-…Мы идём уже несколько километров, но автодорога, на которую рассчитываем выйти, никак не появляется. Наконец, в лесу появляется просвет. Но просёлок теперь поворачивает влево. Между просёлком и просветом оказывается покрытый лесом «холм». Проходим по просёлку между между крутым склоном (идущим вниз) и основанием этого возвышения. И наконец-то, наконец-то просёлок выходит из деревьев на некое открытое пространство.
И в это время вблизи от нас раздаётся радостный и слегка удивлённый возглас: «О, люди!.. Не одни мы здесь такие!»
Это - ещё одна группа, на сей раз совсем небольшая. Двое парней, двое девушек. Они заблудились, ходят по горам уже второй день. Один из парней обнадёживает спутников, что они уже близко к цели, и что километра через два будет ларёк…
А что на самом деле? Обширная безлесная поляна представляет собой вершину горы Комбопло.
Вид с Комбопло на вершины Ялтинской яйлы и на меридиональную часть Большого Каньона Крыма:
Это, конечно, не то место, через которое я планировал проложить маршрут, и до автодороги отсюда далеко. До ближайшего населённого пункта и, соответственно, до ближайшего предполагаемого ларька - ещё с десяток километров. Никакой ларёк раньше Ай-Петри не ожидается. Вдалеке в той же стороне видны на вершине какие-то сферические сооружения.
Ломиться напрямую через ущелье - явно не лучший вариант. Разумнее всего идти влево, по просёлку миновать небольшой распадок, затем обогнуть верхушку соседней горы (непонятно, на картах именно эта гора подписана как Эндек или же соседняя, уже на яйле?) и миновав небольшое понижение после горы выбраться на яйлу. А уже по ней пешкарусить до Ай-Петри.
Т.е. идти надо краем той горы, что слева (и потом уже по линии горизонта - далеко вправо) :
Жена начинает понемногу возмущаться тем, что я завел не туда. Женский состав небольшой походной группы тем временем тоже возмущается по аналогичному поводу - и намного активнее. Один из молодых людей говорит, что видимые вдалеке сооружения - это военная база, и что он знаком с тамошними военными, что может им позвонить, а они пришлют вертолёт спасателей, и вопрос только в цене.
Хотя вообще-то, сферические сооружения - это не военная база, а Крымская астрономическая обсерватория. Ну да с Комбопло это ещё не очень понятно.
Делать нечего. На худой конец, можно заночевать и здесь. Но незачем, да и с водой в этом месте туго. Выдвигаемся. Почти одновременно. Во встреченной нами группе одна из двух девушек идёт резво, парни тащат на себе тяжёлые рюкзаки - это уже происходит не так быстро, а ещё одна девушка несколько замедляет их шествие. Начало пути по следующей после Комбопло горе ознаменовалось ещё одним крутым подъёмом. Здесь мы обгоняем всю эту небольшую туристическую группу и уходим вперёд на несколько сотен метров.
С другой стороны этой самой горы уклоны гораздо положе, а дорога выходит из леса на открытое пространство:
Позади виден Большой Крымский каньон:
Посреди безлесного пространства располагаемся на непродолжительный отдых. Рядом вертикально стоит какой-то камень в окружении мелких. Вокруг разреженно растут сосенки, кое-где видны скалистые обнажения пород. Из-за верхушки горы заходит синева:
Однако же, ни грозы, ни дождя не случается, так всё участком синевы и ограничивается:
Просёлок выписывает дугу (как вскоре оказалось, можно было срезать). Развилка. Просёлок пересекает понижение. Затем, разумеется, ещё один подъём. После тех, что были на протяжении ходового дня, этот крутым называть не хочется.
Возле очередной развилки снова останавливаемся на отдых. Главным образом, для того, чтобы сориентироваться. Пока отдыхаем, на развилке останавливается квадроцикл. За рулём - то ли татарин, то ли узбек. Катает отдыхающих по яйле как раз до этого места. С его слов и нам перепало немного информации о том месте, где оказавлись. Кроме того, я поинтересовался у него, которой дорогой идти и как насчёт канатной дороги с Ай-Петри?
Всё, теперь мы находимся на яйле. Яйлой в Крыму называют почти безлесные угодья, протянувшиеся на десятки километров по самому верху Крымских гор. В сторону моря яйла обрывается многометровыми отвесными скалами. К ним и подходить то опасно. По словам квадроциклиста, вдоль всей яйлы на расстоянии 50 м от обрывов ещё во времена (Римской? - пардон, не расслышал) империи было возведено ограждение - чтобы выпасаемый скот не падал в пропасть (в кадре хорошо видно по центру):
По другую сторону яйла понижается положе. Сама же поверхность яйлы по горным меркам очень полога и визуально напоминает всхолмленную равнину. Но идти нам по этой равнине до турбазы Ай-Петри ещё далеко.
Что же касается канатной дороги, нам не то что бы не повезло, а скорее повезло. В том, что мы идём в Ай-Петри сегодня, а не двумя днями ранее. Потому как всего то лишь прошлым утром (12.08.2013) канатную дорогу заклинило. Подшипник какой-то полетел. Утром. А там, стоит отметить, вагончики бегают туда-сюда между морем и обрывистыми горами километровой высоты! Представляете себе - зависнуть между небом и землёй в тесном пространстве, где людей столько, что присесть нельзя! Само по себе не мелочь, и это даже даже не учитывая того, что людям необходимо есть, пить и банально ходить в туалет. В общем, сняли их спасатели только к вечеру. При помощи вертолёта. Ага, ещё экстримчика для полноты ощущений!.. Ну, и теперь денька четыре канатная дорога работать не будет.
Но до Ай-Петри в любом случае ещё надобно дойти. Начинаем движение по просёлку, который идёт левее. Идём, идём. Яйла становится шире. Вдалеке видно какое-то село (у меня на карте оно не отмечено, и я ошибочно принимаю его за совершенно другой населённый пункт, расположенный на яйле несколько далее) .
Просёлок проходит мимо сенокоса, где работают люди.
По просёлку на скорости иногда проносятся квадроциклы.
Примерно на полпути просёлок делает развилку. Посередине - небольшой сосновый перелесок. После продолжительных колебаний выбираю ту дорогу (правую), которая более прямая и более накатанная. А на-апрасно!
Да нет, как вскоре оказалось, обе дороги выводят на автотрассу Соколиное - Ялта, т.е. на дорогу, на которую я и намеревался выйти непосредственно от Баш-Дере. Обе, да. Но на расстоянии 4 км друг от друга.
Местность вблизи нас визуально очень похожа на обычные ландшафты Среднерусской возвышенности - это если не обращать внимания на окружающие горы. А на вершине одной из гор прямо по курсу теперь уже хорошо видны строения Крымской обсерватории (похоже, 3-я серия фильма «Шапито» снималась именно здесь). А Солнце уже невысоко. Вечер. Выбираемся к асфальтовой дороге.
К этому моменту выясняется, что моя ошибка на последней развилке стоила нам дополнительных 3 - 4 километров пути. По асфальту, полого. Но всё равно это обстоятельство стало последней каплей. И «вынос мозга» состоялся.
На мой взгляд, небольшие эпизодические ошибки в ориентировании - обычное для похода явление, и если они не связаны с какими-то серьёзными рисками, то ничего особенного в них нет. Но жена, наверное, полагает, что турист привязан к выбранному маршруту как маршрутное такси и что всякие незапланированные варианты должны быть невозможны.
Нет, конечно, с учётом того, что это - её первый горный пвд… Более 20 км за световой день по горам… С амплитудой высот около 700 м между точками старта и финиша, а с учётом всех подъёмов в сумме - существенно больше. Да ещё и на первом месяце (о чём мы в тот день ещё не знали)… Да, всё это в сумме очень даже неплохо.
Но вот таки приходится выслушивать нелестные отзывы о своей способности ориентироваться и т.п. - на протяжении всех оставшихся четырёх километров пути.
Проходим мимо перекрёстка, где мы, скорее всего, вышли бы, если б пошли на развилке влево. Где-то тут поблизости обозначена на картах пещера. Но нам уже не до неё. Если б и вспомнили, то всё равно надобно дойти до села до ночи.
Откровенно сказать, такой вот продолжительный «вынос мозга» выбивает из сил больше, чем все эти пройденные горные тропы вместе взятые. С приближением к селу жена приободряется. А вот я - наоборот, и совсем немного не доходя до этого посёлка, останавливаю движение, чтобы немного отдохнуть.
Тем временем с той же стороны, откуда мы пришли, с песнями появилась ещё одна туристическая группа. К нашему удивлению оказалось, что это - те самые туристы, с которыми прошли участок от Бойки до Баш-Дере. Чуть позже мы узнали, что от Баш-Дере они пошли было за нами, но вскоре вернулись и направились к Ай-Петри через склоны горы Кизил-Кая. В результате от Баш-Дере они прошли в полтора раза меньшее расстояние, чем мы.
Да, но пришли мы все к Ай-Петри (точнее - к посёлку Охотничьему) одновременно.
Группа туристов проходит мимо нас, ну и мы тоже как раз продолжаем движение. Часть их группы опять оказалась впереди нас, часть - сзади.
На сей раз туристы бодро завели песню: «Раз осеннею порой по опушке лесной шёл медведь к себе домой…» Во дают! Эту песенку я слышал несколько только от мамы. В младшем школьном возрасте. И уж совсем не ожидал услышать её здесь.
Входим в село. У меня на картах начала 1990-х оно не обозначено. А на более поздних отмечено как село Охотничье. Причём, судя по всему, в его состав вошёл и давно уже расположенный здесь же кордон Ай-Петри.
Именно это село мы видели издалека с яйлы. Оно расположено над высокими обрывами. На одной из карт они подписаны как скалы Шишко. Названы так по фамилии инженера, руководившего строительством дороги.
В селе есть памятник партизанам.
Со смотровой площадки открывается вид на расположенную километром ниже Ялту:
Туман, а точнее сказать, облака уменьшают видимость. Вечер.
Уже смеркается. Необходимо располагаться на ночь. На южном выезде из села расположен турприют «Ай-Петри», также именуемый спасательной станцией. Такой небольшой домик с комнатами. Удобства, конечно, минималистичны, но вовсе не хуже, чем то бывает во многих дешёвых гостиницах. Во всяком случае, всё что надобно, имеется. Плюс доброжелательный персонал. А большего для туриста на активном маршруте и не требуется. Из минусов - разве что отсутствие вообще всякого обзора из окна комнаты. Зато хороший вид открывается с крыльца турприюта.
Теперь неплохо бы и поужинать. Выходим на улицу. В селе много закусочных и кафе. Население посёлка смешанное. Проживает много армян и узбеков.
Мы уже заприметили одно армянское кафе и теперь направились туда. Очень доброжелательный приём. Очень вкусно. Лагман. Полный стакан травяного чая. И уже не помню чего ещё тоже не менее вкусного. После прогулки по горам всё очень кстати.
Ночуем в номере турприюта.
14.08.2013.
Утром снова выходим на смотровую площадку. Погода солнечная. И Ялта видна гораздо лучше.
Снова посещаем то же армянское кафе. Завтракаем. Напротив, как и вечером предыдущего дня, пасётся стадо лошадей:
Чего они там на пастбище едят? Ну, чего-то находят:
Ослик:
Специфику выходцев из Средней Азии приходится принимать к сведению и в Крыму. Пока я фотографировал ослика, подсуетился узбекский мальчик, ухаживавший за лошадьми, и стал выпрашивать сколько-то гривен «за фото осла». Вообще-то я принципиально считаю, что в таких ситуациях потакать разводилову нельзя. Пригрозил было, что просто сотру кадр, да и всё тут. Но дал таки ему, сколько он просил. Зачем? Может быть, вспомнил о том, что одна из моих прапрапрабабушек была узбечкой? А может просто избыток позитива зашкалил? Трудно сказать. И через несколько минут мы увидели мальчика, уплетающего только что купленную плюшку-пиццу.
Кстати, небольшое отвлечение от повествования. Сейчас вот некоторые украинские нацики гордятся тем, что у них в предках - одни только украинцы. Не понимаю этого. С моей точки зрения, наоборот, интересно и примечательно то, что в числе дальних предков можно отыскать представителей разных национальностей. Это, впрочем, не означает, что меня сколько-нибудь восхищают ментальные особенности, обозначенные абзацем выше и абзацем ниже.
Надобно как то добраться до Ялты. Подходим к извозчикам-узбекам. Таксист называет цену, говорит, что кому-то позвонит, кто может подвезти и уходит. И всё - время идёт, а действия никакого. Ещё раз обращаемся к извозчикам. Но те как-то и не очень горят желанием везти все-то двух человек. Звучит цена - чуть выше, но и опять же надобно чего-то ждать. А и так недёшево. В общем-то, ничего удивительного: по случаю поломки канатного подъёмника местные таксисты взвинтили цены. Да и, кроме того, возможно, выходцы из Средней Азии называют цены, исходя из соображений, что можно торговаться. Но это, знаете ли, не все любят и умеют делать.
Наконец, приостанавливается проезжавший мимо русский таксист. Он то и берёт нас - за приемлемую цену.
Но, между прочим, до того, как мы с женой пошли искать транспорт до Ялты, то ещё раз вышли на смотровую площадку. Горное село на одном уровне с облаками:
Облака задевают станцию канатной дороги:
Вроде бы, вот она - Ялта. Видна, как на ладони. Но автомобиль едет к ней долго по извилистому серпантину. С высоты в километр - и почти до моря. От перепада высот время от времени закладывает уши. По сторонам дороги большей частью пути - лес.
Выгружаемся возле автовокзала в Ялте.
продолжение следует...