На фотографии сборка на конвейере завода Венгерской фирмы "Ikarus" городского сочленённого автобуса особо большой вместимости Ikarus 180. Этот автобус выпускался с 1964 по 1973 год и был создан на базе автобуса Ikarus 556. Сегодняшний небольшой рассказ будет об некоторых экземплярах этого легендарного автобуса, которым посчастливилось дожить до наших дней.
В СССР автобусы Ikarus 180 поставлялись с октября 1968 года. Большинство автобусов имели белый цвет с продольной темно-красной полосой. Икарусы поставляемые в Болгарию были оранжевые с черной полосой, Венгерские были традиционно темно-синие с серым. В Германии были желтые автобусы. В Египет поставлялись красные Икарусы с белой крышей. Из-за того, что при капитальном ремонте в ПАТП Икарусы иногда меняли цвет знаменитой красной полосы на другой, родились многочисленные легенды об автобусах с синими и зелеными полосами. Тем не менее в Москве эксплуатировалось два Икаруса в классических "Венгерских" цветах из первой поставки.
В августе 1969 года автобус демонстрировался на ВДНХ в Москве в составе выставки Венгерской автопромышленности.
Сочлененные Икарусы были поставлены во многие крупные города СССР, где требовались автобусы большой вместимости. Первые Ikarus 180 поставлялись в Москву, Ленинград и Минск. Водители от Венгерской гармошки были в восторге. В большинстве случаях пересаживаться на Ikarus 180 приходилось с ЗиЛ-158. Лёгкое рулевое управление, очень мощный по тем временам двигатель, идеальная плавность хода, не могли сравниться с легендарным Зил-158.
Кроме плюсов, были недостатки в большинстве случаях связанные с поставками зарубежных комплектующих и запчастей. Сказывалось и сложное техническое обслуживание автобуса из-за сложной конструкции.
В СССР Ikarus 180 был более распространен, чем базовая модель Ikarus 556. В эксплуатация "стовосьмидесятые" гармошки продержались до начала 80-х годов. На смену Ikarus 180 пришел знаменитый Ikarus 280, который находится в эксплуатации и по сей день.
К сожалению, из-за крупных поставок новейшего Ikarus 280, старые "стовосьмидесятые" гармошки списывались быстрыми темпами и отправлялись на утилизацию. В большинстве городов Ikarus 180 исчезли в первой половине 80х годов.
До наших дней сохранилось лишь несколько чудом уцелевших автобусов. В Москве в Музее наземного городского пассажирского транспорта имеется восстановленный в неточности Ikarus 180 с комплектующими от Ikarus 280. Этот автобус с бортовым номером 011 регулярно принимает участие в парадах и автопробегах городского транспорта.
В Гродно один из Ikarus 180 был переоборудован в парковый тягач и с 1986 года эксплуатируется в местном автобусном парке. В Венгрии в Сэнтэндрэ имеется полностью оригинальный Ikarus 180, который с 2012 года участвует в регулярных покатушках. Ранее этот автобус был в экспозиции музея внутри здания.
Еще один Ikarus 180 не "на ходу" есть в Германии. Много лет автобус был в экспозиции музея "Denkmalpflege-Verein Nahverkehr Berlin" в Берлине. Автобус чудом уцелел, т.к. в 1988 году автобус планировали к участию в пожарных учениях с дальнейшей утилизацией.
27 июня 2014 года этот автобус был доставлен в один из музеев в Хемнице, где в ближайшие несколько лет будет восстанавливаться.
Несколько останков от Икаруса в виде сараев осталось на территории бывшего СССР. Всех конечно не найти, но известно, что такой сарай из Ikarus 180 с г/н "10-48 ТОЖ" есть в Томске на ул. Мичурина.
В Волгограде сарай из Ikarus 180 с г/н "69-36 СГС" долгое время был на ул. Танкистов. В 2009 году он был отправлен на металлолом.
В Перми часть Ikarus 180 в районе ул. Чкалова используется также, как гараж.
Эти обломки довести до музейного состояния фактически нереально. Историческую ценность они предоставляют лишь для паломничества автобусных фанатов с целью запечатлеть себе в архив легендарный автобус. Хотя Московский Икарус-180 был восстановлен из двух сараев на СВАРЗе.
Возможно где-то еще есть подобные сарайчики, гаражи или подсобки, но мне это пока установить не удалось.
(c) Юрий Дорошенко