Влияние историко-географических реалий на формирование этнического характера протоариев 3/3

Mar 19, 2010 09:22

© В.Ю. Слабинский Влияние историко-географических реалий на формирование этнического характера протоариев // Текст доклада. Первый Всероссийский конгресс ведической культуры ариев-индославов, Санкт-Петербург, 22.11.2009
© В.Ю. Слабинский Влияние историко-географических реалий на формирование этнического характера протоариев (в сокращении) // Материалы Первого Всероссийского конгресса ведической культуры ариев-индославов. - СПБ: Сан-Принт, 2009. - с.43-60
© В.Ю. Слабинский, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия, 2009

Окончание

Одно из самых загадочных произведений изобразительного искусства хранится в Кунстхалле города Карлсруэ. Речь о гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия I» (1514).



Альбрехт Дюрер, "Меланхолия "

С момента своего появления и до наших дней эта гравюра будоражит умы. Предпринималось множество попыток разгадать, что за послание скрыто в символике Меланхолии. В качестве примера приведем интерпретацию известного искусствоведа Цецилия Нессельштрауса: «…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник, из-за которого выглядывает плавильный тигель. Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница. На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» (…) Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намеков. Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает ее бездеятельность, что за мальчик изображен позади, в чем значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чем смысл цифры «I»?

Попробуем ответить на часть поставленных вопросов. Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Ко второму - людей, у которых рассудок преобладает над чувством: чиновников и торговцев. Третий тип - люди с богатым воображением, это художники и поэты. К этому типу относил себя и сам Дюрер. Как уже было сказано, в случае натуры, наделенной богатым воображением, меланхолия может выступать синонимом мечты об утраченном. Не вдаваясь в детали, подчеркнем, что многие исследователи обращают внимание на присутствующую в сюжете символику планеты-покровительницы меланхолии - Сатурна. Однако римский Сатурн - это греческий бог Кронос. По нашему мнению, на данной гравюре Дюрер изображает известный мифологический сюжет о Зевсе и Кроносе. Согласно мифу, Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень, который называют Байтил или Агадир.



А. Дюрер "Меланхолия" Фрагмент. Камень, указывающий на Полярную звезду



Мегалит «Черный обелиск», указывает на Полярную звезду, найден на Русском Севере экспедицией РГО, руководитель С.В. Голубев

Так как этот камень позже показывали в Дельфах, то еще одна из версий, что камень, проглоченный Кроносом - это знаменитый омфал (пуп Земли). В традиции индославов камень символизировал Варуну и Перуна.



Фрагмент найденного на Кольском полуострове экспедицией РГО под руководством С.В. Голубева Храма Аполлона и главный артефакт храма Аполлона в Дельфах.



С.В. Голубев на фоне найденных артефактов

Известно, что после победы Зевс сослал своего отца Кроноса в далекий северный край - Гиперборею, где наступил Золотой век. Гипербореи не знали горя, жили в достатке и бесконечно долго, а умирали лишь по собственному желанию. Главная примета Гипербореи - это центр мира, великая гора Меру, над которой сияет Полярная звезда. Эту гору можно увидеть на гравюре. Е.С. Лазарев пишет, что в алхимической традиции Меру - это Rupes Nigra et Altissima (Скала черная и высочайшая), окутанная главным божественным таинством - светозарным мраком. По словам Григория Нисского оказавшийся на вершине горы, окутанный светозарным мраком Иоанн Богослов познал, что никто и никогда не видел Бога (Ин. 1: 18). По преданию религии Бон, на заре времен, до начала Бытия из сущности первоэлементов возникли яйцо света и яйцо тьмы, из которых и родились великие боги: Сангпо Бумтри в облике белого человека с бирюзовыми волосами и Мунпа Сэрдэн, что означает Лучезарная Тьма.

С.В. Жарникова пишет: «В одной из книг Махабхараты - «Лесной» повествуется о том, что «некогда на юго-западе земли арьев жил могущественный царь по имени Сагара (что на санскрите значит «море», «океан»). …Не вдаваясь далее в подробности сюжета, отметим, что в списках населенных мест российской Олонецкой губернии ХIХ века значится река под названием «Сагаров Ручей». И здесь же, у Онежского озера, протекали три реки с весьма «странными» названиями: «Шива Ручей», «Падма» и «Ганеш».

А «странность» заключается в том, что обычно культ Бога Шивы и его слоноголового сына Ганеша связывают исключительно с чернокожим дравидийским населением полуострова Индостан. А тут, надо же, на русском Севере все благородное семейство вместе: и Шива, и Ганеш, и супруга Шивы Парвати, одно из многих имен которой Падма (что означает «кувшинка» или «лотос»). Плюс к этому, не где-то в далекой Индии, а в Карелии рядом с этими вышеупомянутыми «шиваитскими» реками до сих пор расположены ещё «индийская» Ганг-река и целых два Ганг-озера».

Другая значимая деталь, изображенная на гравюре «Меланхолия I» - составленный впервые в европейском искусстве магический квадрат 4 Х 4. Сумма чисел в любой строке или столбце равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины 1514 год.



Магический квадрат

Изобретение магического квадрата приписывают Пифагору. По орфикам, Рея - дочь Протогона, и родила она не Зевса, а Посейдона. Рея отождествлялась с фригийской Великой матерью богов и получила имя Реи-Кибелы. Во Фригии Рея воскресила Диониса, который после воскрешения постиг таинства и получил от Реи элемент костюма, ставший в последствие одним из важных атрибутов одеяния римских пап - столу. Напомним, что по мнению греков, свои сакральные знания Пифагор получил на Севере, за что его называли Гиперборейским. В других традициях число 4 считалось символов Перуна и Варуны.

Если же отвлечься от сюжетной линии греческого мифа, то гравюра изображает женщину, ребенка и собаку на берегу безбрежного северного моря в ожидании. То, что это именно напряженное ожидание, символизирует шар, находящийся подле женщины. Такие же символические шары можно в изобилии увидеть в петербургской городской скульптуре. Кого же ждут персонажи картины? Ответ на этот вопрос дают детали изобильно, разбросанные по гравюре. Гвозди, плотницкий инструмент, раскрытый циркуль не оставляют сомнений, ждут возвращения мужа, отца, хозяина. Женский и мужской характер комплиментарны. Если у мужчин наблюдалось тоскливое ожидание выхода в море, то у женщин - тоска по возвращению мужа домой.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что этнический характер ариев-индославов - это морской характер, и сформировался он на побережье Северных морей.

Как уже было сказано, по представлениям индославов Вселенский закон охраняет пара богов-братьев. В Ригведе они выведены под именами Варуна - Митра, славяне в своих международных договорах называют их Перун - Велес. Различаются боги на уровне цветовой символики, первый - светлый, золотой или красный, второй - темный, чаще черный или темно-синий. Бассейн Дуная одно из мест славянского этногенеза, многие историки утверждают, что в дунайском этническом котле, при встрече праславян и венетов родилась славянская идентичность. На берегах Дуная стоял Киев и правил былинный князь Владимир Красное Солнышко. Так вот, в северо-западной части Болгарии протекает один из правых притоков Дуная - река Вит. Эта река имеет длину 195 км. И рождается в гораз Златишко-Тетевенска-Платина от слияния двух рек Черни-Вит и Бели-Вит. Руги знали двух главных богов Чернобога и Святовида или Белобога. В былинах прародитель ругов богатырь Дунай выступает хранителем роты, из его крови рождается великая славянская река.

Однако еще более архаичные образы сохранились в другом ареале расселения ругов-славян на Русском Севере. В XX веке И. Ларионовым у потомков кривичей в Дедовичском районе Псковской области было записано сказание о двух чудо-богатырях: «На Кокшином городище на горе Судоме жили два русских богатыря, два по крови родных брата. Зорко стерегли и оберегали они родную Псковскую землю. Готовы были каждую минуту броситься в бой на врага. Денно и нощно несли братья верную сторожевую службу: если один отдыхал, то другой бодрствовал. Но когда враг подступал, то оба не знали сна. Владели богатыри одним чудесным боевым копьем, передавали его в случае надобности друг другу. Это копье в руках братьев подсекало врагов, как серп спелую рожь».

С горой, на которой жили братья связано еще одно сказание, имеющее архаичные корни, записано оно было местным собирателем Г. Сырохновым в XIX в.: «...В Порховском уезде (Псковской губернии) есть гора Судома, о которой сохранилось следующее поверье. Над этой горой висела с неба цепь. В случае споров или бездоказательных обвинений соперники приходили на Судому и каждый поочередно должен был достать цепь рукою; а цепь позволяла себя взять только праведной руке. Однажды сосед у соседа украл деньги и засыпал их в толстую палку, выдолбленную в середине. Обкраденный как раз попал подозрением в виновного. Оба пошли на Судому, причем вор, вместо путевой дубинки, взял свою палку с деньгами. Сперва цепь достал хозяин, торжественно складывая вину покражи на своего товарища. Потом вор отдал хозяину подержать свою палку и, доставая цепь, сказал: «деньги у тебя». Цепь и ему далась, но с тех пор неизвестно, как и куда исчезла».

Серяков обращает внимание на то, что целый ряд обстоятельств позволяет идентифицировать цепь с ротой. В пользу этого говорит, как название горы Суд-ома, так и проходившая там процедура, являвшаяся божьим судом. Не вызывает сомнений и тот, факт, что два брата-богатыря, стерегущие при помощи волшебного копья роту, - это два бога-хранителя. Но тогда можно сделать предположение, что Судома - это одна из проекций горы Меру, причем, судя по архаике образов в приведенных сказаниях, можно утверждать, Суд-ома - это наиболее ранняя проекция, здесь же протекает река Судома.

Обратим внимание на главную святыню славянского средневекового мира - остров Рюген. Здесь находился знаменитый оракул, к которому обращались все славяне, здесь чтили в храмах Чернобога и Святовита. То, что Рюген - это остров Буян из русских сказок, доказано давно. Однако, по нашему мнению, это не первый остров Буян, по аналогии с тем, как Киев на Днепре - это поздняя реплика стольного града Киева на Дунае. Индославам было свойственно при переселении в новые места использовать старые, принесенные с прародины названия. Так они обживали, обустраивали новый для них мир



Остров Рюген, Балтийское море

Остров Рюген имеет северное, относительно балтийского Поморья, расположение. Еще Рене Генон утверждал, что ориентация север-юг имеет сакральную природу. По свидетельству германских хронистов на Рюгене не было сельского хозяйства, островные руги специализировались на войне и выполнении религиозных обрядов. Следовательно, более ранний, подлинный остров Буян должен был располагаться к северу и быть культовым центром.



Острова Белого моря

Приведенным характеристикам полностью соответствуют открытия, сделанные комплексной экспедицией Русского Географического Общества под руководством Сергея Вадимовича Голубева, что позволяет уточнить локализацию прародины индославов. Только на Русском Севере, на побережье Белого моря мог сформироваться характер этноса, сыгравшего ключевую роль в мировой истории - индославов. Именно к этим суровым местам идеально приспособлены люди, характер которых может быть описан такими чертами, как широта, воля, терпение, жалость (любовь), глубина, как интуитивное понимание гармонии мира и следование правде, мечтательность и ярость. Поэтому не случайно Николай Клюев написал о России в стихотворении «Поэту Сергею Есенину»:

Певчим цветом алмазно заиндевел

Надо мной древосложный навес,

И страна моя, Белая Индия

Преисполнена тайн и чудес.

Об авторе: Владимир Юрьевич Слабинский, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия; Автор 12 монографий и учебных пособий по психотерапии и психологии. Действительный член Русского Географического Общества.

1995 по 2004 г. - научный сотрудник ДВФ НИИ Психического здоровья ТНЦ СО РАМН

С 2004 г. по 2006 г. - заместитель директора по научной работе ДВФ НИИ Психического здоровья ТНЦ СО РАМН

С 2004 г. по настоящее время - член проблемной комиссии «Медицинская психология» Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской Академии Наук.

С 2006 по настоящее время - доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова.

Научные интересы: этнопсихология, изучение славянских архетипов, история психологии и психотерапии, реконструкция ведической психотерапии. Автор программы «Агзу» - изучение этнопсихологии и транскультуральная психотерапия коренных малочисленных народов. С 2000 г. по 2005 г. - научный руководитель экспедиций в места компактного проживания коренных малочисленных народов: удэге, тазов, орочей. В 2003 г. программа «Агзу» награждена Дипломом на Всероссийской выставке специализированных программ Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ.

Текст доклада можно прочитать на сайте конгресса: http://www.vedaarii.ru/2009-10-12-15-45-33/2009-12-17-12-40-10/119-dokladslabiskogo2009.html

P.S. После доклада В.Ю. Слабинского "Влияние историко-географических реалий на формирование этнического характера протоариев" последовало


Исполнение танцевальной постановки,посвещенной милосердному образу Шивы - члены МОО "Лайя-йога"

конгресс, позитивная динамическая психотерапия, танцы, теория метода

Previous post Next post
Up