Это фильм про войну: бондарчуковский "Сталинград"

Oct 12, 2013 15:39

Собственно шел я в кинотеатр с предубеждением, не сам захотел, а "по заданию редакции". Однако сразу же негативные ожидания были опровергнуты. В первый раз в отечественном (и зарубежном) синематографе новые части переправляются в г.Сталинград ночью, как оно и было на самом деле. До этого переправлялись под ураганным огнем среди бела дня. Причем если в фильме 1948-49 гг. отмахнулись от здравого смысла буркнув «Нельзя ждать ночи», то потом такой фигней даже не утруждались. Ф.Бондарчуку однозначно удалась первая "омаха-бич", получилась достаточно сильная сцена (спойлерить не буду, но прообраз ее взят из мемуаров В.Г.Зайцева). Скажут, что после 23 августа 1942 г. все баки выгорели - это не совсем так, встречал в октябрьских документах, там жаловались "вроде все давно выгорело, а все равно запылало".


Поскольку у некоторых возникли непонятки, нефтебаки это вот такие сооружения, которые были расставлены в разных местах на берегу Волги в черте Сталинграда.


Круглые в центре снимка. Конкретно эти - в районе з-да "Баррикады", у "острова Людникова", который был к северу от них.

Вот в кадр с воздуха попали горящие нефтебаки:


В общем цилиндрические баки это такая же знаковая часть именно Сталинграда как фонтан с хороводом вокруг крокодильчика и Универмаг.

Роли партии, НКВД и штрафбатов в "Сталинграде" Бондарчука нет, но это наверное и так уже все сходившие сказали. Собственно с исторической точки зрения Ф.Бондарчук допустил такую условность как сжатие пространства реального города в одну точку, на одну площадь. См. фрагмент аэрофотоснимка:


Волга довольно далеко, до нее пара кварталов (в правой части снимка). Именно здесь на берегу нефтебаков не было. В фильме разбросанные на довольно значительном пространстве здания, сжаты в одну небольшую площадь. Это допустимое упрощение на мой взгляд. Воюют массы людей и чтобы показать всего несколько человек достаточно выпукло, нужно сжимать пространство. Также хороший прием "Сталинграда" это "голос за кадром", уместно(флешбэки бы ломали картинку и настроение) и добавляет объема персонажам.

Бомбардировщик Хе-111-й с площади в реале был сбит давно, в августе 42-го, стоял тушкой на площади еще неразрушенного города, и так и достоял до самого конца битвы. Падение его прям в кадрах фильма, действие происходит осенью, - условность, но не режущая глаз. Вообще с вещами в кадре поработали на совесть, с душой. Думаю мало кто узнал выгоревшее шасси трактора СТЗ-НАТИ (их выпускали в Сталинграде и масса машин осталась в городе), но оно мелькает на экране, как и очаг, сложенный из траков танка. "лент ППШ" - нет, если что. "Кровь-кишки-распи.." в смысле ужасами войны авторы фильма не злоупотребляют, все к месту, без перебора как в БК.

Подбитый советский танк - тридцатьчетверка-сталинградка - там тоже в реале был, вот он:


Стоял на улице Гоголя по дороге от фонтана с хороводом и крокодильчиком до площади Павших Борцов с Универмагом на углу. Площадь - впереди по ходу танка. Так что использованный в фильме подбитый Т-34 тоже был в этих краях. Вообще сцена с Т-34 - одна из самых сильных в фильме. То, что я люблю, - демонстрация профессионализма воюющих. Герои фильма в военной форме не жалкие страдающие лузеры, а профессионалы, умеющие воевать. Они раз за разом демонстрируют именно профессионализм. Лидеры тут капитан Громов(Петр Федров) и А.Никифоров (Алексей Барабаш).

Причем весь фильм именно профессионализм, без перегибов и сжигания танков носками а ля "Райан". Собственно в фильме показано, что танки это адские по разрушительной силе машины. Я как они появились(с шурценами, но с эмблемой воевавшей в Сталинграде 24 тд) подумал, что начнется какая-то озеровская вампука и финал хорошего фильма запомоят, но обошлось. До самого конца реализм был выдержан.

Лирическая линия(ну куда без нее в синематографе) фильм не портит и даже оказывается в высшей степени уместной.

В общем ответ на вопрос "Стоит ли сходить?" пожалуй будет "Да, стоит". Ф.Бондарчук сумел сделать фильм гораздо лучше и сильнее озеровского «Сталинграда», в котором сам снимался.

Сталинград, история, кино

Previous post Next post
Up