Atsu-Hime

May 27, 2009 11:01



Название: Atsu-hime.
Страна: Япония.
Показ: NHK, 2008 год.
Количество серий: 50.
Жанр: историческая драма, дзидайгэки.
Актёры: Miyazaki Aoi, Eita, Matsuda Shota, Tamaki Hiroshi, Horikita Maki, Sakai Masao, Matsuzaka Keiko, etc.

Моя оценка: 4,5 из 5.

Тайга - великая река.
Говорят, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды... В случае тайги это неверно. Время хоть и течёт, как река, в одном направлении из прошлого в будущее, но её хвост моментально замерзает, оставляя ледяные статуи воспоминаний, которые можно вернуть к жизни, отогрев в своей памяти...



Основной состав сборной Ацу)) Красавцы, не правда ли?




А вот так выглядела настоящая Ацу-химэ на склоне лет (на плакате справа). Называется: ощутите разницу между сказочкой и реальностью))



Немного о сюжете.
Честно говоря, в истории Японии я полный профан и не уверен какие факты общеизвестны, а какие можно назвать спойлером. По идее, конечно, для людей знакомых с историей Японии в сериале не должно быть ничего нового и наспойлерить им невозможно, но я больше беспокоюсь за таких как я, для которых все события будут в новинку. Я начинал смотреть совершенно ничего не зная о том периоде истории, о котором идёт повествование в дораме и даже не читал синопсис, поэтому для меня многие повороты сюжета/истории были непредсказуемы и увлекательны. Поэтому в этом обзоре я постараюсь как можно меньше говорить о событиях, а больше о моих впечатлениях. Это, так сказать, 50 серий в двух словах))

Итак, Ацу-химэ - это жизнеописание (с 1835 по 1884 год) жены 13-ого сёгуна Токугавы Иэсады. О том, как дочка одного из семейств клана Сацума стала женой влиятельнейшего человека Японии. В другое время такой брак был бы невозможен, т.к. положение её семейства было на несколько ступеней ниже по иерархической лестнице, но дело было в смутные времена Реставрации Мэйдзи, и брак состоялся путём политических интриг при поддержке могущественнейших даймё того времени. И вот эта кристально честная девушка попадает в самую гущу придворных интриг, на пороге гражданской войны и зарождении новой Японии. Как она повлияет на происходящие события? Сумеет ли она устоять под натиском коварных врагов и сохранить свою непорочность и веру в людей?

Ацу-химэ - это определённо не история японской Жанны Д'арк, как могли бы подумать люди несведущие в реалиях и положении женщин того времени. За ней не идут войска, её участие в политике страны было минимальным. Ацу-химэ скорее представляет собой родину-мать. Она - хранительница домашнего сёгунского очага, олицетворяющего единство страны и её людей. Недаром потом, казалось бы, чужие люди будут называть её матерью, вместо более формального Тэнсёин. Её женское начало, доброта, теплота и умение прощать - вот что сделало её одной из величайших фигур того времени. Когда брат шёл на брата и в воздухе витал запах крови, она покоряла сердца людей своей непорочностью и здравостью рассудка. Прежде всего она заслужила преданность и признание людей не военными подвигами, а своей открытостью и добротой. Даже понимая, что Япония должна измениться во что бы то ни стало и пути назад нет, она всеми силами старалась предотвратить кровавую революцию. Сериал во многом показывает знаковые исторические события глазами женщин, так же как действие сосредоточено вокруг „острова женщин” - Ооку - в самом сердце мужской страны. Мужчины идут воевать за родину, а их женщинам ничего не остаётся, как ждать дома. И оплакивать их вернувшиеся тела.



Кроме женского взгляда, сериал интересен и другими вещами. Во время просмотра я испытал даже небольшой культурный шок. Казалось бы, чего ещё мы не знаем о японцах? Уже сколько фильмов пересмотрено, книг перечитано, а всё равно время от времени открываешь для себя что-то новое, удивительный народ. Вот и тайга даёт возможность посмотреть на ту Японию, которую уже не увидишь, на Японию давно минувших дней. Конечно, это не реальная Япония, а всего лишь проекция, через призму современности, но даже эта блеклая тень порой повергает в недоумение и заставляет посмотреть на них совсем с другой стороны.

Одним из таких моментов для меня было удочерение маленькой Ацу-химэ в семью даймё. Как родители отдали собственное дитя в дочери своему господину и при этом сочли это за огромную честь. А ей пришлось смириться с этим и вычеркнуть настоящих родителей из своей жизни, как будто их и не было, и называть незнакомого мужчину своим отцом. Не знаю, возможно, всё это легко и просто объясняется традициями и обычаями, но мозг всё равно отказывается понимать и принимать это...
Другой момент - отсутствие приватности во дворце. Т.е. Ацу-химэ, получается, была под наблюдением 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Прислуга ни на секунду не оставляла её одну. Даже во время брачной ночи с сёгуном...
Ещё удивили сами обычаи Ооку. По сути - это не что иное, как золотая клетка. А женщины в ней - не более чем наряженные куклы. Шутка ли - жена самого влиятельного мужчины Японии, сёгуна, не могла даже самостоятельно решить, когда ей вставать из постели или не могла самостоятельно расчесаться. Все её действия были строго регламентированы и контролируемы. Все эти их традиции и модели поведения... У меня такое чувство создалось, что их придумали лишь для того, чтобы коротать время. Ведь по существу женщины, живущие во внутреннем дворце, ничем другим не занимались, как добивались расположения сёгуна в надежде забеременеть от него. В остальном же это самое что ни на есть заточение. То же кимоно... Его одевание требует немалого времени и помощи со стороны. А Ацу-химэ было положено переодеваться несколько раз в день. Вот сменила пару кимоно - глядишь, и полдня прошло)) Устроишь чайную церемонию - глядишь, уже и спать пора)) Иначе от скуки и безделья там можно было свихнуться...

С другой стороны приверженность традициям - совсем не плохо. Радует, с какой заботой японцы относятся к своей истории. Кажется, что в сериале нет ни одного отрицательного персонажа. Как будто они не хотят обидеть ни одну историческую личность. Даже у, казалось бы, такого "кровожадного тирана" и антагониста, как Ий Наосукэ в конце концов оказываются и свои положительные стороны. Так же как Ацу-химэ старалась выслушать обе противоборствующие стороны, полярные мнения, так и создатели сериала, похоже, не могут однозначно судить о личности великих людей, основываясь лишь на скупых исторических фактах. У каждого есть право на свою точку зрения, каждый считает, что его путь правильный и ведёт к процветанию Японии...



Переходим к актёрам...
Игра всех актёров великолепна. Пусть устыдятся те, кто говорит, что японцы не умеют играть. Умеют и ещё как. Но лучше всего это у них выходит, когда нужно играть японцев)) Именно в исторических постановках, где сохранён исконно японский дух, и действия героев полностью соответствуют традиционному образу мысли японцев - в них и можно увидеть настоящие возможности актёров. Не в мелодрамах, где кипят "бразильские" страсти, не в крупнобюджетных блокбастерах, подражающих и заигрывающих перед западом, не в карикатурных экранизациях комиксов, а вот в таких вот исторических фильмах, где сохранилась аутентичная природа японцев. Со всех их преданностью господину, честью, долгом, писанными и неписанными правилами поведения, сдержанностью, зажатостью, немногословностью и внутренними переживаниями... Нет, конечно, всё это можно увидеть и в современном кино, но только там, где японцы играют самих себя, японцев.

Больше всего понравились персонажи Миядзаки Аой и Мацудзака Кэйко (Икусима). Не устаю всячески нахваливать Миядзаки. По-моему, на данный момент она является одной из лучших актрис своего поколения. И то, что её взяли на главную роль в таком почётном проекте лишнее тому доказательство. Не говоря уже о том, что за эту роль она собрала все возможные награды в прошлом году. Лично мне очень понравился воплощённый ей образ. Её героиня, как живой человек, растёт на экране, набираясь жизненного опыта, меняясь, становясь мудрее, но в то же время, сохраняя свой уникальный характер и сердцевину. Удивительно было наблюдать в последних сериях флешбэки, показывающие её в юности, - как будто два разных человека, такой контраст. А во время просмотра и не замечаешь, как она постепенно меняется... К тому же Аой во время съёмок в этой тайге умудрилась ещё сняться в фильме Кудо Канкуро Shonen Merikensack, где у неё был совершенно другой, комедийный образ. Очень разноплановая и гибкая актриса, наша Аой))

Икусима - настоящая бой-баба)) Наставница Ацу-химэ и её ближайшая подруга. Их отношения начинались как строгой учительницы и несмышлёной ученицы, но постепенно переросли неприязнь друг к другу и вылились в самую крепкую дружбу, которая только может быть между госпожой и её служанкой.
Ещё понравился муж Ацу-химэ сёгун Иэсада в исполнении Сакая Масато. Непростой персонаж с непростой судьбой. Смешной и трагичный одновременно.
А вот больше всего не понравился, наверное, персонаж Эйты - Комацу Татэваки. Не исполнение, а именно персонаж. Какой-то он вышел бесхребетным, вечно сомневающимся и слабохарактерным...



Вообще после просмотра почитав отзывы матёрых „таёжников” я уловил два главных корня недовольства сериалом. Во-первых, в Ацу-химэ слишком много молодняка. Не могу оспорить, молодые актёры действительно присутствуют. Начиная с самой молодой исполнительницы главной роли в тайге - Миядзаки Аой, и заканчивая "любимицей миллионов" Хорикитой Маки. Так же в ключевых ролях были замечены Эйта, Тамаки Хироси и Мацуда Сёта. Мне трудно судить, как бы это было, если бы на их месте был бы кто-нибудь из старшего поколения, но, по-моему, и они хорошо справились со своими ролями. К игре Эйты, Тамаки и Сёты у меня никогда претензий не было, единственно Маки, как обычно, была в образе "пришибленной", ну да ладно, это можно списать на высокомерие её героини, так что сойдёт:/ С другой стороны, на мой взгляд, молодые актёры подогревают интерес молодёжи к историческим сериалам и истории, что очень хорошо. Я, например, скорее всего и не стал бы смотреть, если бы в главной роли не было бы Миядзаки.

Ещё я читал мнения, что Ацу-химэ затянута. Что в ней практически ничего не происходит, одни разговоры. И всё от бородатых "таёжников" в телогрейках, за плечами которых не один исторический сериал и есть с чем сравнивать. И тут я не могу сказать, что-либо в противовес, т.к. сам видел всего 2 тайги и моё мнение в этом вопросе совершенно неавторитетно. Могу лишь противопоставить свои впечатления: лично мне она не показалась затянутой. Я с интересом наблюдал за событиями на протяжении всех 50 серий, и действие меня держало если не в напряжении, то хотя бы интерес мой не угасал. Оглядываясь назад и вспоминая развитие сюжета, мне кажется, что событий было очень много, так же как и героев.
Конечно, это легко объясняется моим незнанием истории, поэтому все события для меня были в новинку, и смотрел я скорее не как исторический сериал, а как приключенческий. Думаю, знай, я о некоторых поворотах сюжета, интерес мой поубавился бы.

Это из возможных минусов. Но в заключении хотелось бы закончить на позитивной нотке.
Сам сериал очень зрелищный, яркий и красочный. Если обычно львиная доля бюджета исторического сериала идёт на массовые сражения и обмундирование воинов, то в Ацу-химэ он, похоже, ушёл на дорогие кимоно и парики)) Очень всё-таки японки в них хорошо смотрятся. Раньше я этого не замечал, и они мне казались немного несуразными и архаичными в этих пеленах, но чем больше смотрю исторические вещи, тем больше привыкаю к ним и проникаюсь их красотой и гармоничностью.

Так что сериал этот я рекомендую в первую очередь тем, кто с японскими историческими сериалами (и историей) не знаком или знаком мало. Во-вторых, рекомендую поклонникам Миядзаки Аой)) Её там много на любой вкус и цвет. А так же остальной мужской части дорамного фандома, потому как кроме Миядзаки в сериале куча красивых актрис)) Ну и в-третьих, всем, кто любит хорошие сериалы. Помимо увлекательного повествования, дорама ещё очень красива. От просмотра можно получать ещё и чисто эстетическое удовольствие. В чём можно убедиться, просмотрев сканы вкладыша DVD издания Ацу-химэ, выложенные ниже. Лепотааа))...










*japan, atsu-hime

Previous post Next post
Up