Несколько слов о составе «числовой» парадигмы русских загадок, «разыгрывающей» все пространство между двумя полюсами, выражаемыми иногда и нечисловым образом, предельно обобщенно, - ср., с одной стороны, никто, ничто, ничего, никогда, ни разу, нет, не &... и т. п., с другой, весь (весь мир, весь век, всё, всякий, полно, целый, много (в смысле 'не сосчитать', 'без счету') и др. Эти два полюса могут быть поняты и как рамки мира загадки, отсылающие соответственно к категориям абсолютного отсутствия, пустоты, небытия, нуля и полноты, всеобщности, целостности или даже цельноединства.
Вкратце (подробнее см. в другом месте) объем «числовой» парадигмы русской загадки около сорока единиц.
...
состав «числовой» парадигмы выглядит следующим образом:
четверть, пол-, половина (ср. полдень, полгода, полдуба, полмолодня, полсорока), один (един, /э/тот в контексте /э/тот... другой... третий и в случаях, когда один выступает как неопределенный артикль; первый, ср. однажды, однолетний, одноручка и под.), полтора, два (двое, оба, пара; второй, другой в указанном контексте, дважды), три (трое, третий, тройка), четыре (четверо, вчетверо, четырка, четыре четырки, четверти полторы, четвертый), пять (пятеро, пятеринка, пятый, пятак, пятачек, пятакан, пятивашка, ср. пятница), шесть (шестой), семь (семеро, седьмой, ср. семь четвертей), восемь (восьмой), девять (девятый), десять (десятеро, десяток), двенадцать (ср. дюжина), четырнадцать, 20, 24, 25, 30, 33, 35, 40 (ср. сороконожка, пол-сорока), 50, 52, 60, 70, 77, 90, 100 (сто, сотня), 105, полтораста, 200 (двести, два ста), 300, 365, 366, 400, 500 (пятьсот, пятый ста), 700, 702 (семьсот и два), 1000 (тысяча, ср. четвертая тысяча, тысяча полтораста), миллион.
Легко заметить неоднородность этой «числовой» парадигмы. Первый десяток образует непрерывный ряд (при этом ноль отсутствует); «один», как правило, выступает как число лишь при более широком числовом контексте; наиболее высокая частотность у числа «два», с чем соотносится распространенность бинарных типов «загадочной» конструкции; в принципе (но не без серьезных исключений) общая тенденция такова, что чем больше число, тем ниже его частотность (ср. убывающий ряд 2-3-4-5-6-8-9; исключения - 7 и 10, встречающиеся соответственно чаще, чем 5, 6 и 5, 6, 8, 9), меньше типов загадок, где выступает данное число (так, «шесть» специализируется в подавляющем количестве случаев в загадках о «шестиногих» насекомых), ограниченнее состав форм данного числа (ср. «два» - «пять» и «семь», «десять», с одной стороны, при «шесть» - «девять», имеющих только по две формы - количественную и порядковую.
Уже второй десяток чисел являет многочисленные лакуны: нет 11, 13, 15-19; редко встречается число 14, которое своим появлением обязано одной ситуации в загадках о времени, точнее - о днях недели с различением дня и ночи, причем они замыкают нисходящий ряд «год - (время года) - месяц - неделя» (ср. Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких. - Годы, месяцы, дни, ночи, неделя. № 4947, ср. 4953); число 12 встречается реже, чем можно было бы ожидать, и по преимуществу в загадках о месяцах года (ср. №№ 4938-4943, ср. отчасти № 5144; иначе - № 1614: годов двенадцать [...]-Волосы старика седеют, а также загадки, в первой части которых выступают коллективные множества - 12 братьев, 12 сестриц, 12 кузнецов, ср. №№ 3010, 3797, 5104 или 12 горшков на столбе до неба № 5022: о колокольне); значимо отсутствие числа 17, отмеченного в мифопоэтических текстах.
Ряд чисел третьего десятка столь же ущербен как по количеству элементов ряда (только 20, 24 и 25), так и по частотности - все эти числа встречаются редко; это относится и к кратному 12 числу 24 (ср.: 4946: [...] в каждом крыле по двадцать четыре пушинки [...] - в загадке о членении года); вовсе отсутствует число 27 (3 х 3 х 3 или 3 х 9), играющее выдающуюся роль в числовой символике мифопоэтических текстов. В четвертом десятке представлены три числа - 30 в отнесении к дням недели (Тридцать постель, тридцать гостей [...].№ 4964), или к годам жизни, зрелости (Три года - яйцо, тридцать лет -медведь, шестьдесят лет - курица. № 1336), или к зубам, где это число соотносится тоже с курицей (Тридцать куриц -- все без хвостов.-Зубы. № 1481), 33 (Летят тридцать три ворона, несут тридцать три камня [...] -Поставы на мельнице. № 2828; Тридцать три воротят, один Мартын поворотит. - Зубы, ложка во время еды. № 4306; Тридцать три сели на конь, поехали в огонь. - Пельмени. № 4320), 35 (Через тридцать пять валов лазит птичка без Крылов. - Таракан. № 829). Пятый десяток представлен только числом сорок (40), но оно встречается нередко и при этом - с разными определяемыми и в отнесении к разным загадываемым денотатам, ср. сорок рубашек, отсылающих к курице (№№ 955, 957, ср. сорок сорочек, но и сорок сороков, уже в ином контексте), сорок недель в тюрьме - о младенце в материнском чреве (№№ 1328, 1329); сорок умных - о годах жизни (№ 1620), сорок пеленок, сорок ризок- о капусте (№ 2462, 2477), сорок кобыл - об очепе, журавле у колодца (№ 2791), сорок поросят, сорок братцев, сорок цыган - о потолочинах и матице (№№ 3009, 3011, 3014), сорок пол - о крыше (№ 3079), сорок узлов - о бисере (№ 4152) и др., ср. сороконожка - о железной дороге (№ 4513), ср. также полсорока - о каменке в бане, шипящей от воды (№ 2931). Из шестого десятка загадки используют два числа - 50 и 52; к первому из них ср. пятьдесят поросят- о каменке в бане и шипящей воде (№№ 2932, 4369), пятьдесят концов - о бисере (№ 4152), пятьдесят лебедей - о Духове дне (№ 5135) и др.; ко второму ср. пятьдесят два сокола - о неделях года и пятьдесят две галки, то же (№№ 4943, 4945), пятьдесят два лебедя, о семи неделях Великого поста и Пасхе (№ 5144). Седьмой десяток представлен только 60 (ср.: [...] Шестьдесят лет - курица - о человеке, № 1336); восьмой - 70 и 77; к 70 ср. семьдесят одеж - о курице (№ 963), семьдесят одежек - о капусте (№ 2467) и луке (№ 2489), семьдесят листов - о петухе (№ 993), семьдесят ризок - о капусте (№ 2476), семьдесят шуб - о луке (№ 2498), дед семидесяти лет - о кресте (№ 5032) и о попе (№ 5099); к 77 ср. семьдесят семь платьев и семьдесят семь на себе ризок - о курице (№№ 954, 959), семьдесят семь полков - о сосне и ели (№ 1727), семьдесят семь корчаг - о репье (№ 1913), семьдесят семь шубок и семьдесят семь ризок - о капусте (№№ 2472, 2474), семьдесят семь Семенов - о потолочинах (№ 3008), семьдесят семь рядов - о колокольне (№ 5024). Девятый десяток в «загадочных» текстах никак не представлен. Десятый же - только числом 90, ср.: [...] висит котел девяносто ведер - о месяце (№ 105).
Зато 100 (сто, сотня) представлено более чем полусотней примеров и к тому же весьма многообразных - и по связям с определяемым и по отнесенности к разным объектам, подлежащим разгадке. В ряде случаев сто неоднократно повторяется в одной и той же загадке (ср.: Стоит сто столбов, у ста столбов сто Кольцов, у ста Кольцов сто кистей, у ста кистей сто ветвей. -Хмель. № 2674) и как бы принудительно втягивает в свое поле и соседние слова, соответственным образом трансформируя - «стозируя» их; ср.: То-сто вито-сто, перевито-сто, кто сто отганет, тому сто рублей [...] тому сто плетей.-Бусы. № 4151; - Посто, витосто [...] витосто, кто сто отганет, тому сто все. Веретено. № 4631; - Тосто и витосто, кто отгадает тому все сто. - Бердо. № 4659; ср. также № 5003, где само число «сто» отсутствует при наличии тосто, пятосто, перевитосто, витосто [...] -Церковь. Несомненно, что в большинстве случаев с числом «сто» связывается идея максимальной полноты - целостности, замкнутости и самодовлеющего характера ее. Разнообразие определяемых при числе «сто» и кодируемых им объектов, подлежащих разгадке, весьма велико. Ср.: сто дорог. - Звезды на небе (№ 30), дед, ему сто лет. - Мороз (№ 362), сто серебряных монеток. -Рыба (№ 547), сто домов. - Улей (№ 691), сто мужиков. - Муравейник (№ 715), сто частей без единого шва. -Пух или перо (№ 900), сто рубах. -Курица (№ 956), сто шуб. -Курица (№ 960), сто безумных.- Годы жизни (№ 1620), этой бабке сто лет. - Сосна (№ 1725), Стал стариком - сто пеленок на нем. - Капуста (№ 2463), сто лат. - Капуста (№ 2471), сто ризок. -Капуста (№№ 2473, 2475, 2478, 2480), сто ризок. -Лук (№№ 2491, 2494, 2495), сто коней. - Мельница (№ 2869), сто дыр. - Корзина для сена (№ 2969), сто гостей, сто постель. - Бревна и мох (№ 2989), сто молодцов. - То же (№ 2991), сто братьев. -Бревна дома (№ 2997), сто гостей, сто постель. - Бревна (№ 2998), сто молодцов. - Потолочины (№ 3012), сто бревен. - Замок (№ 3184), сто лип. - Веник (№ 3665), сто голов кормил. -Горшок (№ 3701), сто душ питал. - То же (№ 3720), сто людей кормил. - То же (№ 3727), сто холстов на сто концов. - Блины (№ 4257), сто лебедей. -Ложки (№ 4284), сто человек перевозит.- Паром (№4496), сто верст промахал. -Паровоз (№ 4503), сто телег. - Поезд (№ 4511), сто полен. - Бердо (№ 4658), сто ям с ямой. - Наперсток (№ 4716), рубль бежит, сто догоняют. - Охота на зайца (№4737), сто полей. - Книга (№4861), за сто миль залетело.-Письмо (№ 4881), сто рублей. - Церковь (№ 4998), о ста углов. - То же (№ 4999), сто овец.-Люди в церкви (№5017), сто городов.-Колокол и звон (№ 5083) и т. п. - Из второй сотни более или менее случайным образом представлены единичные числа «сто один», «сто пять» (ср. №№ 2772, 5016), а также «полтораста» - № 3323).
Лишь единичными и, так сказать, окказиональными примерами представлены 200 (двести, два ста), ср.: №№ 4707, 4708; 300 (триста) и 365 (триста шестьдесят пять, о днях года), 366 (то же), 400 (четыреста), 500 (пятьсот, пятый ста), 700 (семьсот) и 702 (семьсот и два). Несколько чаще встречается 1000 (тысяча), семантически отчасти дублирующая «сто» (ср.: Каркнул ворон на сто городов, на тысячу озер.-Гром. № 286, ср.: №288; - их тысяча есть.-Пчелы. № 642; - тысяча рублей. - Корабль или лодка. № 4462; - за тысячу верст прилетело. - Радио. № 4812; о тысяче рублев. - Церковь. № 4999). В целом идея «тысячи» выражена расплывчато, и в ряде случаев само это число появляется в загадках позднего происхождения или даже в псевдозагадках (ср. также четвертая тысяча, № 781, тысяча полтораста, № 2539); тем более это относится к миллиону, ср.: Бежит бегун, ревет ревун, хочет миллион колоть. - Гром, град побил хлеб. № 297.
Источник:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/topor/zam_chisl.php