Ту-104 в Конотопе

Sep 05, 2014 14:28

На Украине в городе Конотоп, Сумской области, более 20 лет простоял первенец отечественной реактивной авиации Ту-104А с бортовым номером СССР-42361. Сегодняшний рассказ будет об истории этого самолета.




Ту-104 з/н 86601001 был произведен в июне 1958 года. 2 июля 1958 года самолет был поставлен в Аэрофлот в Московское управление транспортной авиации ГВФ в 200 летный отряд, который базировался в аэропорту Внуково. 5 августа 1958 года лайнер был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-42361.



Во время эксплуатации Ту-104А переоборудован в вариант Ту-104В на 100 пассажирских мест. 27 октября 1970 года самолет передали в Украинское УГА, в Одессу. В 1975-1976 годах авиалайнер был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. На Украине самолет пролетал до лета 1978 года, после чего ему было суждено стать памятником в Конотопе.



Самолет Ту-104 был подарен Конотопскому ГорИсполкому Одесским ОАО по инициативе руководства завода "Красный металлист", при лоббировании данного вопроса депутатами ВС СССР В. Школьной и Г. Т. Береговым. В июне 1978 года Ту-104 перегнали своим ходом на аэродром Конотопа. После чего авиалайнер отбуксировали в парк им. Кирова, где установили, как памятник. Официально Ту-104 списали 23 августа 1978 года по отработке срока службы. С самолета были демонтированы двигатели, оборудование второго салона, в котором были установлены детские игровые автоматы. Кабина и первый салон авиалайнера были сохранены. Когда автоматы пришли в негодность, салон переоборудовали под детский кинотеатр, который был закрыт пожарными в 80х годах.









С середины 80-х годов самолет забросили. Он никак не использовался, постепенно разрушался вандалами. После развала СССР Ту-104 был перекрашен. Независимые украинцы закрасили бортовой номер, символику "Аэрофлота", вместо флага СССР был нанесен государственный флаг Украины. В 1998 году самолет подожгли, в результате чего выгорела верхняя часть фюзеляжа. После чего из-за аварийного состояния самолет демонтировали и утилизировали. Еще один памятник погиб от поджога вандалов...

(c) Юрий Дорошенко

Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. Ульрих Унгер Ту-104: лидер реактивного века Журнал Мир авиации
3. Yefim Gordon Tupolev Tu-104: Aeroflot's First Jetliner - Red Star Vol. 35
4. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965
5. Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104
6. Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
7. Олег Черников - Ту-104. История серии.
8. Конотопский форум - Старые фото Конотопа
9. Владимир Лихтеров - "Конотоп - история и современность", газета "Жизнь, Конотопская еврейская газета"

Ту-104А, Украина, Авиапамятник, Ту-104

Previous post Next post
Up