Мифы о психиатрии, часть 4

Oct 12, 2017 10:03




Думаю, пора представить вам очередную порцию подтверждений и разоблачений мифов и слухов, которые накопились вокруг психиатрии а годы её существования. Кое о каких уже вы знаете - они собраны здесь, по тэгу "Психиатрические мифы", другие нетерпеливо переминаются, ожидая своего часа. Итак, продолжим.


Психиатры от пациентов психлечебниц отличаются лишь наличием халата. Не совсем так, хотя порою может показаться... Кому-то припомнится сентенция "чтобы поймать преступника, нужно мыслить, как преступник" - ergo, чтобы понять психически больного человека, нужно мыслить его категориями - вжиться, к примеру, в его бредовую систему. Может быть, кто-то и докторов так и делает, но я бы не советовал нырять глубоко. На самом деле, процент сумасшедших - по-настоящему сумасшедших - среди психиатров довольно невелик. Что же делает этот миф столь устойчивым? Мне думается, основных причин тут три. Во-первых (внимание, снова сентенция!), не человек ищет профессию, а профессия человека - в случае выбора этой специальности довольно верное утверждение. То есть, многими параметрами тема психических болезней будущему специалисту близка по его складу личности, не обязательно с психопатологическими тараканами - чаще это всё же психологические изюминки. Во-вторых, и это относится к уже довольно матёрым коллегам с солидным стажем, не стоит забывать о так называемой конверсии психики (если хотите - назовите её профессиональной деформацией). Она есть у много проживших вместе и реально близких друг другу супругов, она заметна у учителей, воспитателей детских садов и полицейских со стажем - так с чего бы ей не быть у психиатров? В-третьих, не забывайте об эмоциональном выгорании: оно не определяет всей картины, но тоже вносит свою нотку. Я уж не буду упоминать про ингаляционную дозу нейролептиков, которую за смену получает персонал стационарного отделения - хотя и она может сыграть роль в обретении слегка пригашенного вида.

В психиатрической больнице из человека делают овощ, чтобы он больше уже никогда не чудил. Не совсем верно. Почему я не отрицаю гневно этого утверждения напрочь? По двум причинам. Во-первых, если человек попадёт в стационар в острейшем состоянии, с возбуждением, агрессией или настойчивыми попытками самоубиться, его так или иначе в первые дни придётся хорошенько успокоить. И сделать это, просто погладив по дурной головушке либо выдав гомеопатическую дозу пустырника, не получится. И не дай вам бог проверить когда-нибудь это самим, пытаясь умиротворить человека с яркой симптоматикой. Поэтому наготове наблюдательная палата и арсенал волшебного чемоданчика. Во-вторых, стационарные дозировки лекарств всегда выше амбулаторных. Ну или почти всегда. Психоз надо прерывать как можно быстрее, поскольку, помимо прямой опасности, вызванной поведением человека в болезненном состоянии, есть ещё одна, не столь явно заметная внешне, здесь и сейчас. Каждый пережитый психоз оставляет след - не только в психике, но и в самой ткани мозга. И (особенно в случае с шизофренией) двигает человека на шажок дальше по лестнице негативных синдромов, углубляя и усиливая эмоционально-волевой дефект. Отсюда и высокие дозировки (в практике психиатров Европы зарубежной - даже, я бы сказал, высочайшие, мы ещё белые и пушистые), и, соответственно, такая сильная заторможенность пациента, их получающего. Снизится острота - снизятся дозировки. А то и вовсе всё отменят.
Насчёт же "чтоб никогда больше не чудил" - не получится, скорее всего. Если заболевание хроническое - ещё учудит, на то оно и хроническое: ремиссии, обострения...

Электрошок же! Любую нервно-психическую фигню, например навязчивые ковыряния в носу, принято лечить электрошоком! Неверно - во всяком случае, сейчас. Был период, когда электросудорожную (и инсулинокоматоную, и атропиношоковую) терапию только-только обкатали и начали применять. И случилось то, что обычно случается с любым новым методом в любой отрасли медицины: если лазер - то во все дыры посветить, если озон - то все среды организма им насытить. Да, пытались лечить и неврозы, и тяжёлую (а то и не очень тяжёлую) депрессию, и психозы. Потом сошлись на ограниченном перечне показаний. Не то чтобы процедура плоха. Плох фанатизм в её применении. Но ничего, и эту детскую болезнь уже пережили.

С таблеток прибавляют за пару месяцев 20 кг и больше К сожалению, иногда так и бывает. В первую очередь это касается нейролептиков. Ряд из них заметно влияет на обмен веществ, что, помимо прочих эффектов, приводит к набору массы тела. А бывают ситуации, когда давать их надо. Выход - подбор такого нейролептика, который у конкретного пациента не будет вызывать столь серьёзных побочных эффектов.

В психбольницах стены обиты войлоком, чтоб головой не бились. Где-то и когда-то такое применялось. Сейчас - нет. Стены как стены, если удариться головой, будет больно. Вот батареи - те да, те стараются так упрятать, чтобы суицидально настроенному пациенту невозможно было на них повеситься.

У психиатра можно получить справку, с которой можно ходить, совершать правонарушения, безобразия нарушать, и ничего за это не будет, полиция сразу отпускает по предъявлению, потому что больной же человек!). Нельзя. Я имею в виду - не даём мы таких индульгенций на все случаи жизни. А если и признаём человека невменяемым (точнее, рекомендуем суду принять во внимание такое решение судебно-психиатрической экспертизы) - то лишь по конкретному факту, и вряд ли к вящей радости человека. Впрочем, я об этом уже писал: http://dpmmax.livejournal.com/557233.html

Следующую порцию мифов и разоблачений-подтверждений приготовлю попозже. Надо?

Психиатрические мифы

Previous post Next post
Up