Крымский фронт 1942 г. от Би-Би-Си.

May 26, 2017 15:13

Не сильно люблю жанр разбора ошибок. Но тут просто пример в палату мер и весов мифологии Крымфронта, статья по Керченской катастрофе от BBC.


Не утомляя читателей, пробегусь по ключевым и показательным моментам. Цитата: "С 27 февраля по 13 апреля он[Крымский фронт А.И.] трижды пытался наступать, но потеснить части вермахта не смог. Напротив, была вновь утрачена Феодосия".

Потеснить части вермахта Крымский фронт как раз смог, так 27 февраля 1942 г. была опрокинута подпираемая немецкой артиллерией оборона румынской пехотной дивизии. С образованием выступа фронта. Феодосия же была утрачена еще в январе, до того, как на Крымский фронт прибыл Л.З.Мехлис (собственно именно утрата Феодосии стала одной из причин посылки в Крым человека из Москвы). Перед нами ошибка или сознательное передергивание? ИМХО второе.

"[Мехлис] Заставлял генералов и старших офицеров тратить дорогое время на бесконечные совещания и заслушивания"

Реально (дела есть на Памяти народа) это были достаточно откровенные совещания по обмену боевым опытом.

"В середине апреля Ставка приказала перейти в Крыму к обороне. Это указание было фактически проигнорировано"

В реальном мире оно не было проигнорировано. Фактом является то, что фронт перешел к обороне. С постановкой обширных минных полей итп.

"писал после посещения Керченского полуострова начальник штаба инженерных войск Красной армии генерал-майор Иван Галицкий"

Можно я тоже Галицкого процитирую? В докладе по развитию Ак-Монайских позиций он в начале февраля 1942 г. обозначил удар противника вдоль побережья Феодосийского залива как «не сулящий успеха, так как этому наступательному действию сильной помехой является Черноморский флот».
Как мы знаем, в мае 1942 г. немцы на ЧФ наплевали слюной и пошли как раз вдоль побережья. Где оборона была слабее. Является это виной лично тов. Мехлиса Л.З.?

Далее. Безусловно компетентный инженер И.П.Галицкий, работал на Крымском фронте с февраля по апрель 1942 г. и совсем не сидел сложа руки. Благодаря его усилиям были приведены в порядок(с поправкой на "вдоль побережья немцы не пойдут, убоявшись большого и страшного ЧФ") Ак-Монайские позиции с глубокими и плотно заминированным рвом. С преодолением которого немцам таки пришлось повозиться.

В ответ на замечания Галицкого командующий 44-й армией, по которой вскоре пришелся основной удар, генерал-лейтенант Степан Черняк, заявил: "Делать это незачем. Мы готовимся в ближайшее время наступать".
"Такое построение было просто сумасшедшим, оно игнорировало не только имевшийся опыт Великой Отечественной войны, но и прежних войн", - писал в книге "Керченская катастрофа" историк Всеволод Абрамов.

В реальной жизни ни злополучный Черняк, ни другие командармы, ни Козлов ничего такого не игнорировали и готовили фронт к обороне. Имелись дивизии в обороне в первой линии, имелись назначенные для контрударов совместно с танковыми бригадами стрелковые дивизии во второй (аж две штуки в полосе армии Черняка). Вот этим резервным дивизиям действительно не рекомендовали окапываться, что не являлось ошибкой - их задачей являлся контрудар. Встать, выдвинуться, контратаковать.

Семь стрелковых дивизий Крымского фронта находились в первой линии на фронте примерно 22 км, семь стрелковых дивизий на удалении 3-12 км в глубину - в армейских резервах, в том числе две дивизии - на Ак-Монайских позициях.



На случай наступления противника в 44-й армии был разработан план контрударов по трем вариантам, окончательно зафиксированный в боевом распоряжении №028 от 28 апреля 1942 г. Первый вариант разрабатывался на случай наступления противника в полосе 51-й армии вдоль ж.д. Владиславовка, ст. Ак-Монай, второй - на случай удара вдоль феодосийской дороги на Арма-Эли, третий - в случае прорыва в район ст. Ак-Монай и развития удара дальше вдоль ж.д. (фактически развитие первого варианта). Актуальным оказался 2-й вариант.
Почему не получилось? Потому что в Крымский фронт прибыл VIII авиакорпус (сразу плюс 460 самолетов), и резервные дивизии попали под воздействие с воздуха, ранее в Крыму не наблюдавшееся. Соответственно 22-я тд и батальоны Штугов получили новейшие машины с длинноствольными пушками, уверено выбивавшими КВ резервных тбр. Противотанковых же пушек остро недоставало.

Главными граблями обычно является соотношение сил и автор статьи наступания на эти грабли не избежал. Он пишет:
Всего советская группировка на утро 8 мая, по данным генштаба, насчитывала 249800 человек, 347 танков, 580 самолетов, 3577 орудий и минометов, в том числе 72 "катюши".

Тут я соглашусь с Абрамовым. В донесении БТиМВ фронта танков 238 (41 КВ, 7 Т-34, 79 Т-60 и 111 Т-26).

Немецкие силы в Крыму были сведены в 11-ю армию в составе 10 германских и двух румынских дивизий общей численностью порядка 147 тысяч человек.

Если оперировать не мемуарами Манштейна или расчетами, а документами, то 11-я армия на 2 мая 1942 г. в расчете на число «едоков» насчитывала 232 549 (243 760 на 11 мая) военнослужащих в армейских частях и соединениях, 24(25) тыс. человек персонала Люфтваффе, 2 тыс. человек из Кригсмарине и 94,6(95) тыс. человек румынских войск. "Две румынские дивизии" это только вновь прибывший VII румынский корпус (10 и 19 пд), а так с 1941 г. в Крыму находился горный корпус Аврамеску, в начале 1942 г. к нему добавилась 18 пд румын.
В сумме это давало свыше 350 тыс. человек общей численности армии Манштейна. Поэтому Манштейн имел достаточный перевес над Крымским фронтом. Который будучи не дураком реализовал.

По мелочи, косяки которыми пестрит вся статья. При описании собственно боевых действий автор пишет "Погиб командующий 51-й армией генерал-лейтенант Львов", относя это к первому дню боев. Однако он погиб совсем не в первый день.

"В реальности основным стало южное направление по берегу Черного моря. На советской стороне там имелся противотанковый ров"
Ров был от моря и до моря.

На неохраняемый берег немцы высадили шлюпочный десант.

Берег был охраняемый и десанту на штурмовых лодках (не шлюпках) было оказано сопротивление. В том числе ФОГами.

"Потолком" Мехлиса стала должность члена Военного совета фронта. Бывший фаворит лишился должностей начальника Главпура и заместителя наркома обороны, а главное - вождь больше ни разу не удостоил его личной встречи.
Если заглянуть в выложенный даже в викитеке журнал посещений И.В.Сталина, то там Мехлис присутствует и во второй половине 1942 г., и в 1943 г. Не "удостоенный".

В общем на 75-летие событий в Крыму Би-Би-Си нам поставила старую шуршащую пластинку "Мехлис фу-фу-фу".
ЗЫ. БиБиСишники в статье по ссылке поправили некоторые формулировки, но Эндорнеды все помнят.

1942, война, история

Previous post Next post
Up