Итак, продолжим. Если вчера я рассказывал о консультативно-лечебной помощи (
http://dpmmax.livejournal.com/414729.html), которая оказывается, если можно так выразиться, в более лёгких случаях, то сегодня - речь о диспансерном наблюдении. Тут уже всё по-взрослому.
Суть этого самого диспансерного наблюдения в том, что, хочет того пациент или нет - его регулярно будут приглашать заглянуть на огонёк, или же сами будут приезжать в гости, чтобы справиться, как в целом и как дела с его психическим здоровьем, в частности. Кроме того, участковый психиатр будет следить за тем, чтобы пациент получал необходимое лечение, а если нужно - то и помощь со стороны соцслужбы.
Естественно, всем подряд такое наблюдение не назначают. Только за особые заслуги перед психиатрией в целом и местным психдиспансером в частности. Статья 27 (часть 1) «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» это регламентирует:
«Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжёлыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями»
То есть, в эту группу определённо попадают пациенты с шизофренией, биполярным аффективным расстройством (или МДП), с органическим поражением головного мозга - если оно вызвало слабоумие или повторяющиеся обострения в виде психозов; психопаты (пардон, пациенты с расстройством личности) - если расстройство декомпенсировано и мешает жить и адаптироваться в обществе, пациенты с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с деменцией, с сенильными и инволюционными психозами, и даже, в ряде случаев - пациенты с тяжёлым течением невроза - к примеру, истерического, но тут всё очень индивидуально. Конечно же, в этой группе должны, вне зависимости от того, что за болезнь, наблюдаться все недееспособные (я имею в виду, официально, по решению суда) пациенты.
И основное назначение диспансерного наблюдения - подвергнуть ласкам и причинить пользу человеку, даже если он сам, в силу болезненных причин, не понимает своего профита. Помните одну из основных особенностей большинства тяжёлых психических расстройств? Это отсутствие или недостаток критики к своему психическому состоянию. И - очень часто - непоколебимая уверенность в том, что то, что говорят «голоса» или то, что мнится в рамках кристаллизовавшегося бреда - и есть настоящая реальность. Это я к примеру. Захочет такой товарищ принимать лекарства? На пике болезни - далеко не всегда. Точно так же и тогда, когда обострение снято: зачем принимать, если уже всё прошло? Для профилактики? Не, не слышал.
Безусловно, если с человеком приключился острый психотический или тяжёлый депрессивный эпизод, который закончился выздоровлением, и есть уверенность, что это не дебют хронического психического заболевания - ни о каком диспансерном наблюдении речи не идёт.
Решение о том, чтобы взять на такое наблюдение, принимает не один врач, а комиссия врачей. Точно так же комиссия примет, если будет нужно, и решение о прекращении такого наблюдения.
Как часто должен показываться психиатру (или осматриваться им на дому, если необходимо) пациент? Вот тут уже всё зависит от состояния. Может и раз в месяц. Может и реже. А может и раз в две недели - к примеру, если надо приходить и делать инъекции того же рисполепта-конста, он делается как раз на две недели.
Обязательно ли, к примеру, пациент с диагнозом «Шизофрения» или «Биполярное аффективное расстройство» будет находиться на диспансерном наблюдении? Нет, конечно. Если наступила стойкая ремиссия, нет обострений и не ожидается в отдалённом будущем (такое тоже бывает) - то можно предложить такому пациенту консультативно-лечебную помощь. А можно и вовсе прекратить наблюдение и убрать документацию в архив. То же самое, если у человека с расстройством личности наступила компенсация состояния, длительная и стойкая. То же самое - если вдруг... нет, не дебильность прошла и не слабоумие излечилось (не достигли мы ещё таких высот) - если у человека с органическим поражением головного мозга, который давал обострения в виде психозов, эти психозы прекратились и давно не возобновляются, а изменения личности не столь глубоки.
Итак, если болезненное состояние перестаёт быть тяжёлым, стойким либо часто обостряющимся - можно прекращать диспансерное наблюдение. И либо предлагать пациенту переходить на консультативно-лечебную помощь, либо вовсе любую помощь прекращать, ежели он в таковой не нуждается. Ещё раз повторю: да, такое бывает, и не так редко, как может показаться.
В следующем посте на эту тему я отдельно затрону те ограничения и противопоказания - к работе, к получению водительских прав либо к праву на ношение огнестрельного оружия - которые могут иметь место, если пациент находится у нас в консультативной либо диспансерной группе, поподробнее и отдельно для каждой из групп.