Из
Милета наш путь лежал в Дидим. Теоретически, можно было бы двинуть туда пешком по священной дороге (протоптали её где-то в четвёртом веке до нашей эры), которую облагородил в сотом году император Траян. Ему однажды дидимский оракул предсказал карьерный рост, а предсказание возьми да и сбудься. Траян страшно обрадовался и в качестве отката олимпийцам за подгон забабахал дорогу. Местами даже мощёную каменными плитами, чтобы паломникам на маршруте Милет - Дидима веселее шкандыбалось. Мы посовещались и решили, что нуевонафиг, такие марш-броски, мы лучше как-нибудь на машине докатим. Оно хоть и менее почтительно по отношению к Аполлону, зато с ветерком.
Сам городок (он с античной Дидимой соседствует и местами даже на неё наслаивается) небольшой - полуста тысяч душ населения не будет в туристическое межсезонье - но уютный, светлый и немного кукольный.
Поговаривают, что именно здесь, плюс-минус десяток километров, дочка титана Лето родила Аполлона. От кого? От Зевса. Превратился, мол, в перепела - и коварно овладел (лишите меня диплома, но я не могу себе представить, как такое физиологически возможно!). Этот герой божественного промискуитета и титаниду вниманием не обошёл (другие, правда, уверяют, что брак был законный, и Гера появилась на семейном горизонте Зевса уже после бракоразводного процесса, но что касается античной мифологии в её разделе гендерных отношений, тут кто в лес, кто по оливы, без поллитра нектара не поймёшь), и ещё много кого облагодетельствовал. Третьи и вовсе бают, что не перепел то был, а лебедь, и не титанида, а царская дочка, Леда, и что снесла она Зевсу тройное яйцо (недоброжелатели уточняют - начисто, мол) - да кто ж этих третьих будет слушать!
Место по тем временам было совсем дикое. И Аполлон, как только подрос, решил, что негоже так: родина, всё-таки. И явился как-то раз пред местным пастухом. Слышь, говорит, Бренх, все вы тут пастухи, а я Аполлон. Так уж вышло, что ты крайним оказался, потому получи-ка ты дар предсказания. Что обычно происходит потом в цивилизованном государстве? Правильно, госпитализация в психиатрический стационар. Но тут вышла накладочка: ближайшая больничка находилась за много километров и ещё больше веков туда дальше, поэтому пришлось Бранху строить храм и основывать жреческий род Бранхидов (не путать с группой лёгочных заболеваний в албанской транскрипции).
Пастухи - народ смекалистый, знали, что и кому предсказывать, какие гонорары с кого брать, и вот уже к седьмому веку до нашей эры слава о храме Аполлона, что в Дидиме, разлетелась далеко за пределы Ионии. Да и сами жрецы ходили павлинами: дескать, что нам ваши Дельфы! Пофую нам ваша пифия, у нас и без этиленового транса своей дури хоть отбавляй, такое завернуть можем, что вопрошающий потом год ходит тихий и задумчивый. И шлёт, шлёт жертвоприношения!
Правильно распорядившись инвестициями в пророческий бизнес, жрецы отгрохали такой храм, что Дарий и Ксеркс, когда с пятнадцатилетним интервалом приходили его осквернять - плакали: жалко, мол, до слёз, но надо, иначе персидский электорат не поймёт!
Жрецов такими выходками было сложно смутить: строительство и так затянулось лет на шестьсот, поэтому всплески энтропии, привнесённой персами, на общем фоне хоть и выглядели досадно, но пережить можно. Всего храм перестраивали раза три, каждый раз всё краше и грандиознее, но вместо того, чтобы стать восьмым чудом света, храм стал памятником античному недострою: его так никогда и не доделали до конца. Правда, он поражал и, чего уж стесняться, поражает воображение, даже будучи руинами.
Несколько мощных землетрясений, которые изрядно разрушили и храм, и сам город (после последнего, что стряслось в XV веке, жители ушли), уронили почти все колонны, кроме двух, что в паре, и одной, что поодаль. Высота колонн почти двадцать метров.
Ширина у основания... впрочем, Инга продемонстрирует не в метрах, а в рослых третьеклассницах.
Если сейчас храм поражает, то какое впечатление он должен был производить тогда!
Вот сам оракул (не в смысле жреца, а в смысле места).
А вот пансион для оракулов, открыт до сих пор, вход по предъявлению пророчества и древнегреческого пенсионного удостоверения.
Голова медузы Горгоны (как, как эту махину поднимали на верхушку колонны?).
Грифоны (ими тоже венчали колонны).
Коридор во внутренний двор храма.
Сам внутренний двор (адитон, если придерживаться терминологии)
Колодец со священным источником пересох,
но в том, что снаружи, рядом с оракулом, вода очень даже живая:
А этот камень (не помню, как они правильно называются) наверняка был установлен как благодарность богам за помощь в каком-то важном деле. Вроде «Такой-то (впиши своё имя) благодарит Аполлона за то, что внял моей просьбе и сделал меня (впиши свою должность-благосостояние-всё такое прочее), поэтому я, как и обещал, припёр в храм эту здоровенную дуру. Пацан сказал - пацан сделал» В общем, не бывать мне экскурсоводом, ни языка древнего не знаю, ни терминов.
Чему конкретно посвящён этот волосатый заяц - теряюсь в догадках.
Побродив по храму, мы перекусили в ресторанчике, что напротив святого места,
и поехали обратно в отель (Инга, очень прагматичный ребёнок, ещё несколько часов назад, среди развалин Гераклеи, строго поинтересовалась у Оксаны: «А зачем мы вообще из отеля уехали?»). В планах был ещё Бодрум с его крепостью, но его мы решили посетить на следующий день.