Оригинал взят у
val000 в
О книгах Роберта МонроНасколько мне легко было говорить
о книгах Майкла Ньютона, настолько же тяжело характеризовать
книги Монро. Может быть, это потому, что книги Ньютона мне ближе как учёному: там всё логично. Монро же постоянно меняет выводы. С одной стороны, это показывает непродуманность цикла его книг - они отражают современное понимание темы автором, с другой - получается, что для составления общего впечатлдения о мировоззрении Роберта Монро вполне достаточно прочесть его последнюю книгу ("Окончательное путешествие"). Впрочем, и она не оставляет впечатления оконченной. Автор находился в процессе познания, и полностью доверять выводам Монро у меня не получается. По этой причине я разобью эту заметку на 4 части: достоинства, странности, недостатки и мои комментарии к его интервью.
Сначала достоинства
Эксперименты Монро - ещё один вполне научный метод для исследования глубин человеческой психики. Полученные Монро данные вполне согласуются с данными Ньютона, полученными от людей, находящихся под глубоким гипнозом. Но Монро, возможно, пошёл дальше, поскольку Ньютон получал информацию только от тех, кто уже родился, а значит не вышел из колеса перерождений, тогда как в путешествиях Монро таких ограничений с уровнем информации не было.
Попробую вкратце пересказать методику Монро своими словами - там всё просто. Знаете, как Сальвадор Дали писал свои картины? Говорят, что он засыпал в кресле с чайной ложечкой в руках. Когда рука непроизвольно разжималась, ложка падала в чашку и он просыпался от звона, не успев толком заснуть. То, что Дали видел "на грани реальности", он спешил зарисовать. У Монро человек засыпает в
депривационной камере, но при этом через наушники он получает постоянный сигнал, который держит его в полубодрствующем состоянии. В этом пограничном состоянии он не только "видит сон", но и слышит голос оператора и даже может докладывать о том, что видит. Была перебрана масса сигналов (названных в книге "точками" с соответствующим номером) и найдено несколько, позволяющих "выходить из тела" максимально эффективно.
Институт Монро существует и сейчас (хотя сам Монро умер ещё в 1995 году). За определённую сумму там можно лично познакомиться с эффективностью методики Монро.
Интересно, что к концу книги Монро почти полностью уходит от этой методики и просто выходит Туда во время сна, хотя и не всегда, когда хочет. Поэтому всё, о чём говорит Монро в последней книге, я рекомендую рассматривать, как информацию, полученную им во сне.
Места, посещённые Монро во время экспериментов, соответствуют описаниям Ньютона, кроме уровней, предназначенных для людей определённого вероисповедания. Их верующие строят после смерти сами. Там есть всё "по вере", и вытащить оттуда душу человека довольно сложно.
Кроме того, Монро высказывает некоторые идеи о происхождении человечества и возможностях выхода из колеса рождений. Но тут самое время поговорить о странностях.
Странности опытов Монро
Поскольку со снами-выходами я хорошо знаком, то меня настораживают некоторые описания деталей путешествий и выводы. Дело в том, что в вещих снах переходу в духовный мир почти всегда предшествует
фаза фантазии. Она же и завершает сон.
Признаки фантазии в описаниях Монро:
1. "Прямоугольное зрение". Находясь над землёй Монро "видит" поверхность земли в виде квадрата, а не круга, хотя ясно, что до углов прямоугольника расстояние гораздо больше, чем до ближайших его границ, тем не менее, Монро почему-то за сторонами прямоугольника ничего не видит.
2. "Разумник" говорит Монро, что 1 млн. лет назад на Земле было 2 млн. людей, и жили они в одном месте под землёй.
Интересно, кого "Разумник" называет людьми? Человек Разумный (Homo sapiens) появился только 200 000 лет назад. Непосредственные предшественники современных людей (Homo erectus; человек прямоходящий) "появились в Восточной Африке в эпоху среднего плейстоцена ... и уже 1,8 миллионов лет назад через территорию Ближнего Востока они широко распространились по Евразии вплоть до Китая". То есть, миллион лет назад ареал распространения людей был гораздо шире, чем в одном месте и совсем не под землёй. Но это - современные представления. Монро в 1995 году мог о них не знать, но "Разумнику" непростительно. Или не было никакого "разумника"?
3. Факт, что к концу последней книги Разумник оказался самим "Монро в будущем", напоминает построение своего собственного бога у ламаистов: когда кандидат в ученики по заданию ламы "выращивает"
своего бога и уходит с ним, если не понимает, что этот бог - он сам. Но что может сказать такой бог ученику, кроме того, что уже знает его подсознание? Боюсь, что Монро передал нам многое именно из своего подсознания.
4. Многие эзотерики бывали в потустороннем мире, но не говорили о многих феноменах, описанных Монро. Зато нечто подобное можно наблюдать в фантазиях переходного периода. Впрочем, даже у Сальвадора Дали время Там течёт медленнее, тогда как у Монро оно течёт как в обычном сне: за минуты сна пролетают часы.
5. Монро, выйдя Там, ведёт себя слишком по-человечески. Душа Там вообще не думает о земном. Когда я бывал Там, то даже помня о земных проблемах, как правило говорил о другом - более важном для души. У Монро же всё выглядит так, как будто всадник думает так же, как лошадь. Поэтому возможно, что почти всё, описанное Монро, просто особые фантазии в особом состоянии мозга.
Такое возможно. К примеру, мои яркие цветные сны после приёма небольшой дозы алкоголя никогда не оказывались пророческими, хотя при неопытности их легко можно было бы принять за выход в мир идей. Боюсь, что таковы же и так называемые околосмертные переживания, которые независимо от действия медицинских препаратов переживаются организмом в состоянии гораздо более тяжёлом, чем лёгкое алкогольное опьянение.
Другие недостатки в описаниях Монро:
1. Монро утверждает, что можно прожить будущую жизнь в человеческом прошлом. Но тогда почему нельзя видеть сны о своих будущих жизнях так же как о прежних? Более того, я не нашёл никаких доказательств того, что Монро описывает параллельное течение времён. Единственное его общение с параллельным прошлым оказывается общением с самим собой (то есть обычным сном о прошлой жизни).
2. Не являются ли путешествия Монро его
развитыми иллюзиями (здесь очевидна связь с иллюзиями, вызванными методом Ганцфелда) и фантазиями? Я не знаю, какие именно фантазии мог развить Монро, но он не просто так пришёл к своим опытам: корни его фантазий - в эзотерической культуре США, с историей которой я мало знаком.
3. Люди существуют якобы для производства человеческих эмоций ("хмель"), которые потом перерабатываются "в Центре" в Любовь и распространяются по всему миру. Не отсюда ли идея Пелевина о баблосе в "Empire V"?
4. Мне кажется, что Монро допускает древнюю ошибку, считая сознание единым, неразделённым на продукцию мозга и сознание души. В древние времена причина такой ошибки была в отсутствии знаний о функционировании мозга, рефлексах и подсознании. Но в наше время её можно было уже и не допускать. Впрочем, Монро - не биолог - мог и не знать подробностей. Надо только отметить, что это объединение двух разумов позволяет считать вполне реальными фантазии, иллюзии и даже галлюцинации. Я долго думал, побывал ли в Аду Данте, или он это всё выдумал. И вот читаю Монро и думаю, что не бывал. Очень уж он у Данте хорошо структурирован, по-человечески...
Критично то, что и Монро (как и Ньютон) не предоставили никаких доказательств получения информации из потустороннего мира. Монро утверждает, что его группа проверяла имена, адреса и причины смерти встреченных Там людей. Первых 30 совпадений им было достаточно, чтобы больше к проверкам не возвращаться. Но подобная информация могла храниться в подсознании добровольцев и особого доверия не заслуживает.
Доказательством могло бы было быть, например, решение сложнейшей математической задачи (из нерешённых сейчас), но не математиком, конечно. Другим доказательством могло бы быть раскрытие (не астрономом) строения далёких звёзд, подтверждённое лет 10 спустя. Например, можно "увидеть", что звезда двойная, тогда как современные астрономы считают её одинарной. Таких научных задач огромное количество: от лекарств от конкретных болезней, до геологических месторождений и археологических ценностей. К сожалению, и Ньютон, и Монро либо обошли эти вопросы, либо не смогли на них получить ответы. Если для Ньютона это было простительно - он говорил с конкретными душами далёких от науки людей, то контакты Монро якобы были выше - мог бы и спросить.
Мои комментарии к некоторым местам из интервью с Робертом Монро:
ВОПРОС: Во внетелесном состоянии можно перемещаться во времени?
МОНРО: Можно. Более того, это вполне естественно, так как подлинные ВТП не связаны с пространством и временем. С другой стороны, по нескольким не очень простым причинам это не так захватывающе, как можно себе представить.
АЛЛИН: Что Монро узнал, путешествуя во времени? Будущее нам неизвестно, но в прошлом полно тайн. Какую из них ему удалось разрешить? Другими словами, где доказательства, что он путешествовал во времени, а не фантазировал?
ВОПРОС: Что вы можете сказать о процессе перерождений? Как связаны между собой различные жизни? Они сменяются последовательно, протекают одновременно или как-то иначе?
МОНРО: Прежде всего, различные сроки существования отнюдь не последовательны во времени. Они действительно могут протекать одновременно. Все сводится к вопросу о том, "кто сейчас воспринимает".
АЛЛИН: Что ж, он не вспомнил свои жизни в будущем? Я помню свои прошлые жизни, но не будущие, хотя будущее этой жизни видел много раз.
ВОПРОС: Можно ли жить одновременно двумя жизнями в рамках привычного времени?
МОНРО: Мы задавали такой вопрос своим нефизическим друзьям, и они ответили, что это не просто возможно: такое происходит очень часто.
АЛЛИН: Весьма сомнительно. Даже у Ньютона параллельная жизнь имеет отношение не к жизни на Земле, а к существовании в виде "голограммы для связи" Там.
ВОПРОС: Что вы можете сказать о природе добра и зла?
МОНРО: Они существуют только в разуме того, кто воспринимает события. Такое разделение вызвано неведением, отсутствием понимания и жесткостью мировоззрения.
АЛЛИН: А это хорошо замечено, хотя и не ново.
P.S. Из доклада на ежегодной встрече Американской Ассоциации Психиатров, 5-9 мая 1980 года, Сан-Франциско (Drs. Стюарт Твемлоу, Глен Габбард, Фоулер Джонс):
"Разумеется, мы прекрасно знакомы с обширной литературой об иллюзиях восприятия, позволяющей предполагать, что подобные исследования
в огромной степени подвержены искажениям; например, Орн показал, что результаты экспериментов непосредственно связаны с личной системой убеждений самого экспериментатора"
"Опубликованные отчеты о лабораторных экспериментах не отражают каких-либо устойчивых признаков и пригодны сугубо для дальнейших размышлений"
"Классификация по аналогиям. Она подразумевает состояние сенсорной депривации, пиковых и сглаженных переживаний, а также психопатологических состояний (
шизофреническая потеря ощущения границ тела, деперсонализация и т. д.)"
(Следующий пост),
(Продолжение темы),
(Околофилософское),
(Содержание)