Андорра.
12-19 января 2011 года
N 42°30'256 E 001°37'109
Это
вместо бейсбола. Ну не понимаю я эту американскую лапту.
Сначала я собирался рассказать отдельно про катание, и отдельно про саму Андорру и ее столицу, но как-то не вышло. Поэтому будет все вместе, но по частям.
Начнем по порядку.
В Андорре нет ни железных дорог, ни аэропортов. Поэтому прилетели мы в Барселону (кстати попутно спасибо Испании за полугодовой мультишенген). Барса встретила ярким солнцем и пальмами.
До Андорры на автобусе катиться примерно 3 часа.
По дороге автобус обязательно останавливается на стоянке на 20 минут - по местным законам водителю положено отдыхать. Автобусы оборудованы чипами, любой местный гаишник может проверить за полминуты режим движения автобуса, штрафы начинаются от 200 евро.
Границу Испании и Андорры пролетели, лишь немного сбросив скорость. В одной из стеклянных будочек дремала тетя-пограничник.
Вся Андорра - страна со столицей в 10 000 жителей, десятком мелких поселков, одной сквозной трассой Испания-Франция, расстоянием от края до края в 40 км и горами. С учетом количества зон катания, оборудованных трасс на единицу площади - Андорру можно смело называть лыжной страной. Так же как столицу - Андорру-Ла-Велью - одним большим отелем и магазином.
Вся столица помещается в узкой долине. Если забраться чуть повыше в частный сектор - весь город как на ладони. Солнце приходит в город только к полудню, а часов в 17 по местному времени уже наступают сумерки - окружающие горы дают о себе знать.
Весь центр, да в принципе и весь город - узкие улочки с односторонним движением либо одной полосой в каждую сторону.
Все тротуары огорожены столбиками, дабы защитить пешеходов от нерадивых водителей, а заодно и не дать этим водителям парковаться где попало.
С парковками на улицах там вообще большие напряги, но почти в каждом многоэтажном строении - подземные паркинги.
В центре обнаружилась бронзовая скульптура - иллюстрация знаменитой картины Сальвадора Дали.
Всякие скульптурные композиции встречаются на каждом углу.
Вообще архитектура однообразная, большинство зданий либо старинные, либо умело заточены под старину. Все дороги в идеальном состоянии.
Везде попадаются уличные фонтанчики с питьевой водой, зимой они не работают.
Распиаренный термальный комплекс «Кальдеа» - набор саун, бассейнов, джакузи, турецких бань и другой водяной ерунды. Здание само по себе сильно выделяется на фоне остальной архитектуры.
Через город течет небольшая речушка. Течение то никакое, то неожиданно бурное. Я решил, что это результат работы небольшой гидроэлектростанции, расположенной немного выше по течению.
Местные голуби выглядят очень культурно.
Мост в центре - «Парижские понты» (вольный перевод :-) )
Самым незабываемым впечатлением от отеля остался петух, живший в частном секторе сразу за отелем вверх по склону - в результате в мое окно на четвертом этаже в 5 утра через все стеклопакеты проникало звонкое кукареканье.
В целом столица производит приятное впечатление, но делать тут нечего. Кроме шоппинга, но эта забава меня не вставляет.
Преимущество размещения в столице - возможность уехать кататься в любую зону катания плюс вечерний шоппинг, развлечения и т.д. Недостатки - необходимость ежедневных поездок на катание туда-обратно, нет той замечательной возможности выйти из отеля сразу в лыжных ботинках и сесть на подъемник. Плюс приходится либо таскать с собой лыжи-ботинки, либо оплачивать хранилище на станциях фуникампа - от 6 до 10 евро в день.
в Андорре существует две большие зоны катания: Валлнорд (объединяет секторы Пал-Аринсал и Ордино-Аркалис) и Грандвалира (секторы Энкамп-Сольдеу- Канильо-Эль Тартер и Грау-Рож - Пас де ла Каса). При этом скипассы можно брать как в любую зону отдельно, так и мультискипасс, позволяющий кататься в любой зоне на выбор определенное количество дней. Чем я и воспользовался, успев за 5 дней побывать во всех секторах. Конечно, все трассы за это время объехать невозможно, но для получения общего представления о секторе достаточно. Сколько времени ехать от столицы, сколько подниматься на фуникампе, уровень, сложность, количество трасс, подъемников, дополнительный сервис. К слову, в Грандвалира кроме самого катания вам предложат снегоходы, собачьи упряжки, хелискай - заброс на вершины на вертолете, и даже подледный дайвинг в высокогорном озере. На дайвинг я не решился, но соседи по отелю собирались - назвав это крещенским купанием в проруби. Интересно, как православный обряд относится к гидрокостюмам?)
Первый день я откатал в секторе Пал-Аринсал. От столицы автобус до первой станции фуникампа в Аринсале идет минут 20.
Кто-то скажет, что Пиренеи маленькие. И будет прав - в сравнении с Альпами, Приэльбрусьем. Но мне, нигде кроме подмосковных горок доселе не бывавшему - Пиренеи понравились. Я как-то сразу пропустил все промежуточные мелкие варианты типа Хибин, Карпат, Скандинавии.
Сразу не понравилось большое количество детей, катающихся организованными зигзагами поперек склонов. Оказалось, что именно сюда привозят на занятия местных школьников.
Сначала настораживало отсутствие снега на склонах, но сами трассы оказались отличными. Очередей на подъемники, несмотря на эту детскую вакханалию, практически не было.
Поехали!
Основная масса подьемников - кресельные. Бугели используются только для горизонтальных протяжек и в зонах для новичков.
В секторе Пал много узких трасс, проходящих по типу серпантина через хвойный лес - очень красиво.
Основные трассы - синие, хотя и красных было достаточно, и черные попадались, но сразу на них ехать я не рискнул.
В первый день я честно грохнулся два раза, сильно ушибив запястье и погнув одну из палок. Место ушиба заметно распухло, и то, что на следующий день была экскурсия в Барселону, пришлось как нельзя кстати. В результате вечером в арсенале появились перчатки с пластиковой защитой суставов. Советую всем начинающим - защищайтесь по максимуму - панцирь на спину, перчатки с защитой, шлем просто обязательно. Начнете кататься уверенно - можете снимать лишнее.
Режим у меня получился такой: катание начинается где-то в 10 утра, примерно в час дня перекус с глинтвейном - и еще часов до 16. подъемники останавливают в 17 часов.
Для первого дня достаточно, назад в столицу.
В следующих постах будет продолжение про Андорру: катание в зоне Грандвалира и секторе Ордино-Аркалис, плюс я отдельно расскажу про однодневную поездку в Барселону, и добавлю видео с горок.