Пока где-то кипят страсти по поводу того, что российские болельщики внезапно оказались суровее британских, пока народ неспешно втягивается в ритм укороченной после праздников рабочей недели, пока обитатели соцсетей, внезапно выяснив, что сегодняшний день тоже праздничный (день блогера, если вдруг кому-то интересно), строчат поздравления и чокаются с мониторами, в Филатовской больнице в режиме «трудовые будни - праздники для нас» продолжается подготовка к операции, которая просто обязана войти в историю медицины.
Если вы помните, я писал, что двум сиамским близняшкам предстоит разлука - и эта разлука должна стать им обеим только на пользу:
http://dpmmax.livejournal.com/500491.htmlДевочки - омфалопаги, то есть, они срослись в нижнем отделе грудной клетки и имеют общую печень, некоторые отделы пищеварительного тракта, диафрагму. Даже несмотря на то, что в плане прогноза такой тип срастания не самый худший и не самый редкий (порядка 34% сиамских близнецов), работы предстоит очень и очень много. Какой?
А представьте себе, что предстоит не просто механически разделить два организма, но каким-то образом сделать из одной печени две (уточню: из органа, который крайне охотно кровоточит и крайне капризен к любому вмешательству), из одной трубки кишечника (снова уточню - из очень тонкой и нежной трубки, в которой уже живут вроде бы полезные, но всё-таки бактерии) - тоже две, из одной диафрагмы - опять же две... И это не считая таких, с точки зрения обывателя, мелочей, как стремительно ухудшающий прогнозы порок сердца у одной из девочек. И уж совсем, казалось бы, пустяка - где взять лишнюю кожу, чтобы закрыть рану после операции? Да, да, не искусственную, не донорскую, которая сама по себе может создать дополнительные проблемы, а свою, родную? Представили?
Вот поэтому история насчитывает единицы удачных операций по разлучению сиамских близнецов. Первые попытки по их разделению датируются семнадцатым веком Сложно сказать, что на тот момент считалось успехом, но после этого на долгие годы наступает затишье. И лишь много позже, уже в 20-м веке, возобновляются попытки: 27 операций делают американцы, 17 операций - англичане, 46 операций проведено в ЮАР. В начале 21 века американцы делают две операции по разделению краниопагов (близнецов, сросшихся костями черепа). Копят свой первый хирургический опыт по разделению сиамских близнецов в Китае, Саудовской Аравии, Новой Зеландии, Сингапуре.
В 2013 году успешно были разделены омфалопаги в Алтайском крае. Про Гиту и Зиту я в прошлой статье уже писал - их оперировали в 2003 году в Филатовской больнице под руководством А.Ю. Разумовского, а в 2006 году, под его же руководством, была проведена операция по разделению пигопагов (сиамских близнецов, сросшихся в области крестца).
Так что в медицине не бывает чудес. Зато бывают чудотворцы. И то, что кому-то кажется чудом, чаще всего оказывается результирующей трёх факторов. Точнее, четырёх. Это личный опыт врача, хорошая и слаженная команда ассистентов, нормальное современное оснащение - и резервы организма того, кому оказывается помощь.
Я полагаю, нет особых оснований сомневаться в том, что и Александр Юрьевич Разумовский, и его коллеги таковой опыт успели накопить. Напомню: только за прошедший, 2015 год, ими было выполнено около 18 тысяч операций. Вместе, ассистируя друг другу - а ведь именно в таких вещах важно понимать друг друга не только на словах, но и в жестах, да что там - по движению бровей!
Материальная база? А просто вдумайтесь в цифры: за последнее время на оснащение Филатовской больницы новой техникой (2320 единиц, включая томографы, ультразвуковые сканеры, ангиографический комплекс, анестезиологическое и прочее оборудование, а также расходные материалы) было потрачено более 646 миллионов рублей. Много? А теперь просто представьте те манипуляции - хотя бы только диагностические - которые сделали во время подготовки к операции по разделению близнецов. Вот уж где оснащённость точно сыграла свою роль!
И это не считая уже проведённой операции на сердце одной из близняшек, и это не беря в расчёт установки подкожных эспандеров, что уже растягивают их кожу, чтобы закрыть обширную рану после операции.
Поэтому повторю ещё раз: чудес не бывает. Зато бывают чудотворцы. И работают они не только в Москве. Да, Филатовская больница - это флагман, и предстоящая операция - она яркая и показательная, но поверьте: опыт складывается, в первую очередь, из каждодневных рутинный, казалось бы, манипуляций. Поэтому хочется надеяться, что когда-нибудь я с такой же гордостью смогу рассказать вам о том, какую сложную и филигранную работу проделали, скажем, у нас в Самаре или Тольятти. Или ещё где-нибудь.