Без психиатра и без медкомиссии

Mar 15, 2016 11:03




В комментариях к вчерашнему посту, помимо воплей любителей конспирологии и прочих малотоннажных буксиров, считающих своим призванием выводить всех на чистую воду, прозвучал один интересный вопрос. Дословно: "Вот, послушал бы обсуждение более прямо относящийся к деятельности автора! В частности, почему вместо чтобы вдумчиво профили личности исследовать при выдаче прав, ограничиваются выявлением патологий?! Сколько бы загубленных душ спасли. А то ведь выдаёте лицензию на убийство недообследованным с преступной акцентуацией. Вот, лётчиков почему-то да, а гораздо более массовых потенциальных преступников - нет. И потом эти кивки на статистику, мол, самолет более безопасный вид транспорта! Даёшь колонку за лишение прав 50% (минимум) организмов, не достойных пользоваться благами цивилизации!" Ну а теперь озвучу своё мнение по этому вопросу.


Первое. Наша работа на медкомиссии - точнее, те рамки, в которых мы обязаны проводить отсев по противопоказаниям - регламентирована Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302Н. И я писал, что в рамках этого приказа нам можно разрешать нашим пациентам, а чего нельзя: http://dpmmax.livejournal.com/416814.html
И показывал вам, где в этом приказе есть нестыковки и недоработки.

Ещё раз подчеркну: на медкомиссии мы смотрим, нет ли противопоказаний: к работе ли, к вождению транспорта, к ношению огнестрельного оружия - тут уж кто и зачем обратился. И на то, чтобы определить, есть противопоказания у человека или нет, в подавляющем большинстве случаев хватает пары минут. В сложных случаях - да, будет обстоятельный разговор, будет психологическое исследование, а вишенкой на торте будет психиатрическая врачебная комиссия, где вердикт будет выносить не один врач, а несколько. Суммарно, за вычетом беготни между кабинетами, попытками поругаться и пригрозить, либо написать все необходимые жалобы, это займёт часа три-четыре.

А теперь представьте, что нам поставили задачу не только выявлять наличие-отсутствие противопоказаний, но и проводить полное психолого-психиатрическое освидетельствование - с уровнем интеллекта, профилем личности, особенностями мышления, памяти и эмоционально-волевой сферы. Сколько это займёт? Часа два-три, не меньше. А сколько человек в день приходит на медкомиссию? В нашем миллионном (да-да, в Тольятти давно уже не 700-800 тысяч, как пытаются уверить те, кто упорно не хочет рыть у нас метро) городе это минимум 200 человек в день. Минимум.

Нет у нас столько времени, а главное - специалистов. Даже если штат будет заполнен на 100%. Захочет высокое начальство, чтобы никто не ушёл недообследованным - да пожалуйста. Но в таком случае психиатров и психологов должно быть намного, намного больше в нашем штате. Но подумайте: а надо ли оно вообще? Ну что мы там такого накопаем в этом несчастном (опционально - горделивом, как на старинных монетах) профиле личности? Какие такие личностные особенности могут помешать человеку водить, к примеру, автотранспорт? Или мы будем давать заключение: "вот этому больше подойдёт Феррари, а этому - Ока"? Этак мы до психиатр-наци докатимся. Да и, если задуматься - а нужно ли вообще копать? Отсюда второй пункт.

Второе. Подчеркну - это сугубо моё ИМХО. Я уже озвучивал своё отношение к необходимости психиатра на водительской медкомиссии, и повторю ещё раз: я считаю, что он там не нужен: http://dpmmax.livejournal.com/270045.html Нет, я не отрицаю, что на той же ВЛЭК он просто необходим, да и на некоторых других медкомиссиях тоже (к примеру, когда речь идёт об огнестрельном оружии), но не здесь. В конце концов, в ряде других стран как-то обходятся одним офтальмологом - и ничего, тотального гомицида в ДТП не наблюдается. Кто-то скажет, что тогда начнётся (точнее, усилится) беспредел на дорогах? А вот тут как раз я бы озвучил третий пункт.

Третье. Вы просто не представляете, насколько мал процент тех наших пациентов, которые потенциально могли бы создать опасную ситуацию за рулём. Подавляющее большинство камикадзе и Талалихиных - это как раз те, у кого де-юре противопоказаний к вождению автомобиля не имеется. Потому что сволочизм и дятловость, а также многие другие факторы, мешающие такой прокладке между рулём и педалью газа спокойно ездить, не создавая проблем другим - это характеристики, не зависящие, по большому-то счёту, от склада личности. Сволочью может быть хоть истерик, хоть эпилептоид, хоть человек, которого приняли бы за эталон характерологической нормы. Дятлом - тоже любой.

Поэтому процедура отъёма прав, чтобы никого и ни за что случайно не ущемить, как мне думается, должна производиться всё-таки не столько авансом, сколько по факту. Нет, не по факту подсчёта звёзд, трафаретиков сбитых бабушек и подбитых вражеских авто, а по факту опасной и агрессивной езды, то есть, чуть заранее. И законодательно все предпосылки для этого есть (вот здесь хотя бы поглядите), не надо изобретать юридический велосипед:
Просто пусть ГИБДД поработает чуть активнее в этом направлении. В конце концов, приучили же они за несколько лет водителей уступать дорогу пешеходу на зебре. Значит, нет ничего невозможного.

Частная психопатология, Место для дискуссий

Previous post Next post
Up