Я уже несколько раз писал про огромные Оршинские болота под Тверью. Непроходимые для обычной колесной техники, они являются меккой тверских джиперов - где еще можно так весело и задорно утопить свой УАЗ и затем геройски вызволять его обратно?
Но в этот раз повод утопить машины в болоте был более чем достойный - ребята нарыли координаты останков "военного самолета" посреди болот. Возникла благая идея попробовать добраться до этого места, по возможности найти номера агрегатов и установить судьбу самолета и его экипажа.
Забегая вперед скажу, что цель была достигнута - на болоте были найдены остатки дальнего бомбардировщика ИЛ-4
А начиналось все как обычно - с магазина
Состав экспедиции - четыре УАЗа: 39е колеса +лебедка, 35+лебедка, 35, и 33 с лебедкой. Последний "малыш" на 33х Симексах был взят в последний момент и ожидаемо оказался самым слабым звеном.
Приключения начались еще на асфальте - у одной из машин на ходу открутился передний кардан
Этому не нужно удивляться. Это нормально. Это нужно воспринимать как обычное малозначительно событие
Съехали с асфальта в лес
Переправились через небольшую канаву
Немного ободрали лишнее железо
И очень быстро выехали на ковровое болото. Как выехали - так и приехали
А потом к нам прилетели инопланетяне.
Это не фотошоп, это так моя зажигалка снимает на максимальном приближении. Цифровой зум - однозначное зло.
Нормально получается только макросъемка
Слегка подмороженная клюква тает во рту, а не в руках
Тяжелые машины даже на максимально сдутых колесах легко рвут ковер и вязнут по самое небалуйся. В колею после УАЗа лучше не наступать
Попробовали тащить машины по тракам, но сильно это не спасало, да и траков на всех не хватало.
За следующие три часа мы прошли триста метров. До нужной точки оставалось несколько километров. Посланные вперед пешие разведчики вернулись с радостной инфой "там ваще пи***ц"
Т.к. основная цель была все-таки - самолет, к которому нужно было попасть до темноты, приняли решение бросить все машины в болоте и идти пешком.
Я еще не бегал марафон, но эти несколько километров по болоту, думаю, вполне сойдут за марафонскую дистанцию. В тяжеленных сапогах прыгать с кочки на кочку, через раз проваливаясь в трясину - верх наслаждения
Координаты оказались точными, и самолет мы нашли.
Судя по всему, это был двухмоторный цельнометаллический моноплан, совершивший вынужденную посадку предположительно в снег
Во время Великой отечественной войны немцы сюда не дошли, но линия фронта проходила всего в нескольких километрах западнее. Во воспоминаниям старожилов, воздушные бои в этих местах были горячие. Так что Оршинские болота хранят в своих недрах не одну единицу летной военной техники.
Баллоны с воздухом. Не знаю точно, для чего - либо от пневмосистемы убирания шасси, либо кислород для экипажа
Отлично сохранились внутренние конструкции крыльев, а вот обшивка варварски вырублена охотниками за цветметом
Несмотря на общую раздербаненность, сохранность оставшихся частей удивительна для того срока, который самолет провалялся под открытым небом - более 70 лет
Это - хвост. Точнее, остатки его подвижной части - руля направления.
Одно из мест крепления руля направления
Оба двигателя на месте, левый отвалился и поэтому находится глубже в воде, правый на своих местах крепления.
К сожалению, мы не имени ни малейшего понятия, в каких местах нужно искать номера на двигателях. Визуальный осмотр ничего не дал.
Сохранились точки крепления крыльев к основному фюзеляжу
Общими усилиями смогли поднять из воды переднюю нижнюю часть фюзеляжа. Судя по рубленой верхней кромке, охотники за цветметом были тут зимой, когда болото относительно проходимо на снегоходной технике, и смогли утащить с собой только те части самолета, которые не вмерзли в лед.
Именно этот хорошо сохранившийся кусок обшивки позволяет с уверенность сказать, что перед нами - дальний бомбардировщик Ил-4. Можно рассмотреть отверстие люка, через который в самолет попадал штурман (он же передний стрелок) и два характерных отверстия от носового остекления
Для сравнения:
А эта фотка двухлетней давности из моего архива - возил дочку 9 мая на Поклонную гору
Еще раз общий вид. Хвостовая часть за исключением упоминавшегося руля направления не сохранилась
Назад выбрались затемно и без особых приключений.
Думаю, история с этим самолетом будет иметь продолжение. Не переключайтесь!