Вчера соло сходил на "Фьюри"/"Ярость". Фильм представляет собой прекрасный пример фильма "про войну". Без прости госспади духовности и терзаний на фоне войны (потому что обычно режиссеры снимать боевки и войну тупо не знают как и не умеют и в итоге гонят лирическую линию, духовность, примятые ромашки и прочий не имеющий отношения к делу шлак). Что можно сказать с исторической точки зрения? Каков вообще контекст событий?
Сначала небольшая преамбула о реалистичности. Цивилизация дала нам возможность преодолевать расстояния и точно так же хочется преодолевать время, обращать его вспять. Пусть на 2 часа кино, но погружаться в мир, в котором жили предки. И реалистичность фильмов это как настоящая фузея и выпушки у реконструкторов. Чтобы убедить мозг, что все так и было. Посопереживать героическим предкам, стоя у них за спиной в процессе борьбы с нацистами/Гранд Армее/[нужное вписать], острее отождествлять себя с ними. Неудивительно, что во "Фьюри" нам периодически показывают войну глазами героев, через мелькающие в перископе силуэты.
Итак, апрель 1945 г., наступление американцев к Эльбе после форсирования Рейна и образования гигантского рурского "котла". Оставив позади ГА "Б" в "котле" американские части шли практически в пустоте. Собственно американская 2-я тд, о танкистах которой снят фильм, вошла в число тех, с кем успели повоевать подростки из 12-й армии Венка на Западном фронте. Перед тем, как прозвучало из фюрербункера "Где Венк?!".
Соответственно показанная в фильме картина войны без четкой линии фронта вполне соответствует реалиям действий конкретного соединения (обозначенного через нашивку 2 тд на рукаве Брэда Питта). Фронт действительно был везде (как говорит один из героев), пусть и крайне рыхлый. До этого 2 тд побывала много где, в том числе под Фалезом(окружение крупных сил немцев во Франции) и в Арденнах (с совершением форсированного марша) и ее экипажи, прошедшие через все это, - реальные "псы войны". Тут "верю!". Многие говорят о неполиткорректности экипажа (в нем нет негра-заряжающего! :-) ), все так. Вообще создатели "Фьюри"/"Ярости" удачно избежали искушения создать историю Иванушки-дурачка, легко достигающего победы над сильным врагом. Это очень вредный сюжет, в "Ярости" успех достается все же профессионалам.
Фильм без лирической линии (хотя единственная лирическая сцена - зачот, мега-барышня, никакого оттенка шалавы, который часто пробивается через синематографических див).
Сюжет построен вокруг превращения юноши в мужчину, взросления на войне (на фото как раз он слева). Писаря, попавшего на замену погибшему стрелку в сложившийся коллектив. Что попадает не командиром (как в "На войне как на войне") скорее на пользу сюжету. Еще один нестандартный сюжетный ход: у героев нет прошлого. Т.е. в ставшим родным домом танке есть фотографии близких, но на них даже камера не наезжает. Герой Брэда Питта явно не из простой семьи, знает немецкий язык и узнает цитаты из Библии. Но всего лишь сержант.
На фото: танкисты 2 тд извлекают из машины раненого товарища.
История с "Малешкиным", молодым офицером во главе видавших виды мужиков, вынесена авторами фильма на уровень роты. Вот горой Брэда Питта беседует со своим безусым командиром роты:
Но эта сюжетная линия оказывается второстепенной и проходной.
Машина у героев фильма "тюнингованная" по самым высоким стандартам, обвешанная бревнами как доп.бронированием и заваленная скарбом экипажа.
Обычно на "Шерманах" было по одному пулемету сверху на башне(12,7-мм М2), у "Фьюри" таковых два: 7,62-мм (называемый в фильме "30" по калибру в долях дюйма, .30) и 12,7-мм (.50, изначально зенитный). Но такие тоже были, вот фото М4А3Е8 из американской 12 тд того же периода:
При этом в том же подразделении присутствуют и более старые "Шерманы" с 75-мм пушкой. Они против "Тигров" годились очень условно. В фильме такой танк в городе стреляет в пулеметное гнездо в подвале, на снимке - машина из 2 тд, снятая в 45-м. Они присутствовали в последних боях войны, не будучи такой редкостью как у нас Т-34-76 в самом конце войны.
Вот фото, демонстрирующее разницу в вооружении танков:
У одного из танкистов выстрел 75-мм пушки, у второго - 76,2-мм. Т.е. у "Фьюри" изначально больше шансов противостоять немецкой тяжелой технике. За счет технологического совершенства 76-мм снаряд пушки "Шерманов" последних серий пробивал почти столько же, сколько советский 85-мм снаряд Т-34-85, грубо 100 мм на 1000 м. Так что показанный бой с "Тигром" на пистолетной дистанции это кинематографическое преувеличение, в угоду зрелищности. Иначе противников просто не было бы видно в кадре одновременно.
Тактически хорошо показаны боевые сцены против пехоты с пушками в поле и в городе. Взаимодействие, использование всего вооружения и специальных снарядов (дымовых, зажигательных). Причем показано даже выставление заряжающим ключом взрывателя на снаряде, это вообще мега-зачот для кино.
Сидение в командирском люке с микрофоном, общаясь со всем экипажем тоже практиковалось:
Вот так же сидит Брэд Питт:
На переднем плане виден второй, дополнительно установленный пулемет 7,62-мм.
Завершая тему стрелковки, нельзя не отметить трофейного "Штурмгевера" у героя Питта:
По времени - вполне уместно. Приятная реалистичная деталь.
Как еще одну реалистичную деталь нельзя не отметить регулярно появляющихся в кадре.. лошадей. Действительно в 1940-х лошадь можно было встретить так же часто, если не чаще, чем автомобиль. По крайней мере в германской армии.
Наибольшие вопросы возникают относительно последней сцены фильма, схватки с "эсэсовцами". На мой взгляд, показ прошел с умеренными дозами зрелищности и голливудщины. Показано продуманное использование экипажем всех средств борьбы до гранат включительно. Которые входят в боекомплект машины. Прототипом, очевидно, является эпизод из книги Белтона Купера, см. в
комментариях.
Давайте разберемся, что там собственно произошло. Если эсэсманы шли по правилам, то впереди шагал и ехал головной дозор. Его экипаж "Фьюри" обманул и покрошил (это судьба и задача такая у дозора). Далее развернулись главные силы батальона "электриков" и в итоге стоящий на дороге танк вынесли. Причем это в фильме бой идет довольно долго, это кинематографическое растягивание нескольких минут. "Фаусты" вероятно берегли для главной задачи (контрудара американцам во фланг, см. сцену постановки задачи четырем танкам в штабе) и поэтому офицер эсэсовцев выдал своим людям всего ящик "фаустов". В итоге немцы не стали стрелять из них толпой залпом, как это иногда практиковалось в 45-м. Для штатного же выстрела надо подобраться на 30 метров, что дает экипажу шанс отбиться, убивая и заставляя мазать "фаустников", что частично и произошло - в боевое отделение попал всего один выстрел. Но это далось ценой большого расхода боеприпасов экипажем, который палил во все стороны, отбиваясь от подбирающихся фаустников. Опять же бой происходит, прямо скажем, не в плотной застройке. Здание рядом экипаж "Фьюри" поджигает, лишая возможности его использовать как позицию для стрельбы и превращая в освещающий поле боя факел. Собственно неплотную застройку танки проходили в реальной жизни вполне уверенно. Так в апреле 1945 г. советские танковые части быстро преодолели малоэтажные периферийные районы Берлина, но сильно замедлившись в центре города с близко поставленными прочными каменными зданиями.
Думаю если потом на DVD с перемоткой посчитать убиенных героями фильма эсэсманов, то наберется их не больше сотни. Что в общем нормально для танка как боевой единицы за большие деньги, с мощным вооружением и опытным экипажем. Фактически на обездвиживание авторы фильма пошли ради уравнивания шансов. Ходовой Шерман порвал бы "электриков" на марше как тузик грелку.
Вот сердобольный поступок молодого солдата с рунами на каске - "не верю!". Дань поликорректности, с "кем строили аденауэровскую ФРГ".
Что вообще добило, так это "Шерман" в финальных кадрах, реально исхлестанный пулями, сколовшими во многих местах краску. Т.е. сделан с умом и любовью, пониманием как оно должно быть.
Хорошее кино. На мой сугубо танкосеческий взгляд.