северный Казахстан и Омск. Ч.18: вдоль речки Чаглинки.

Aug 03, 2013 01:52


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

На выезде из Кокчетава имеются берёзовые перелесочки. Но далее местность открытая.

В отдалении по курсу маячат несколько сопочек - то ли разрабатываемые, то ли, наоборот, искусственно насыпанные.

Пересекаю речку Чаглинку. В казахском варианте название реки звучит как Шагалалы. Переводится как «местность, где много чаек» [Северо-Казахстанская область], и соколы-чеглоки тут не при чём (хотя очень может быть, что и они здесь встречаются). В данном случае казахский топоним первичен, а русский вариант произношения - фонетическое производное от него. Что интересно, река подписана как Чаглинка ещё на «Генеральной карте Омской области» 1825 года. Хотя русского населения в то время на её берегах почти не было - оно только начинало появляться.

На «Карте Западной Сибири с Киргизской степью» речка почему-то подписана как Кылзакты.

Признавая первичность казахского варианта гидронима (Шагалалы), я, тем не менее, буду пользоваться топонимом Чаглинка. Даже не знаю, почему. Наверное, уменьшительно-ласкательное наименование больше ассоциируется у меня с этим небольшим водотоком, чем забавный на слух оригинал, созвучный с выражением «хоть алала кричи!».



Речка Чаглинка, вид вверх по течению...



…и вниз по течению. Летом воды в реке, конечно, гораздо меньше.

Собственно, урез воды здесь уже ниже отметки 200 м. Но вокруг - пока ещё Кокчетавская возвышенность казахского мелкосопочника.

Т-образный перекрёсток. Я съезжаю с основной дороги, ведущей прямиком в Петропавловск, на менее оживлённую дорогу, что идёт в Тайыншу. Почти сразу же (через пару сотен метров) начинается Западно-Сибирская низменность - пространство с абсолютными высотами менее 200 м. Эта условная геоморфологическая граница в кадре хорошо прослеживается в виде вогнутости продольного профиля автодороги:



Та часть огромной Западно-Сибирской равнины, по которой пройдёт остальная часть моего маршрута, называется Ишимской равниной.

Первая деревня на пути в пределах Западно-Сибирской равнины - Алексеевка (на карте 1914 года подписана как посёлок Алексеевский, на карте 1930-х гг. - как Алексеевское):



Вообще, в деревнях в оставшейся части Кокчетавского района довольно много типовых жилых домиков. На пространстве от Алексеевки до самой Тайынши включительно старинные здания встречаются редко. Что совсем не похоже на пространство между Атбасаром и Кокчетавом, где таковые обычны. Затрудняюсь объяснить столь заметную разницу. Может быть, она связана с ожесточёнными боями между Белой и Красной армиями во второй половине октября 1919 года? Известно, что в ходе боёв Алексеевка, Большой Изюм, Сухотино несколько раз переходили из рук в руки [Сибирский казак].

Населённые пункты вдоль автодороги Алексеевка - Тайынша все представлены переселенческими деревнями. Казачьих станиц и казахских аулов здесь нет.

Железнодорожная станция в Алексеевке называвается как Жалгизтау, что в переводе означает «одинокая гора» [Северо-Казахстанская область]. Так что расположенная поблизости сопка, по-видимому, имеет всё-таки естественное происхождение.

Речка Чаглинка оказывается справа от меня. Где близко, где - не очень, но она течёт параллельно автодороге:



Последние сопки остаются позади. Но возвышенный край Казахского мелкосопочника некоторое время ещё виден по обе стороны от меня. Возвышения понемногу расходятся в стороны и незаметно исчезают из вида. Равнина.

Останавливается попутный микроавтобус. Местные казахи едут из Кокчетава в Тайыншу, интересуются, предлагают подвезти. Само собой, я отказываюсь упрощать себе маршрут таким вот образом.



Деревня Куропаткино.

(на карте Акмолинской области конца XIX - нач. XX вв. подписана как посёлок Куропаткинский).



деревня Раздольное.

Дорога проходит мимо деревни Раздольное (деревня - на противоположном, правом берегу). Там, согласно описаниям, находится центр реабилитации наркозависимых. Как они там содержатся, сидят где или свободно разгуливают - не имею представления. Поэтому предпочитаю проехать мимо, не задерживаясь.



Вид на деревню Линеевку, также расположенную на противоположном берегу Чаглинки. Типичный облик ландшафта. На переднем плане - лужа талой воды.

Ветер усиливается, но дует слева и всё-таки сзади и заметно помогает движению. Исключение - отдельные изгибы дороги, особенно перед селом Большой Изюм. Километра четыре ветер оказывается боковым, и даже чуток встречным. Вот тут ехать тяжело, средняя скорость падает до 10 км/ч.

Ворона, стоящая на обочине дороги, при моём приближении взлетает и пытается улететь против ветра. Крыльями машет, машет!.. А улететь не может! :)) Висит на одном месте. А потом её сносит ветром в обратную сторону. За откосом дороги и вдоль неё, прикрываясь тем самым от ветра, ворона набирает скорость, затем перелетает через дорогу и медленно удаляется «шатающейся» траекторией.

Чуть далее стая ворон при моём приближении взлетает, пытается улететь. Но все они долго висят на одном месте. Потом медленно и хаотично разлетаются в стороны и вверх.

Незаметно перемещаюсь из Кокчетавского района в Тайыншинский. Район интересен, в частности, своим национальным составом. Здесь 37,18 % составляют восточные славяне (в т.ч. русские 21,55 %, украинцы 12,46%, белорусы 3,17%), 27,84% - казахи, 21,83% - поляки, 9,79% - немцы [Википедия. Тайыншинский район.]. Столь большой доли в составе населения поляки в Казахстане не составляют больше нигде. Что касается поволжских немцев, то четверть века назад их было не меньше, чем поляков, но большей частью уже эмигрировали. Сёла, где особенно велика доля поляков и немцев, расположены по сторонам на некотором удалении от моего маршрута. А здесь, вдоль дороги они хотя и составляют долю населения, но нигде не преобладают.



Вид на село Северное (слева от Чаглинки) и село Большой Изюм (правее).

Въезжаю в Большой Изюм. Как можно предположить из названия, происхождение села Большой Изюм может быть каким-то образом связано с выходцами из левобережной Украины. И действительно, в национальном составе более 2/3 приходится на восточных славян (в т.ч. 28% составляют русские и 39% - украинцы), 13% составляют казахи и 8% составляют немцы. Ещё 12% представлено «другими», а это, стало быть, по большей части, скорее всего, поляки [http://tsh.sko.kz/rus/index.php?pid=bolsheizjumovskii_selskii_okrug].

Улица в Большом Изюме:



.


Согласно источнику, в Большом Изюме есть православный храм. Здание его в поле зрения не попало. Видел только сельский магазинчик под названием «Изюминка».

А вот эта маленькая хата - наверняка старое здание:



Несколько в стороне по левую сторону от дороги расположено село Приречное. Здесь население и вовсе на 71% представлено украинцами (вместе с русскими получается 82%) [http://tsh.sko.kz/rus/index.php?pid=bolsheizjumovskii_selskii_okrug].



Новоприречное.

Речка Чаглинка (Шагалалы) почти всё время так и течёт поблизости параллельно автодороге. Но её береговые откосы крошечны, и река лишь изредка обозначает присутствие, маскируясь в пологом рельефе. Речной долины в привычном понимании здесь нет. По обе стороны рельеф возвышается очень и очень полого, и долины как таковой визуально не видно вовсе.



Пейзаж с видом на Чаглинку.

В целом перемещение по ветру происходит легко и быстро.

Вот и Тайынша. Произносится с почти неразличимым «ы»; это своего рода «ы» краткое. Ударение тоже ставится как будто на него; во всяком случае, не на первый слог.

Тайынша - маленький городок, районный центр. Название переводят с казахского как «годовалый телёнок» [Северо-Казахстанская область]. Хотя с происхождением топонима не всё понятно: на карте Ремезова обозначена к востоку от Камышловки и по Иртышу «земля Таиши с каменными городами», а ещё южнее «Тангутская Многих Калмыцких Поименую Таишь…». В то время кочевали на обозначенных землях ойраты. У монгольских же народов, в т.ч. и у ойратов, тайша - это вождь, старейшина, но только не из рода чингизидов и наделённый меньшей властью, чем хан [Википедия. Таиши.]. Посему, вполне возможно, что топоним имеет ойратское происхождение и лишь фонетически трансформирован на казахский лад (примерно как казахское Шагалалы - в русское Чаглинка).

Вообще, с названием городка всё не так просто как кажется. На «Карте Западной Сибири с Киргизской степью» 1848 года озеро Таинча обозначено совсем не здесь, а примерно в 60 км к северо-востоку - по другую сторону озера Тенгиз-куль (т.е. по другую сторону озера Шаглытениз). Аналогичным образом обозначено и место Таинчинской ярмарки на «Карте земель казачьих войск» 1914 года - примерно в 50 км к северо-востоку от современной Тайынши, по другую сторону озера Шаглытениз. На карте Акмолинской области конца XIX - начала XX вв. - Таинчинская ярмарка обозначена примерно в 30-35 км к северо-востоку от современной Таыйнши, и к востоку от озера Шаглытениз.

Место же расположения современного города обозначено на «Карте земель казачьих войск» 1914 года как переселенческие земли. Поблизости распололагалось село Сухотинское.

Непосредственно на месте городка в середине XX века было два населённых пункта - посёлок Новосухотино и посёлок Тайнча. По-видимому, эта самая Тайнча - пристанционный посёлок, возникший у проложенной в 1922 г. железной дороги. Похоже, те, кто давали название станции, посчитали, что 30-60 км в степи - не расстояние. В 1962 г. всё это - Новосухотино и Тайнча - получило статус города с названием Красноармейск. Впрочем, железнодорожная станция в городе так и осталась под названием «Тайнча». А в 1992 г. городок был переименован в Тайыншу. Ну, вот, пожалуй, это единственный на маршруте случай, когда решение т.н. ономастической комиссии не вызывает у меня резкого неприятия. Всё-таки Тайынша - оригинальное название населённого пункта, хотя и пространственно оторванное от одноимённого озера. А небольших городков Красноармейсков на просторах СССР было аж 4 (да плюс ещё несколько райцентров под названием Красноармейское)! И в данном случае, Красноармейск - не исконное, а переименованное название по отношению к первоначальным Тайнче и Новосухотино.

Тайынша, южная окраина:



Старая кирпичная водокачка посреди городка:



В Тайынше есть даже светофоры. Но вообще городок очень маленький, смотреть, похоже, нечего. Разве что военный мемориал, да памятник целинникам на выезде:



.


Возле дорог в этой части Казахстана встречаются вот такие указатели. Так и не понял, что они обозначают. Вроде обычные километровые столбики тоже есть, и их нумерация не совпадает.

Можно было, конечно, немного покрутиться по Тайынше, да поискать какие-нибудь достопримечательности. Можно было бы отыскать представителей немецкого, польского, украинского этносов. Тем более, что в Тайынше есть польский и немецкий культурные центры. Тем более, до Тайынши я добрался даже быстрее, чем планировал. Но я не знаю ещё, что из себя представляет дорога между Тайыншой и Киялами и подозреваю, что дорога там не ахти какая. Спрашиваю у местных. Говорят - раньше была асфальтовой, но теперь асфальта до Киялов уже нет.

На северной окраине Тайынши стоит целый посёлок почти готовых к сдаче частных домиков. Предполагаю, что это некие центральные власти пытаются повысить долю этнических казахов в населении района, предоставляя жильё для оралманов, т.е. для казахов-репатриантов из стран Средней Азии и Китая. Не поляки же с немцами  переедут сюда из ЕС на пмж :)



.

Вплоть до Черемошнянки асфальт вполне приемлемый:



Деревня Черемошнянка незаметно переходит в Щедринку. Где этот переход - даже не понятно. Обе деревни - переселенческие. Собственно, официально Щедринка уже включена в Чермошнянку. Виды Чермошнянки и Щедринки:



.


.


памятник целинникам.

За Щедринкой слева, между автодорогой и железной дорогой расположено кладбище. С южной его стороны - мусульманская часть. Там сравнительно небольшое число могил, обнесённых каменными оградами:



С северной стороны - христианская часть, облика вполне привычного для жителей средней полосы: металлические ограды, много венков, заботливо посаженные сосенки:



Почти сразу за Щедринкой асфальт становится разбит и заезжен до состояния просёлка. Вскоре дорога становится и вовсе неважнец. По сути -просёлок, идущий по насыпи. Параллельно, разумеется, идёт ещё просёлок. Где-то удобнее перемещаться по нему, где-то - по насыпи.

По правую сторону вдалеке видно озеро Шаглытениз:



Озером является не только открытое зеркало воды, но и видимые за ним до самого горизонта тростниковые заросли.

В это озеро впадает речка Чаглинка; далее она не течёт. Вдалеке на фоне озера пасётся табун:



зум

продолжение следует...
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение
Previous post Next post
Up