Длинные июньские выходные были потрачены на автопутешествие по северной части Норвегии и Финляндии. Главной целью был мыс Кнившелодден - самая северная точка Европы. Цель эту мы, естественно, достигли, но об этом будет следующий пост. А пока - обзор об очень необычной стране с отмороженными оленями, июньскими сугробами, круглосуточным солнцем и дикими ценами на горючку.
Основной напряг у нас как всегда со временем, задача была уложиться в четыре выходных дня. Поэтому стандартный вариант "из дома на своих колесах" отменился из-за долгого доездинга. Мы поступили иначе - на самолете улетели в Мурманск, там пересели на прокатный пузотер и уже на нем нарезали 1800 км по северной Скандинавии.
Про Мурманск тоже будет чуть позже и отдельно, поэтому начинаем сразу с Норвегии. Границу прошли быстро, очередь состояла из нас одних. Очевидно, этот самый северный российский пропускной пункт не перегружен туристопотоками.
На границе фотографировать запрещено, так что если че, вы эту фотку не видели.
Первым крупным населенным пунктом на территории страны троллей был Киркенес. Абсолютно скучный провинциальный рыбацкий поселок. Вот, к примеру, центральная пешеходная улица в разгар буднего дня - ни души.
Отсюда начинается трансскандинавская трасса Е-6, по ней мы и покатились в сторону первых фьордов. Задачей первого дня было доехать поближе к Нордкапу.
Норвегия на севере не такая высокогорная, как на юге, но на перевалах привычно закладывало уши. Плюс снег - первый разрыв шаблона для середины июня.
В первый день нам повезло с погодой - светило необычно яркое солнце. Я еще не представлял. что оно будет так светить всю ночь.
Сразу встретили оленей. Они оказались довольно трусливыми и удрали, только завидев машину. Еле успели сделать несколько кадров.
Кто бы знал, что в следующие дни эти пасущиеся прямо на дороге копытно-рогатые настолько нам надоедят, что даже не будет мыслей протянуть руку к фотоаппарату.
Интерес вызвали только финские олени на обратной дороге - они намного крупнее, не пугливые и с прикольными мохнатыми рогами
Мы знали, что в Норвегии дорогой бензин, поэтому залили полный бак перед границей. Но абсолютной новостью для нас стало отсутствие заправок после съезда с Е-6 на региональную идущую вдоль моря трассу 98. Максимальный беззаправочный перегон составил более 100 км. Проезжая одну за другой обозначенные на карте деревушки и не находя там заправок, мы немножко понервничали, и далее заправлялись до полного бака где только можно.
На первой же заправке нервничать мы уже начали от цен. Вот вам фотка, в переводе на рубли это примерно 85 руб. за литр. И это самый дешевый бензин, который нам встречался в Норвегии, в районе Нордкапа ценник переваливал за 100 руб.
Заправок там нет потому что как таковых нет и крупных населенных пунктов - небольшие рыбацкие деревушки. А большинство жилиц расположены вообще строго обособленно по типу хуторов.
Позже выяснилось, что из-за этой обособленности местные заправки существуют в мобильном варианте и приезжают прямо к твоему жилищу. Мы встречали такие штуки на трассе, только не успели сфоткать. Выглядит как обычный бензовоз, но к задней стенке цистерны прикручен заправочный терминал.
Первая ночевка у нас была где-то на побережье Лаксе-фьорда. С жильем в тех местах не ахти, плюс ценники космические, поэтому мы сразу нацелились на ночевку в палатке. Кроме экономии, тут еще преимущество: где надоело ехать, там и уснул. Плюс виды прямо из палатки - мммм...
Поужинали закупленным в Мурманске провиантом. Ценник на еду в Норвегии примерно как и на бензин.
Тут в кадре - супер-турбо-печка на батарейках. Литр воды кипятится за семь минут. Топится щепками и шишками, офигенная штука
Вообще, на еду я потратил 700 рублей в Мурманске - закупились в "Пятерочке" на пять дней. И еще примерно 1500 руб в Норвегии - цена куска пиццы и 0,33 пива - заскочили в местную пиццерию поюзать вайфай.
Машину тупо бросили на обочине и пошагали к воде - метров тридцать
Панорама нашей первой ночевки. Бухта внутри фьорда, вода в море соленая, на дворе - полвторого ночи
Просто кораблик. Тоже глубокая ночь в кадре, если че)
Лёгкая реклама прокатного мурманского пузотера. Вполне приличная контора, но машины убитые вхлам)
А в этом водопаде на следующее утро мы умывались и чистили зубы. Вода кристалльно-ледяная.
Катимся дальше. По дороге заскочили в каньон Силфар - живописнейшее место.
Проезжаем деревушки
Город Хоннингсвог. Сюда паркуются круизные лайнеры, с которых автобусами попсо-туристов катают на Нордкап. Это уже на острове Магерё, и это ближайший крупный населенный пункт к самой северной точке Европы, отсюда до нее всего 30 км
Оцените размерчик лайнера. Чуть покрупнее, чем весь город))
Рыбку сушат. Высота этого стеллажика метров восемь.
Про то, как мы ходили 18км по заснеженно-каменистой тундре к самой северной точке и ночевали на скалах у Северного Ледовитого океана - в следующих сериях, не переключайтесь!
И да, на обратной дороге через север Финляндии не было абсолютно ничего интересного, видимо, сработал вау-эффект от океана. Вот одна из ночевок на берегу какого-то озера недалеко от финского Ивало - скукотища)
UPD про бюджет:
с одной стороны, учитывая общую дороговизну страны, мы постарались сэкономить, поэтому ночевали в палатке и везли еду с собой - чистокровные туристы-"дикари".
с другой стороны, решение о поездке было принято менее чем за неделю до, поэтому пришлось немного разориться на транспорт
ездили мы вдвоем. вышло так:
поезд Тверь-Питер-Тверь - около 3000 туда-обратно на человека
самолет Питер-Мурманск-Питер - 10000 на человека
прокат в Мурманске "Хундай-Солярис" - около 9000 на 4 дня
на бензин потратили около 12000 и это получился самый существенный расход, пробег машины составил 1800 км
закупили еды в Мурманске на 1500 руб - хватило на двоих с лихвой
в Норвегии один раз зашли в пиццерию - см. пост
на сувениры 1500р и еще на самом Нордкапе купил куртку за 3500р ибо замерз)
ну и финальные сутки потратили на Мурманск - там ночевка что-то около 1500 на человека плюс ужин
и страховка еще самая обычная
вроде все