Как и обещал, расскажу о психостимуляторах, которые использовались ранее и используются теперь у нас в отечественной медицине. Само собою, появление на западном фармацевтическом рынке производных амфетамина не могло оставить нашу фармакологию равнодушной. Типа, они там бодрятся, а мы что? Прорубей на круглый год не напасёшься, индийский чай хорош, но на чифирь его пускать некомильфо, и вообще мы первые в космос полетели.
Так в 70-е годы прошлого века и появились два психостимулятора, известные и распространённые исключительно в СССР. Сиднокарб (он же мезокарб) и сиднофен (он же фепрозидин). Оба - производные сиднонимина (не пугайтесь, это просто дальний родственник амфетамина). И оба довольно активно использовались. Где?
Сфера применения была в основном медицинской. Чаще - психиатрической, поскольку доктора других специальностей зачастую не подозревали, что у психиатров в волшебном чемоданчике есть такие интересные препараты. Хотя в медицинских общежитиях они нет-нет да и появлялись: студенты-медики, особенно те, кто на психиатрической кафедре ушами не хлопал, полюбили использовать их перед экзаменами. В первую очередь, перед такими, к которым надо выучить за короткий срок кучу материала. А что: концентрацию внимания таблетки повышают, бодрость дают, ясности ума добавляют, спать хочется меньше. Главное - не сильно передозировать и не слишком долго пить ударными дозами, иначе состояние варёного удава настигнет уже на экзамене, а не после него.
А если по назначениям - то применялись стимуляторы при нервном и физическом истощении, в периоды, когда организму требовалось прийти в себя после затяжной болезни (в том числе и телесной, не только психической), когда нужно было собрать себя в кучу, прогнать вялость и сонливость. Поскольку сам по себе стимулятор источником сил и энергии не был, а задествовал собственные ресурсы организма, срок его применения был довольно ограниченным: дни и недели. Иначе пациент рисковал оказаться совершенно обессиленным, зато со стойкой бессонницей. А то и заполучить очень неприятный бонус в виде серотонинового синдрома (о нём я постараюсь рассказать отдельно). Эти же стимуляторы могли дать толчок развитию психоза - как в виде обострения уже имеющегося хронического психического заболевания, так и впервые возникшего, по образу и подобию амфетаминового психоза. Хотя такое случалось много реже, чем собственно на амфетамине, и в основном при передозировке.
А в конце девяностых - начале нулевых оба препарата исчезли из аптечной сети. Поскольку народные умельцы научились делать из них амфетамин, а сырьё было недорогим. Но потребность в психостимуляторах никуда не делась, поэтому появились и на текущий момент являются доступными два препарата.
Ладастен (адамантилбромфениламин) - ещё более дальний родственник амфетамина, чем сиднокарб и сиднофен. Действует намного мягче, стимулирующий эффект от него заметно слабее, чем у советских предшественников, но всё же имеется. А вот сварить из него амфетамин муторнее и дороже, да и передозировкой схожего действия добиться тяжелее. В общем, сочли, что он безопаснее.
Фенотропил. Был изначально заявлен, как ноотропный препарат, да и в химической формуле просматривается родство с пирацетамом - но при этом имеет заметно более сильный психостимулирующий эффект. Сравнимый с тем, что есть у ладастена. Не зря же антидопинговый комитет запретил спортсменам им пользоваться. Правда, стимулирующий эффект чаще всего постепенно сходит на нет через пару недель от начала приёма - но стимуляторы и не рассчитаны на длительное постоянное применение.
Что ещё интересного предложит современная фармакология, чтобы можно было быстренько привести себя в тонус - остаётся только ждать и гадать.
Напоминаю, что и я, и Оксана теперь консультируем по скайпу на базе московской клиники:
http://dpmmax.livejournal.com/572627.html Все подробности и условия консультаций можно уточнить по телефону клиники: 8(495)2580003