Пациентов в нашем уютном государственном учреждении в первый рабочий день нового года было много. Видимо, очень ждали, когда же закончатся праздники. Но все при этом удивлялись: а чего это сегодня такая толпа? Ну, учитывая, сколько докторов осталось в строю - и я не имею в виду праздничные санитарные потери в атаке на ди грюне шланге, просто уходят они потихоньку, да и военкомат к себе в командировку людей затребовал - неудивительно: приём идёт бойко, но всякой скорости приёма есть предел, когда на город в смене человека два от силы.
В общем, вчера после второй смены Оксана часа полтора отходила в полном молчании, гоняя Инди-кота на компе, а потом, когда я сказал, что скоро уже и спать пора, сказала, что сегодня она толком ещё и не жила, только работала.
А ведь и в самом деле. Ну хорошо у нас, психиатров: рабочий день недлинный, плюс отпуск, пока ещё не урезанный, довольно продолжителен. Есть время на то, чтобы заняться делами, которые успевают накопиться. А также теми, которыми самому приятно и интересно позаниматься. На тот же немецкий сегодня сходить, хотя после первых же дней работы ощущается, что не больно-то и тянет. Точнее, хотелось бы, но это же надо собрать себя в кучу. Особенно после интенсивного приёма пациентов.
И это, повторюсь, у нас ещё довольно щадящий график работы. Инвалидность третьей группы после десяти лет работы, правда, давно уже перестали давать, но тем не менее. И мы задумались с Оксаной: а когда же живут те, кто работает с восьми утра до пяти вечера? Когда успевают отдохнуть от рабочего ритма те, у кого отпуска короткие? Ведь это же практически весь день навылет: утром ушёл, домой в лучшем случае в шесть вернулся - и ладно ещё, если детей нет. А если есть, да не один ребёнок? Поесть приготовить надо? Надо, и желательно не просто вермишель с сосисками. Узнать у чад, как у них дела в садике-школе, что там с учёбой, как в коллективе отношения. Квартиру бы неплохо убрать, причём не раз в неделю, в выходные, но и среди недели тоже - энтропия, она штука коварная и беспощадная. Ещё кучу дел переделать, которые вроде бы и не сказать чтобы объемные, но все имеют свойство копиться. И сколько останется времени после шести вечера?
Нет, теоретически - а зачастую и практически - можно лечь спать попозже. Но даже если ты молод и крепок, недосып всё равно будет копиться, а четыре-пять часов в сутки на сон для работающего человека - это уже маловато, это уже все условия для истощения. И просто выдрыхнуться за выходные, да ещё и впрок, не получится. Да и обидно тратить свободное время только на сон.
Ждать пенсии, чтобы начать наконец жить, пусть и с урезанными финансовыми возможностями? Так до пенсии ещё дожить надо, да и пенсионный возраст всё грозят увеличить.
Возможно, у тех же японцев в их массе трудовой график ещё более интенсивный - но японцы те ещё перфекционисты, не стоит себя с ними равнять. Опять же, другая жизненная философия.
Вот расскажите мне, кто работает в таком режиме, с восьми до пяти: когда вы жить-то успеваете?