полном объеме, интегрирующей функции управления, разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, навигации и опознавания и позволяющей с максимальной эффективностью осуществлять управление тактическими воинскими формированиями.
1 февраля - 1 декабря 2010 г. Проведение опытной войсковой эксплуатации поставочного комплекта для мотострелковой бригады.
С 2010 - 2015 гг. Серийные поставки изделий в войска для укомплектования мотострелковых бригад.
2015 г. Завершение оснащения общевойсковых бригад Сухопутных войск ВС РФ комплектами ЕСУ ТЗ.
3. Реализация:
В реальности было примерно так:
2006 г. Проведен первый этап государственных испытаний базового комплекта. Результат: система не обеспечивает автоматизацию функций управления в тактическом звене в соответствии с техническим заданием (кроме подсистемы РВиА). Учитывая необходимость доработки системы, принимается решение о поставке во 2 мсд Московского военного округа элементов ЕСУ ТЗ для проведения опытной войсковой эксплуатации в 2007-2009 гг. Генеральным конструктором АСУ тактического звена назначен В.А.Потапов.
1 февраля - 1 декабря 2009 г. Расформирование 2 мсд МВОи формирование на ее базе 5 омсбр 20 А ЗВО. Проведение опытной войсковой эксплуатации поставочного комплекта для мотострелкового батальона бригады (на БТР) со средствами усиления.
Декабрь 2009 г. - Экспериментальное (исследовательское) батальонное тактическое учение с применением средств ЕСУ ТЗ. Проведение второго этапа государственных испытаний.
Результат - система крайне "сырая". Доработка системы планируется и осуществляется в период с января по октябрь 2010 года в рамках модификации системы, получившей название «Созвездие М».
Октябрь 2010 г. Проведение командно-штабного учения с управлением и несколькими подразделениями 5 омсбр с применением комплекса ЕСУ ТЗ.
Результат: выявлено огромное количество недоработок как в области ПО, так и средств передачи данных. Принято решение о доработке системы до уровня «Созвездие М2».
Май 2011 г. Проведение очередного (третьего) этапа Государственных испытаний «Созвездия М» с элементами «Созвездия М2».
Результат: устранение недостатков планируется до октября 2011 г.
Октябрь 2011 г. Проведение исследовательского бригадного учения с применением ЕСУ ТЗ в версии «Созвездие М2».
На учениях присутствуют 140 представителей Минобороны, органов военного управления, представители Совета Федерации и Генштаба Вооруженных сил России. Было задействовано более 1,5 тысячи единиц различной боевой техники и свыше 1200 военнослужащих 5-й отдельной мотострелковой бригады. Одновременно проводилась работа межведомственной комиссии (МВК).
Результат: Принятие на вооружение системы отложено до устранения выявленных недоработок.
Июнь 2012 г. Проведение проверки устранения недостатков системы в версии «Созвездие М2», о котором в своем интервью говорил генерал-полковник Чиркин.
Сразу оговорюсь. Ваш покорный слуга станет анализировать в этой статье различные «детские» болезни, связанные, в основном, с отказами отдельных элементов системы, а также выходами из строя впервые разработанных, и, стало быть, пока недостаточно надежных средств связи, (передачи информации) и аппаратных средств. К сожалению, такие недостатки органично присущи всем создаваемым сложным системам. Но, в конце-концов, они являются «естественными» при разработке, проведении испытаний и принятии на вооружении таких систем.
Поговорим о «коренных» проблемах, с которыми столкнулись военные и создатели системы, в результате непродуманности всех вопросов идеологии создания системы еще на стадии эскизного проектирования!
Если говорить коротко, то суть этих проблем можно максимально упрощенно свести к четырем пунктам. Должен сказать, что разработчики и военные постоянно высказывают эти проблемы друг-другу в виде взаимных претензий (как при личном общении, так и в официальной переписке и даже в открытой печати).
Итак:
1. Изначально некорректно и очень расплывчато сформулированное техническое задание. В этом разработчики системы регулярно (и справедливо!) упрекают военных. Постоянные «уточнения», вносимые в ТЗ по результатам очередного исследовательского учения, значительно затрудняют проведение работ. В ходе испытаний, проводимых военными, постоянно возникают т.н. «отдельные недостатки», требующие внесения изменений в систему. При этом, некоторые из них принципиально меняют не только отдельные «узлы и агрегаты», но и принципиальные подходы и направление развития системы, вынуждая разработчиков изменять принципы и алгоритмы работы аппаратной и особенно - программной составляющей системы. В результате - до сих пор не ясно, например, что же мы хотим получить «на выходе» и к какому, собственно, классу относится создаваемая система.
2. Вытекающие из первого пункта завышенные требования военных по созданию системы, которая полностью освобождала бы командира от такого трудного и творческого процесса, как собственно, выработка решения на бой. Иногда, по результатам беседы с очередным военачальником, складывается впечатление, что идеальная автоматизированная система управления войсками видится ему в виде большой красной кнопки, нажав которую, можно решить все проблемы управления разом.
Такая точка зрения выражается, например, в желании некоторых генералов иметь в тактическом звене управления систему, которая бы сама собирала все необходимые данные, производила их оценку и предлагала командиру несколько(!) вариантов решения на бой с указанием различных вероятностных параметров. Таких, например, как достигаемый в ходе боя уровень потерь противника и своих войск, скорость и глубина продвижения наступающей стороны, вероятностные характеристики достижения успеха в бою и т.д. То есть, выдвигается абсолютно необоснованное требование по созданию системы класса С3-С4ISR. (Подробнее о классификации и признаках систем такого класса смотрите здесь:
http://dragon-first-ru.livejournal.com/33339.html#cutid1) . Пока же ЕСУ ТЗ "не дотягивает" даже до уровня С2 (Командование и контроль). Но к этой точке зрения мы еще вернемся.
3. Принципиальнейший (на взгляд, как разработчиков, так и военных) вопрос алгоритмов работы боевого состава пунктов управления, применяющих средства автоматизации в ходе решения управленческих задач. При обсуждении этого вопроса и военные, и разработчики уже традиционно и взаимно обвиняют друг друга. Военные винят разработчиков в отсутствии предложений по созданию современных методик работы командира и штаба. В ответ разработчики предъявляют претензии в отсутствии научно обоснованных методов и принципов работы все тех же командира и штаба, которые необходимы для описания их математическим языком при создании программного обеспечения системы.
4. Четвертый пункт является, так сказать, производным от первых трех. Это методика проведения испытаний. Ни разработчики, ни военные так и не пришли к единому мнению относительно основных критериев эффективности и работоспособности системы и, следовательно - нужности ее в войсках.
Продолжение следует
[1] http://kremlin.ru/acts/15157