О чрезмерных налогах

Dec 08, 2010 08:05



Цитата: И вот что я скажу: рядовому воину-самураю бывает чрезвычайно сложно и затруднительно исполнять обязанности казначея или сборщика налогов именем и волей господина. И вот почему. Человеку дюжинного ума и заурядных способностей непросто распоряжаться казной господина, управлять доходами и расходами его дома, не причиняя урона своему повелителю, не нанося убытков чиновникам и столоначальникам, не обрекая на лишения ремесленников, селящихся вокруг замка, не позволяя впасть в нужду крестьянам окрестных селений. Тот, кто угождает господину и его домочадцам, позабыв о крестьянах и ремесленниках, обрекает их на прозябание - нужду, лишения и невзгоды.

Тот, кто печётся о благе низших каст, позабыв о господине и его доме, наносит урон ему и его казне. Вот почему самураю бывает сложно исполнять обязанности казначея или сборщика налогов.

Иной раз неважно, насколько смышлен и догадлив воин от природы, если дух его поражён жадностью и стяжательством. Вот почему домоправителю, кому доверена честь распоряжаться казной -снабжать домашних провиантом, приобретать утварь, надзирать за тратами слуг господина, - надлежит стеречься желания возвыситься над остальными. Бывает и так, что бесчестный пройдоха начинает запускать руку в кошелёк господина, и вот уже строит он себе богатое и нескромное жилище, покупает дорогую утварь, украшения и вещи. Начинает он сорить украденными у господина деньгами, расточать нажитое господином добро на увеселения - свои и приспешников. Каждый скажет, что бесчестный домоправитель и казначей - мерзкий грабитель и вор.

Вот некий казначей, сборщик налогов или домоправитель предлагает принять дополнительные меры или ввести новые налоги, отличные от тех, что были при его предшественнике, утверждая, всё-де делается во благо господина, пренебрегая тем, что деяния его нанесут урон домочадцам господина и его дому. Недальновидный чиновник готов обременить горожан, обложить высокими налогами крестьян, не давая себе труда поразмыслить, каковы будут последствия неблагоразумных и поспешных мер, предложенных им, думая лишь о сиюминутной выгоде и могущих быть прибытках. Действуя где обманом, где лукавством, а где и льстивыми речами, вводит он в заблуждение господина и старших, которые, не ведая ни о чём, соглашаются со своим неблагоразумным слугой, мало того, нахваливают его, отличают его и награждают его приязнью и благорасположением, ставя в пример куда более рачительным и предусмотрительным слугам своим. Если принятые обманом меры или новые налоги не приносят доходов и прибытков, как того и следовало ожидать, коварный злодей обвинит во всём своих предшественников и старших, укрывшись за спинами их, дабы избежать позора, стыда и наказания. Каждый скажет, что лукавый домоправитель и казначей - бесчестный обманщик и вымогатель.

И вот что я скажу тем, кто ненавидит лицемерие и лукавство: казначей-вор менее опасен, чем казначей-вымогатель. И вот почему.

Рано или поздно, но вор будет разоблачён, пойман и сурово наказан по делам своим, после чего и распрощается с жизнью. На этом все беды и невзгоды и закончатся, ибо перестанет он быть причиной убытков, уронов и бедствий, которые навлёк на господина и дом его. Закончатся на этом всяческие злоупотребления в части правления, управления и хозяйствования, и пойдёт всё своим чередом к вящей славе господина.

Что же до казначея-вымогателя, то он чрезвычайно опасен для господина и дома его. И вот почему. Деяния вымогателя не способствуют рачительному правлению, а чинят ему препоны, даже если принятые им меры должны бы были принести прибытки и доходы господину, а не только возвысить и обогатить его самого. Однако злодеяния и злоумышления его перед господином и его домом ещё более тяжкие, чем если бы был он простым мошенником и вором, спутавшим свой кошель с кошелём господина. Вот почему сказано: «Пусть лучше ваш управитель будет вором, чем вымогателем...».

Многие воины-самураи полагают, будто воровство и мошенничество было бы тягчайшим клятвопреступлением, однако опыт и мудрость прошлых времён говорят нам об обратном: нет более мерзостного и отвратительного преступления для управителя, чем вымогательство и своекорыстие. И вот ещё что: если для вора и казнокрада подобающей казнью будет обезглавливание, то мерзостного вымогателя надлежит распять.

Ещё и в старые времена считалось, что чиновник-вор и чиновник-вымогатель -наказание для господина и дома его, однако вор всё же лучше вымогателя. В наши дни чиновник-вор и чиновник-вымогатель едины в одном лице и мало чем отличаются один от другого, мало того, чиновник-вымогатель ведёт дела, как вор, вводя в заблуждение господина своего и старших уверениями в том, мол, исполняет он долг свой к вящей славе господина и дома его, хотя нет в его уверениях и полслова правды, ибо обращает он в свою пользу господские доходы и прибытки. Нынешний вор - всегда мошенник и вымогатель, равно как и вымогатель -всегда грабитель и вор. И нет между ними разницы. Так какого же они заслуживают наказания? Трудно сказать...

философские моменты, общество, книга, мое мнение

Previous post Next post
Up