Польша опубликовала в интернете стенограммы расшифровки речевых самописцев с самолета президента Леха Качиньского, который разбился 10 апреля под Смоленском.
Фотографии аварийного самописца самолета Леха Качиньского. "Черные ящики" на самом деле выглядят как красные или оранжевые шайбы или шары.
Несмотря на то, что на стенограмме стоит гриф "Не подлежит разглашению", Польша решила обнародовать стенограммы из-за большого количества спекуляций вокруг них. Скачать файл PDF можно
отсюда.
Когда читаешь этот документ, складывается ощущение, словно смотришь фильм-катастрофу, конец которого знаешь. И все равно, нет-нет да и проскочит мысль: "А вдруг выдюжат? Вдруг у них все-таки получится?"
Скриншот начала стенограммы
Теперь подробнее о моих впечатлениях о документе и о наиболее важном, на мой взгляд, из того, что содержится в 40-страничной стенограмме.
Запись начинается с 10:02:48 по московскому времени и заканчивается в 10:41:05, после того, как самописец зафиксировал шум от столкновения с лесным массивом. Последней записью стало "Крик: Kurwaaaaaa......" главы ВВС Польши Анджея Бласика, находившегося в кабине пилотов.
В начале стенограммы пилоты, судя по переговорам, пролетают в районе Минска, шутят друг с другом и диспетчерами, обсуждают карьеру коллег по работе.
У пилотов есть некоторое беспокойство по поводу метеоусловий при посадке, которое начинает проявляться по мере приближения к аэродрому Смоленска:
10:11: Второй пилот: "Нет, ну земля видна, может, не будет ничего страшного".
Диспетчеры на 10:24 сообщают, что в Смоленске туман и видимость 400 м. Пилоты говорят между собой: "Это не так уж много, да?", "Плохо, появился туман, не известно, сядем ли мы", вспоминают похожий опыт посадки при тумане и обсуждают возможность ухода на запасные аэродромы в Витебск или Минск.
В 10:21 командир воздушного судна (КВС) отдает указание пристегнуть ремни пассажирам бортпроводнице.
В 10:25 на связь выходят пилоты другого польского самолета, севшего в Смоленске буквально перед приземлением самолета Президента Польши и говорят о крайне тяжелых условиях для посадки: "Мы приветствуем тебя сердечно. Ты знаешь, в общих чертах тут полный каюк." (Тут мое примечание: это русский перевод, по-польски фраза звучит как "Wiesz co, ogolnie rzecz biorac, to pizda tutaj est". Насколько мне позволяет мое знание польского языка, перевод последней части фразы как "полный каюк" не совсем точен). Пилот продолжает: "Видно метров 400 приблизительно и высота нижней кромки облаков меньше 50 метров, значительно. Ну, нам повезло в последний момент сесть. Но честно скажу, можете попробовать, конечно."
Пилоты решают попробовать зайти на посадку и, в случае неудачного захода, лететь на запасной аэродром. А вот дальше наступает один из ключевых моментов.
В 10:26 КВС говорит человеку, обозначенному в стенограмме буквой А (кроме экипажа в кабине самолета находились командующий военно-воздушными силами Польши генерал Анджей Бласик и директор дипломатического протокола министерства иностранных дел Мариуш Казана), видимо, М.Казане: "Господин директор, появился туман! В данный момент в наших условиях мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделаем один заход, но, скорее всего, ничего из этого не получится. Если окажется (неразборчиво), тогда что будем делать? Топлива нам так много не хватит для этого (неразборчиво)."
"Значит, у нас проблема", - отвечает директор Казана.
В 10:30 «господин директор» произносит: «Пока нет решения президента, что дальше делать». Самолет продолжает снижение.
Команды диспетчера при посадке четки и спокойны. В 10:35 диспетчер осведомляется, есть ли у пилотов опыт посадки на военных аэродромах, на что КВС отвечает "Конечно".
В 10:37 в переговоры вновь вступает пилот ранее севшего самолета. Он сообщает, что видимость уже 200 метров, а не 400, как было до этого.
В 10:38, предположительно, Казана говорит: "Он взбесится, если еще (неразборчиво)". Очевидно, что речь идет о Президенте Польши и его реакции в случае ухода на запасные аэродромы. Думаю, нагнетание обстановки безусловно оказывало воздействие на решения и действия экипажа ВС.
С 10:40:07 система TAWS (система раннего предупреждения приближения к земле) постоянно подает сигнал "TERRAIN AHEAD" («Впереди земля!»). Далее та же система с 10:40:44 бьет тревогу и сигнализирует "PULL UP! PULL UP!" («Поднять!»), но снижение продолжается.
В 10:40:49 второй пилот говорит: "В норме", но вдруг сразу после этого в 10:40:53 "Уходим". За эти несколько секунд высота самолета снизилась с 90 м до 50 м.
В 10.41:01 стенограмма пишет «Шум от столкновения с лесным массивом», второй пилот кричит «Kurwa mac!», диспетчер командует: «Уход на второй круг!» и одновременно с этим раздается последний крик генерала ВВС Польши Анджея Бласика. И как трагическое сопровождение идет постоянный сигнал тревоги системы TAWS "PULL UP! PULL UP!...", который уже не дает надежды на спасение...
...Что можно сказать об этой драматической ситуации. Запись показывает, что у пилотов была вся необходимая информация о сложнейших метеоусловиях при посадке, в действиях диспетчеров не было ошибок и в их контакте с экипажем ВС не было непонимания или несогласованности. Запись не дает возможности судить, была ли ошибка пилотов при посадке и в чем именно она заключалась, но можно однозначно утверждать по фрагментам комментариев посторонних в кабине (из которых, кстати, в стенограмму бОльшая часть не попала в связи с неразборчивостью речи), что на пилотов оказывалось давление в отношении необходимости посадки.
За скорейшее обнародование стенограмм выступал, в частности, и брат погибшего Президента, ныне главный кандидат на эту должность Ярослав Качиньский. Однако, ознакомившись с записями, политик пришел к выводу, что данные черных ящиков так и не ответили на вопрос, почему экипаж принял решение садиться под Смоленском несмотря на неблагоприятные погодные условия.
Напомню, на борту самолета находились 96 человек, в том числе президент Польши с супругой, политики, представители военного командования страны, общественные деятели, по сути, цвет польской нации. Все они в составе делегации направлялась на траурные мероприятия в Катынь; никто из них не выжил.