© Слабинский В.Ю. Образ дерева, как символическая проекция отношения к себе, 2011
© Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им.И.И.Мечникова
Владимир Николаевич Мясищев предлагал понимать личность, как систему отношений. Основные характеристики отношения: осознанность, избирательность, целостность, потенциальность, актуальность. В многообразии отношений по праву можно выделить кластер отношений «к себе» - базис всей системы отношений личности.
В методологии Позитивной Динамической Психотерапии для исследования и описания отношения «к себе» используется модель «Идентификации». В кластере отношений личности «к себе» ведущим является принцип «Динамики», а принципы «Надежды» и «Гармонии» - вспомогательными. Динамика развития личности вызвана одновременными процессами отождествления и разотождествления. Новая идентичность укореняется в сфере «Я» и в дальнейшем реализуется в сферах «Ты», «Мы» и «Пра-Мы».
Для исследования системы отношений, помимо прочего, используется авторская методика В.Ю.Слабинского «Проективный тест отношений». Платформой для разработки этого теста послужили теория отношений (личности) В.Н.Мясищева (1930-1950) и проективный тест Дж.Бука «Дом - Дерево - Человек» (1948).
Для диагностики отношения «к себе» в методике «Проективный тест отношений» применяется рисуночный субтест «Дерево». Правила интерпретации можно прочесть в моей книге - Слабинский В.Ю. «Семейная позитивная динамическая психотерапия» (СПб, 2009).
Любая психодиагностическая методика, по сути, искусственно повторяет некие объективные реалии - моделирует ситуации и психологические переживания. В культуре различных народов можно обнаружить схожие и взаимодополняющие архетипические образы Древа. Античные мифы сохранили память о похищении Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. В русских сказках добыча молодильных яблочек - достаточно распространенный сюжет. Саги рассказывают, что Северный бог Один с целью постичь руны, принес себя самого в жертву, 9 суток провисев на стволе Мирового древа - ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьем. Согласно библейскому мифу, история человечества началась с того, что Ева отведала яблоко с Древа познания Добра и Зла. Обратим внимание, что все приведенные сюжеты являются описанием обрядов перехода, целью которых было обретение новой идентичности.
27 декабря 1973 года в своем последнем интервью Юлиус Эвола сказал, что в условиях современной культуры самоинициация возможна в двух случаях, первый вариант - это переживание экзистенциальной травмы, второй - "вмешательство фактора, трансцендентного по отношению к индивиду, что лишь в крайне редких случаях может произойти самопроизвольно: такую инициацию можно было бы назвать дикой, подобно тому, как Рембо называли мистиком в диком состоянии.
По нашей гипотезе, одним из четких маркеров определенной ("дикой" в терминологии Эволы) самоинициации является спонтанное переживание архетипа «Древа» в сновидениях или фантазиях.
В качестве первой иллюстрации используем материал самонаблюдения, отображенный в стихотворении, написанном в возрасте 17 лет после переезда в другой город, начала учебы в институте и начала самостоятельной жизни в студенческом общежитии.
Владимир Слабинский «Скажите мне», 1985
Скажите мне, когда деревьям больно -
они, подобно людям, плачут?
Быть может, листья, роняемые на землю, -
слезы, а их топчут?
Скажите мне, может, ветви - руки
ласкают птиц и тянутся к солнцу,
трепещут пальцы, а их рубят?
Скажите мне, а, может, деревья любят,
когда не видят друг друга - скучают?
Может, им снятся полеты и море,
может, они нас пухом целуют,
а их топором на дрова убивают…
Иллюстрация № 2. Данный пример самоинициации взят из жизнеописания великого европейского мистика, одного из родоначальников немецкой философии - Якоба Бёме.
В возрасте 21 года Бёме пережил инсайт, который описал через 12 лет в книге «Утренняя заря в восхождения» (Aurora / Die Morgenröte im Aufgang, 1612):
Я уподобляю всю философию, астрологию и теологию, вместе с матерью их, драгоценному дереву, растущему в прекрасном саду.
2. Земля же, на которой стоит дерево, непрерывно дает ему сок, откуда дерево имеет свое качество жизни; а дерево растет в себе самом от сока земли, и становится большим, и широко раскидывает ветви свои.
3. И как земля силою своею трудится над деревом, чтобы оно росло и возрастало, так и дерево со всеми ветвями своими непрестанно трудится изо всей своей мощи, чтобы всегда приносить много добрых плодов.
4. Если же дерево приносит мало плодов, к тому же совсем мелких, червивых и дряблых, то вина не в воле дерева, что оно желало умышленно приносить худые плоды, ибо оно - драгоценное дерево доброго качества; но в том вина, что часто нападают на него великая стужа, зной, медвяная роса, гусеницы и тля, ибо качество в глубине, извергаемое звездами, повреждает его, так что оно приносит мало добрых плодов.
5. Дерево это имеет то свойство, что чем становится больше и старше, тем сладчайшие приносит плоды: в юности своей приносит оно мало плодов, чему виною суровый и дикий род почвы и чрезмерная влага в дереве; и хотя оно хорошо цветет, однако яблоки его большею частью отпадают во время роста, разве только если оно стоит на очень хорошей почве.
6. Дерево же это имеет в себе и доброе, сладкое качество; но также и три других, противных тому, как-то: горькое, кислое и терпкое. Каково дерево, такими бывают и его плоды, пока солнце не подействует на них и не сделает их сладкими, так что они получат приятный вкус; и плоды его должны устоять в дождь, ветер и непогоду.
7. Когда же дерево становится старым, так что ветви его засыхают и сок не может больше подниматься в вышину, то внизу, вкруг ствола, вырастает много зеленых веточек, под конец также и на корне, и они прославляют старое дерево, так как оно тоже было прекрасной зеленой веточкой и деревцем и теперь состарилось. Ибо природа, или сок, обороняется, пока ствол совсем не засохнет; тогда его срубают и сжигают в огне.
Напомним, что Инсайт (англ. insight - понимание) - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
В результате инсайта или, как он сам называл, мистического видения, Якоб Бёме переосмыслил и библейский миф, и женский образ в целом. Русскими последователями Бёме были философы Владимир Соловьёв, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Семён Франк, Николай Лосский, разрабатывавшие учение о Премудрости Божией - Софии. Гомер и Аристотель понимали «Софию» (греч. Σοφία) как знание, мастерство, разумное умение в творчестве; «знание о сущности», о «причинах и источниках». Русские космисты делали акцент на «целостности» - «…единство истинное, не противополагающее себя множественности, не исключающее ее, но… всё в себе заключающее» (Вл. Соловьев).
На одной из средневековых гравюр изображен увиденный Якобом Бёме «космический человек». Внутри «космического человека» находится Мировое древо, причем корни этого дерева проецируются на «солнечное сплетение», ствол - на «трахею и бронхи» (бронхиальное дерево), а крона - на голову.
Рис.1 Космический человек Якоба Бёме
Вид спереди иллюстрирует возрождение божественных принципов в человеке. Дерево коренится в сердце, где находится зеркало, отражающее божественный свет - истинное знание. Корни дерева - чувства и желания человека, могущие напитать Ствол - дух человека, тянущийся к своему отцу - Богу. Ветви - индивидуальность человека, заключающаяся в божественной конституции, а листья - это плод усилий самого человека - его личность.
Вид сзади показывает ночные состояния души. Сферы астрального ума и чувств заполнены звездами, что символизирует зависимость человека от расположения небесных созвездий. В сфере разума низшее и высшее соединяются, так как разум обычного человека содержит в себе и одно, и другое, чем отличается от «просвещенного понимания» или истинного знания духовного человека - Адама. Кроме этого, можно заметить, что на гравюре Беме проекция «Мирового древа» соответствует расположению на теле человека четырех верхних чакр в аюрведической традиции и совпадает с расположением «духовных органов», описанных античными авторами.
Иллюстрация № 3. Сергей Есенин, 25 лет. Все от Древа - вот религия мысли нашего народа… То, что музыка и эпос родились вместе через знак древа, заставляет нас думать об этом как не о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство тому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент. Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья. Это - великая значная эпопея исходу мира и назначению человека… Вглядитесь в цветное узорочье наших простынь и наволочек. Здесь с какой-то торжественностью музыки переплетаются кресты, цветы, ветви. Древо на полотенце - значение нам уже известное, оно ни на чем не вышивается, кроме полотенца, и опять-таки мы должны указать, что в этом скрыт весьма и весьма глубокий смысл. Древо - жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа, и, прибегая под покров его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель. Цветы на постельном и тельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего дань труду на плодах своих. Они являются как бы апофеозом как трудового дня, так и вообще жизненного смысла крестьянина. Таким образом разобрав весь, казалось бы, внешне непривлекательный обиход, мы наталкиваемся на весьма сложную и весьма глубокую орнаментичную эпопею с чудесным переплетением духа и знаков. И «отселе», выражаясь пушкинским языком, нам видно «потоков рожденье. - Сергей Есенин "Ключи Марии".
http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/e75/e75-186-.htm Иллюстрация № 4. Многие знания - многие печали. Переживание целостности мира, интуитивное понимание всей совокупности сложнейших причинно-следственных связей может порождать болезненное ощущение хрупкости мироздания. Порой предчувствие катастрофы оказывается предвидением. Так, в возрасте 29 лет русский поэт Николай Клюев накануне Первой Мировой Войны в 1913 году написал стихотворение «Осинушка».
Ах, кому судьбинушка
Ворожит беду:
Горькая осинушка
Ронит лист-руду.
Полымем разубрана,
Вся красным-красна,
Может быть, подрублена
Топором она.
Может, червоточина
Гложет сердце ей,
Черная проточина
Въелась меж корней.
Облака по просини
Крутятся в кольцо,
От судины-осени
Вянет деревцо.
Ой, заря-осинушка,
Златоцветный лёт,
У тебя детинушка
Разума займет!
Чтобы сны стожарные
В явь оборотить,
Думы - листья зарные -
По ветру пустить.
Иллюстрация № 5. Часто встреча с архетипическими образами случается в сновидениях. Одним из маркеров таких сновидений являются сильные чувства.
Сновидение мужчины 30 лет.
Мир вокруг был какой-то стертый, трудно сказать были краски или нет. Я возле огромного дерева, на котором находится какая-то православная икона. Вдруг я вижу, что у изображения на иконе появляется нос-шишка. Я удивляюсь этому, хочу рассмотреть поближе, но тут дерево оживает и икона превращается в его лицо. Дерево подмигивает мне и неожиданно я понимаю, что дерево - это я. Какой-то странный сон, пугающий и радостный одновременно.
О том, что славяне поклоняются деревьям в священных рощах сообщал Козьма Пражский в Чешской хронике (XII век). Аналогичное наблюдение сделал немецкий хронист Гельмгольд (XII век), описывая быт и нравы полабских славян. О почитании деревьев упоминается и в "Житии Константина Муромского", а Иоанн Златоуст приводит факт существования у русских язычников молитвы "в дрова".
Ярор (клён) - в пpеданиях западных славян деpево, в котоpое пpевpащен ("заклят") человек - "явоp от человека пошел". Кленовое деpево не использyют на дpова, листья клёна не подкладывают под хлеб в печи (в листе клена видят ладонь с пятью пальцами). Из клёна нельзя делать гpоб - "гpешно гноить в земле живого человека" и т.д. Пpевpащение человека в явоp - один из попyляpных мотивов славянских баллад.
У восточных славян существует пpичитание матеpи над yмеpшим сыном: "Ай, мой сыночек, мой же ты явоpочек". Согласно сеpбсвим повеpьям, если сyхой клён обнимет неповинно осyжденный человек, клён зазеленеет; если же к зеленеющемyт весной явору пpикоснется несчастливый или обиженный человек - дерево высохнет. Почитание явора сохранилось и в христианстве - на Тpоицy, в день Божьего Тела и в дpyгие пpаздники ветками клёна yкpашали дома, воpота.
Рис. 2. Обряд поминания предков
Иллюстрация № 6. Женщина, 30 лет Из диалогов
- Я о сих пор вспоминаю сосну, которая послала мне прекрасный сон о себе.
Вы не могли бы написать свой сон про сосну? Очень интересно.
Ну это был не совсем сон, это было внутреннее ощущение сосны во сне :) Ее жизни. Ближе всего по образу это походило на такой зеленый энергетический поток в "Крадущемся тигре..", если Вы видели этот фильм. А по ощущениям что-то теплое, струящееся, как будто солнечный луч на лицо упал. Для меня это выглядело так, как будто я почувствовала как сосну питает сок - ее "психические" представления об этом. Не знаю как правильно сформулировать :)
А сколько вам было лет в момент переживания встречи с сосной?
Это было несколько лет назад, мне было около 30, я думаю. Не могу сказать, что я какой-то особый любитель природы. Но в том месте прекрасный сосновый лес, и в одну ночь, когда я уснула под сосной, мне приснился этот сон. Для меня сосна в этом ощущении - Другой. Это были ее чувства, ее образы, просто переданные мне (конечно же я увидела их как-то по-своему, как могла) Это и близко не было похоже на "отношение к себе", кроме того, я вообще не испытывала ничего подобного ни до ни после, хотя лес этот люблю и бывала в нем еще несколько раз. Это ощущение мало походило на человеческое, настолько оно необычное.
Источник
http://airiswolf.livejournal.com/538763.html?view=4093323#t4093323 Иллюстрация № 7 В романе "Война и Мир" Лев Толстой так иллюстрирует метаморфозу Андрея Болконского (31 год):
На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков - где попало. Как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая...
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».
Иллюстрация №8. Переживания образа «Древа» вновь и вновь повторяются до завершения самоинициации - внутренняя работа может проявляться вовне посредством некоего неожиданного хобби.
Евгения Сергеевна Удовиченко (32 года):
- На это дерево я тратила около часа каждый день в течение месяца.
Рис.3 "Дерево", автор Е.С.Удовиченко, из коллекции Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений
Иллюстрация № 9. Великий испанский поэт-символист, лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1956 год Хуан Рамон Хименес (1881-1958) в 36 лет написал:
Я знаю, наверно,-
я вечности древо
и кровью моею
накормлены звезды,
а птицы в листве -
мои сны и мечты.
И если паду я,
подрубленный смертью,-
обрушится небо.
(1916-1917)
Иллюстрация № 10. Однако чаще новое понимание, возникшее при встрече с Софией, воплощается в метафору, совет, рекомендацию - мудрость.
Ольга Викторовна Бермант-Полякова (38 лет):
Можно по-разному о себе думать. Например, прежний - новый, незрелый - зрелый. Было - стало. Я предлагаю вам подумать о себе как о дереве, которое выросло, - а в саду из саженца вырастает огромное дерево за десять лет, - и каждый следующий год этому выросшему дереву добавляет не высоты, а толщины, больше годовых колец на стволе становится. Были годы, когда прирастали тоненькие, истощённые борьбой за выживание, годовые кольца, были годы как годы. Настало и благодатное время, когда можно развернуться во всю мощь, брать из земли соки и поворачивать к солнцу молодые листья, время не выживать, а жить.
Есть изречение, «узнают дерево по плодам». Плоды своих трудов вы видите, это сыновний долг, который вы с честью выполнили, это научные работы, это устройство своего быта и дома. Не пилите себя, чтобы разглядеть срез ствола какие годовые кольца худые. Живите на земле под солнцем и радуйте плодами своих трудов других людей.
http://m-d-n.livejournal.com/312943.html Иллюстрация № 11. В завершение приведем замечательное высказывание Стефана Хёллера (58 лет) из книги «Юнг и утерянные евангелия» (2011):
У людей есть два пути, при помощи которых они могут расширить магический круг своей индивидуальности: один из них направлен наружу, другой - внутрь. Экстраверсия психической энергии обращает внимание личности на внешний мир ощущений с сопутствующими ему чувствами и мыслями. Но в области глубокого внутреннего понимания и психической проницаемости имеет место другой вид расширения. Вдруг наступает миг [интроверсии - В.С.] - и мы уже не маленькие люди, пойманные в ловушку в сером тумане понятий и образов; скорее, <…> мы становимся деревом, которое внезапно узнает, что его корни, глубоко внизу, тянутся из подземного мира власти, смысла и трепетного волнения, и мы готовы признать, что именно эта подземная сфера дает жизнь нашим ветвям, простирающимся ввысь, в мир дневного света сознательного эго.
Вывод. Таким образом, из приведенных иллюстраций следует, что отождествление с архетипическим образом дерева переживается личностью в ключевые моменты жизненной истории. Речь идет не о конкретном возрасте, который как раз может довольно сильно разниться, а о самоинициации - принятии новой структурной идентичности на линии: ребенок - взрослый - прародитель.