Один теоретик, три практика и придворная болезнь

Sep 09, 2021 11:03





Ян Сандерс ван Хемессен, "Удаление камня глупости"

Продолжу знакомить вас с историей психиатрии. Мы с вами остановились на том, что даже Кант, критиковавший оторванное от практики мудрствование, не удержался от изложения своих взглядов на природу психических болезней.  Ну а раз уж Кант не удержался, то и Георг Вильгельм Фридрих Гегель решил, что тоже просто обязан отметиться. В конце концов, вопрос-то серьёзный, философический. И в своей «Феноменологии духа», впервые увидевшей свет в 1807 году, он пишет:





Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«Определяя виды помешательства, мы не должны обращать внимания на содержание ложных представлений, так как последние могут быть крайне разнообразными и совершенно случайными; необходимо, напротив, определить самые формы, в которых обнаруживается расстройство ума»

То есть, призывает не размениваться на внешние проявления, но зрить в корень, искать признаки, объединяющие различные виды помешательства. И тут же предлагает три основные формы сумасшествия.

Первая - тупоумие. И кретинизм в этой группе - крайнее, наиболее выраженное его проявление. Сюда же и деменция им отнесена, но список на том не исчерпывается. Гегель считал, что в эту же форму необходимо включить также и рассеянность гениев (ага, Архимеда и Ньютона тоже посчитал), и крайнюю хаотичную отвлекаемость, присущую маниакальным состояниям.

Вторая форма - помешательство как таковое, во всей красе и многообразии бредовых идей - но также и меланхолия с идеями, толкающими на самоубийство.

И третья форма - это бешенство, безумие. То есть, те виды сумасшествия, что сопровождаются буйством, неистовством и агрессией.

В подходе к принципам лечения душевнобольных Гегель не предложил чего-то революционно нового, скорее выразил общую национальную идею: арбайтен, арбайтен унд дисциплинен!

Впрочем, не философами едиными была богата Германия тех лет, хотя, повторюсь, на  немецкую научную мысль эти глыбы, эти матерые человечищи повлияли неслабо - при этом отодвинув её в сторонку от бренного, материального и практичного.

На рубеже XVIII и XIX веков в германкой практической психиатрии отметились три фигуры (на самом деле четыре, но о четвёртой упомяну отдельно)

Первым стоит вспомнить доктора Иоганна Эрнста Грединга. Родился Иоганн 22 июля 1718 года в Веймаре. Семья придворного парикмахера (именно этим занимался его отец) жила небогато, и мальчик рано освоил отцовское ремесло, но быстро понял, что как придворный парикмахер, никому не нужен... от слова «совсем». Да и не его это. Вот медицина - это да, это влечёт. Одни кровопускания чего стоят! Другой бы на его месте так и мечтал, коротая дни за стрижками и укладками, но не таков был юный Иоганн. К своим 17 он успел освоить латынь и анатомический минимум, чтобы с благословления отца через два года отправиться в Йенский университет. Медицина, логика, метафизика и теология, математика и физика - юношу интересовало решительно всё, что могли дать на университетских кафедрах.

Однако, вскоре умирает отец, и Гредингу приходится уехать в Лейпциг, чтобы завершить образование и, получив разрешение тамошнего доктора Хартранфта, приступить к практике. В 1742 году, защитив в Йенском университете свой трактат (по совместительству дипломную работу) «Об исследовании трупа или законном вскрытии трупа», Грединг получает медицинскую лицензию и отправляется в Цвиккау, где проводит, работая городским и сельским врачом, 16 лет. Этот период жизни мало известен с точки зрения его печатных трудов, зато он несомненно оказался полезен в плане оттачивания навыков медика-практика.

В 1758 году сорокалетний Иоганн Эрнст Грединг приглашён в городок Вальдхайм: при местной тюрьме и богадельне появилась врачебная вакансия. Вот тут-то доктор и развернулся в полную силу. Дело в том, что и в самой тюрьме, и в богадельне хватало душевнобольных и эпилептиков. И собственно их лечением до Грединга толком не занимались, считая, что вполне хватит цепей, ремней или хорошей порки. Иоганн же подошёл к процессу лечения основательно и творчески. В ход пошли экстракт шиповника (при меланхолии, вердикт - так себе снадобье), аконит (упс, при эпилепсии клин клином выбить не удалось), тетраамминкупросульфат (он же настойка Veneris volatilis, при эпилепсии, пляске Святого Вита и истерии бесполезен), морозник белый (он же чемерица, античная классика, опыты надо продолжать), а также белена, терновник, паслен черный и прочие снадобья. Также за годы работы в Вальдхайме Грединг проводит более 300 вскрытий, интересуясь (как и многие доктора того времени) взаимосвязью душевных болезней и их признаками, отраженными в строении тела и мозга в частности. Результаты наблюдений он публикует в трудах «Медицинские афоризмы о меланхолии и различных более или менее родственных ей болезнях» и «Adversaria medico-practica». Систематичностью и скрупулезностью его наблюдений был зачарован сам Пинель, который, пусть и не во всём был согласен с Гредингом, не мог отказать германскому коллеге в основательности и добротности подхода, а также информативности его наблюдений.



Иоханн Август Унцер

О другом германском докторе, Иоханне Августе Унцере (1727 - 1799), мы бы особо и не вспомнили - мало ли в той Германии Иоганнов Августов - если бы не Гёте, который восхищался  его умом и вкладом в науку. И, пожалуй, если бы не его жена, Иоханна Шарлотта: не будь интереса к ней, к её поэзии и философским выкладкам, к стремлению дать женщинам Германии образование, так и работы Иоханна Августа, глядишь, прошли бы мимо Гёте. Что за работы? Нет, не «Трактат о чихании», «De sternutatione», хотя на нём Унцер докторскую защитил. Я имею ввиду прежде всего работу «Erste Gründe einer Physiologie der eigentlichen thierischen Natur thierischer Körper», или, в более краткой русской редакции, «О природе животных тел». В ней есть такие слова:

«Только нервные силы способны, вызывать в организме движения, которые, с одной стороны, восходят к душевным центрам, а с другой - исходят от них. Совершенно, как к сердцу и от сердца»

Они прошли мимо глаз и ушей германских коллег, зато были приняты к сведению в Англии, Робертом Уайттом и Уильямом Калленом, а также во Франции, в школе Монпелье. И лишь веком позже такой термин, как «рефлексы головного мозга», получит своё полноценное и чёткое описание у Вильгельма Гризингера и Ивана Михайловича Сеченова - и не в последнюю очередь на эту мысль их наведёт та самая работа Унцера.



Мельхиор Адам Вейкард

Третий из германских психиатров того периода, достойных отдельного упоминания - Мельхиор Адам Вейкард. Родился Мельхиор 27 апреля 1742 года неподалёку от германской колыбели католичества - Фульды, что в Восточном Гессене. Можно сказать, что психиатром Вейкард стал из духа противоречия: отучившись в Вюрцбунгском университете, где юный Мельхиор особое внимание уделил физике, философии и медицине, он с сожалением отметил, что знания, полученные в альма матер, мало соответствуют окружающей реальности и словно застыли где-то на временной отметке его основания (1402 год, на минуточку).

В возрасте 21 год, в 1763 году, Мельхиор возвращается в родную Фульду уже врачом, но ненадолго: через год его приглашают на работу на баварский курорт Бад-Брюкенау, а в 1770 году, став профессором медицины в университете Фульды, он приглашён на должность личного врача принца-епископа Генриха фон Бибра.

С этого момента начинается придворная карьера Вейкарда. А также интерес к психическим расстройствам и поискам их причин. А то, знаете ли, ведьмы и демоны как основная причина безумия - это, конечно, красиво и всё объясняет, но как-то средневеково, вы не находите? Да и влияние хорошей или плохой суперпозиции звёзд при зачатии и рождении, определяющей склад личности... ну эпоха Просвещения же на дворе, а вы тут звёзды считаете и мух не ловите! Нет, должна быть внятная причина для любой психопатологии. Раз есть повреждение в уме - значит, должно быть повреждение в мозгу. Ну ещё образование и местный климат не стоит со счетов сбрасывать... А кроме того, стоит чётко различать, где глубокое сумасшествие, а где так, что полегче, пограничные состояния, а то и вовсе придурь. Среди пограничных состояний Вейкард описывает расстройство «недостатка внимания»  - и перечисляет симптомы, соответствующие тому, что парой веков позже обзовут СДВГ. Что же до придури...

К Вейкарду, уже успевшему стать известным своей книгой «Der Philosophische Arzt»,  начинают присматриваться и прислушиваться, как к знающему и умеющему врачу, и в 1784 году Екатерина II приглашает доктора в Россию, придворным медикусом. Именно там, отслужив при дворе 5 лет, он опишет (надо отдать должное сарказму Мельхиора Адама) Maladie de la cour, или Hofkrankheit, или «придворную болезнь»: фактически это портрет высокомерного, с брезгливо оттопыренной нижней губой, жадного прожигателя жизни - но крайне чувствительного ко всему тому, что о нём скажут в свете, и панически боящегося прийтись не ко двору, лишиться благосклонности покровителей.

***

Напомню, что четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.

P.S. Мой проект « Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное - внимательный и корректный психиатр - обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации - большинство коллег ведут онлайн-приём.

P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене - вдруг кому удобно смотреть их там

История психиатрии

Previous post Next post
Up