На прошлой неделе советник президента Виктора Януковича Анна Герман заявила о том, что в окружении Виктора Януковича существуют кланы, в которых места для нее нет. Она дипломатично не озвучила ни имен, ни фамилий предводителей.
Тему кланов вслед за Герман поднял народный депутат из фракции Игоря Рыбакова "Реформы ради будущего" Тарас Черновил.
Политик в интервью Радио Свобода отчетливо обозначил одну группу влияния на Виктора Януковича - клан Сергея Левочкина (министр топлива Юрий Бойко, глава СБУ Валерий Хорошковский и бизнесмен Дмитрий Фирташ).
"Я думаю, управление государством сегодня осуществляется только в оперативном режиме, только той группой Левочкина. Но там тоже так все непонятно, что сказать-то трудно. Когда Янукович принимает решение самостоятельно, когда принимают решение за него, сказать трудно, поскольку все решения какие нелогичные", - сказал депутат.
Группу в свое время нарекли "газовыми барыгами", в 2009 году Партия регионов даже имела намерения исключить из своих рядов Сергея Левочкина и Юрия Бойко, близких к бизнесмену Дмитрию Фирташу. Об этом писала “Сегодня” со ссылкой на источники внутри партии. Однако "барыгам" тогда удалось выжить.
Со слов Тараса Черновола, клан нацелен на использование административных возможностей во имя бизнеса Фирташа. Также, по мнению политика, Фирташ может быть заинтересован в изоляционизме, ибо когда действуют только рейдерские принципы, это дает ему колоссальные возможности.
Очевидно именно этим курсом можно объяснить, на первый взляд нелогичные и сумасбродные, действия по отношению к лидеру оппозиции Юлии Тимошенко. Уголовные преследования известной во всем мире "оранжевой принцессы" не пришлись по душе исповедующим демократические ценности европейцам и американцам, не оказалась равнодушной к судьбе Юлии Тимошенко и россияне. Мир пригрозил Украине международной изоляцией.
Замаравший себя тесной связью с международным преступником Севой Могилевичем Фирташ прекрасно понимает, что бизнес дальше Украины ему делать не следует, поэтому угрозы и санкции Европы, США и России ему только на руку. Олигарх освоил для себя нишу на украинском рынке и будет сражаться за нее до последнего. Конечно не переходя дорогу второму клану.
Клан Александра Януковича, старшего сына президента Виктора Януковича. Пока специализируется на финансово-банковской деятельности, торговле и строительстве. По сути тоже не нуждается в международных связях. Его ближайшим подельником считают главного банкира страны - Сергея Арбузова. Клан во многом уже преуспел, однако его аппетиты остались неиссякаемыми. На очереди могут стать однопартийцы, он может в будущем и составить серьезную угрозу и "газовым барыгам". Здесь можно говорить о "белорусской модели", в которой все контролируется одной Семьей.
Клан Юры Енакиевского (Иванющенко). Енакиевский депутат, прибывший в Украину после инаугурации Януковича с Монако вплотную занялся сельским хозяйством. Он вместе с министром сельского хозяйства Николаем Присяжнюком тоже не боятся внешней изоляции, украинское зерно и земля всегда будут пользоваться мировым спросом.
Клан генерального прокурора Виктора Пшонки. Кум Виктора Януковича полностью предан действующему президенту. Это самое главное качество в системе изолированного государства. Источники обогащения неиссякаемы, как неиссякаемы и уголовные дела. В любое время может "приземлить" любой иной клан, естественно по указанию. Изоляция ему не угрожает.
Клан Анатолия Могилева. Благодаря автозакам, дубинкам и газу, если понадобиться снайперам и тяжелому армейскому вооружению готов сломить любое противостояние с властью не только оппозиции, но и украинского народа. Почти 300-тысячная постоянно вооруженная армия стала защищать режим. Поощряются пытки, убийства в застенках, защищаются и оправдываются оборотни в погонах - для страха у народа, чувства безнаказанности и вседозволенности у милиционеров. Будет чувствовать себя более значимым в условиях изоляции страны.
Возможно предположить, что кланы Левочкина и Юры Енакиевского формируют некий "общак" - для поддержки своих народных депутатов, правильного ими голосования, подкупа народных избранников из других фракций. А также - обеспечения нужных результатов на выборах разного уровня, содержания различных общественных и политических формирований, в том числе псевдооппозиционного толка.
Влияние остальных групп на Виктора Януковича, пожалуй, сведено к минимуму. Как отмечает Тарас Черновил, уже и Ахметов не может повлиять на ситуацию.
У политика будущих реформ вообще сложилось впечатление, что Янукович избегает любых дел, максимально сидит в Межигорье, довольствуется жизнью, и до последнего времени довольствовался теми визитами и теми приемами, которые давали ему везде в мире. Сейчас, когда в мире все обрывается, он хаотично начинает возвращаться к тому, что надо принимать какие-то решения. Но он фактически отдал бразды этого воза украинского в другие руки.
Здесь с Тарасом Черноволом согласиться нельзя, Янукович даже постоянно находясь в Межигорье, жестко руководит всеми своими кланами и не позволяет кому-либо из предводителей перейти границу им дозволенного.