северный Казахстан и Омск. ч.4: вынужденный экскурс в историю.

Jul 13, 2013 04:46


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение
За время поездки по Казахстану я как-то обмолвился, что, может, изложу её в ин-те. На что последовала просьба - мол, «не пиши про Казахстан плохо». Да мне, в сущности, плохо написать и нечего: впечатлений много, и они позитивные. Ну, погода там, мелкие технические неисправности - это всё обычная составляющая туризма, как же без этого!
Некоторый негативный элемент восприятия казахстанских реалий был получен мной только лишь во время подготовки к поездке. Как я уже упоминал, к поездке я имел возможность готовиться довольно долго. Смотрел самые разные аспекты в открытом доступе. И вот теперь позволю себе отойти от темы повествования и уделить пристальное внимание тем нюансам, которые мне не понравились в некоторых СМИ и в трудах некоторых казахстанских авторов. Нюансов всего четыре, и они следующие:


1. попытки некоторых деятелей, направленные на вытеснение русского языка из делопроизводства, из сферы образования и т.п. Возможность введения в вузах предметов, преподаваемых только на казахском языке. Непризнание русского языка вторым государственным языком.

Обо всём этом время от времени говорят, источников на эту тему можно найти немало. Не стану вдаваться. Думаю, русские иммигранты из Казахстана могут рассказать это более объективно. Дополню лишь собственным частным наблюдением. Двое молодых людей в поезде - русские казахстанцы - обсуждали предполагаемое введение спецпредмета на казахском языке. В конце концов, один из них заявил: «если введут, да ну её такую учёбу, я тогда подамся…» Из вуза, или из Казахстана - продолжения этой фразы я уже не расслышал.

2. В Казахстане заблокирован ЖЖ. Т.е. среднестатистический казахстанец имеет куда меньше возможностей для самовыражения, чем, например, любой француз или голландец.

3.     Фактические результаты деятельности ономастических комиссий.

Вот это я ну никак не могу обойти вниманием. Этому явлению уделю отдельный пост.

4.                  Утверждения относительно того, что все земли Казахстана являются «исконно казахскими». Прямо и косвенно об этом говорят даже профессора (например, [1]). Ну, а на форумах юзеры нередко приписыают к «исконно казахским» и прилегающие участки соседних стран, и не только Китая. «Посягают» даже на Саратов, Оренбург, Омск и Новосибирск! Соотносимые со всем этим попытки изобразить историю соответствующим образом, рассуждения о «русском колониализме» и даже попытки отдельных частных лиц наметить на всей этой основе какие-то территориальные претензии, в т.ч. и к России. Такие утверждения заведомо умаляют полноправность присутствия в Казахстане русского и татарского этносов, которые на северных окраинах Казахстана появились ещё раньше казахов.

Вот на этом пункте остановлюсь сейчас подробно. Для того, чтобы обнаружить несостоятельность подобного современного мифотворчества, придётся углубиться в историю. Всего пространства Казахстана касаться не буду - в ходе подготовки к поездке меня интересовали лишь северные области.

.

Предшественники казахского этноса.

Для начала необходимо сказать о том, что казахский этнос вполне сформировался лишь к XV веку [50]. Вообще-то исследователи не пришли к однозначному мнению о том, которое время можно считать за начало отсчёта истории казахского этноса как такового. Некоторые историки считают, что это относится ещё к домонгольскому времени, но такое утверждение весьма и весьма спорно.

Так вот, встречаются в ин-те голословные утверждения, будто бы казахи с самого начала живут в т.ч. на пространстве областей РФ, прилегающих к Казахстану. На чём, однако, основаны подобные утверждения - неясно. По контексту можно понять, что авторы, по-видимому, подразумевают ареал расселения тюркоязычных племён до монгольского нашествия. Однако, от тех тюркоязычных племён, обитавших на пространстве от Дуная до Иртыша, берут начало не только казахи, но и многие другие народы. И, кстати, представители тех тюркоязычных племён вошли не только в состав собственно тюркских народов, но в некоторой степени поучаствовали в этногенезе фино-угорских и восточнославянских народов.

В этой связи не лишне ещё раз особо заметить следующее. Племена, на основе которых был сформирован казахский этнос (как то найманы, кереи и т.д.) вошли в состав казахского этноса лишь частично. Другая часть представителей тех же самых племён вошла в состав других народов и, таким образом, оказалась не в составе казахского этноса. Поэтому если где и идёт речь о древних племенах (найманах, аргынах и т.д.), то это само по себе ещё вовсе не значит, что речь идёт именно о предках современных казахов.

Возможно, упомянутые выше голословные утверждения проистекают ещё и от версии что слово «казах» (а, стало быть, и «казак»), произошло от словосочетания «вольный сак». Версии неубедительной в силу того, что саки как этнос исчезли задолго до обособления казахского этноса. Но саки - это вообще не тюркские, а ираноязычные племена, близкие к сарматам и происходящие от одного корня с европейскими народами. Т.е. саки - это ещё дотюркское население части степных пространств. Конечно, потомки саков могли немало поучаствовать в формировании казахского народа. Недаром же антропологи полагают облик казахов переходным между европеоидным и монголоидным типами [56]. Но если рассматривать казахов как сложившуюся этническую общность, то, конечно, казахи и саки - не одно и то же.

Утверждается ещё, например, что в XIX веке казахам было, разрешено поселиться в Барабинской степи, где они, мол, жили и прежде того. Но если покопаться немного, то можно обнаружить, что в средние века казахам случалось, кочуя, лишь входить «в Барабинские степи, населённые в то время чатскими татарами» [6], т.е. население Барабинской степи было представлено всё же чатскими татарами. И если какие казахи в то далёкое время и задержались в Барабинской степи, то они в таком случае ассимилировались в среде местного населения.

Можно найти ещё такие утверждения, будто казахи населяли междуречье Урала и Волги задолго до XIX века. Но это - чепуха. Проследим же, как происходило расселение казахского этноса на северных рубежах.

До V века в Великой степи расселены были кочевые племена, говорившие на языках иранской группы. После нашествия гуннов, ираноязычные племена исходят из степи, а оставшиеся - ассимилируются в среде пришельцев. Степные пространства Евразии осваивают племена тюркоязычные. Веками для обитателей степи вообще была свойственна сильная военная организация. Тюрки помимо того обладали перед своими противниками ещё двумя преимуществами. Они уже пользовались стременами и саблями, что давало преимущество на поле боя [32]. Так военные технологии определяли экспансию народов в древности.



Конный воин-тюркют в экспозиции Омского краеведческого музея.

В X веке на северо-западе теперешнего Казахстана кочевали пришедшие с востока кипчаки [55], от которых берут начало в т.ч. и казахи. Это обстоятельство, однако, не даёт основания утверждать, будто казахи (и их непосредственные предки) когда-либо до XIX века жили между Уралом и Волгой. Хотя бы потому, что в это время междуречье Урала и Волги находилось под контролем Хазарского каганата [7], где проживали другие тюркоязычные племена.

В последующем кипчаки расселились более широко. В XI - XIII веках тюркоязычные племена половцев или по-другому кипчаков кочевали на огромном пространстве от Дуная до Иртыша. Это было отнюдь не однородное явление, в числе кипчаков было множество племён, обладавших своими самоназваниями. «…в XI- XII вв. они представляли собой по существу конгломерат преимущественно тюркских племен…» [29]. В XIII веке половцы были завоёваны монгольскими захватчиками и включены в состав их огромнейшей империи. Со временем монголы растворились в тюркоязычной среде. А кроме того, потомки половцев в разных частях своего обширного ареала взаимодействовали с разными народами, и процесс этот, конечно, был сопряжён с этногенезом. В результате, из представителей как прежнего половецкого этноса так и представителей соседних народов сформировались башкиры, несколько татарских этносов, несколько кавказских народов (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногаи), каракалпаки, киргизы, казахи и др.

Любопытно, что именно казахи в своей национальной одежде в наибольшей степени унаследовали черты половецкого этноса [32].

Вот только, опираясь на ареал расселения половцев, никак нельзя утверждать, что в той или иной его окраинной части «издревле жили» именно казахи. Это всё равно, что сказать, что русские издревле жили в Саксонии, Западной Померании, Тироле, Паннонии, Фракии, да и к востоку от Мраморного моря. Ну, мы то знаем, конечно, что славяне жили там задолго до прихода немцев, венгров и турок, но, прекрасно понимаем, что всё же это несколько иная смысловая нагрузка…

Не стоит забывать, что половцы и русские весьма интенсивно взаимодействовали между собой в домонгольское время. Это взаимодействие было непростым - были и военные конфликты, но также были и экономические, культурные, родственные связи, и военные союзы. Да, конечно, не стоит априори считать современных казахов непосредственно прямыми потомками половцев, кочевавших на юго-восточных рубежах Киевской Руси (иначе, плиз ссылки на источники). Но то давнее культурное взаимодействие, возможно, и стало предпосылкой дружественных взаимоотношений русского и казахского этносов в последующем. В этой связи не лишне вспомнить утверждения о Гумилёва Л.Н. о том что русские и казахи являются комплиментарными этносами.

Казахский язык с присущими ему особенностями сформировался в XIV - XV вв. [31]. А между второй половиной XV и началом XVI века в основном завершилось формирование казахского этноса [31]. Итак, собственно казахский этнос оформился из множества тюркоязычных племён лишь к концу XV века. И примерно с этого же времени можно сколько-нибудь отчётливо проследить конфигурацию расселения этнических казахов.

Известно, что до середины XV в. казахи находились в пределах Узбекской Орды [25], однако точная конфигурация расселения их на тот момент неизвестна. В то самое время казахи вышли из Узбекской Орды и расселились у западного края Балхаша и на пространстве к югу от него [8]. Образовалось Казахское ханство. Вскоре возник конфликт между Казахским и Узбекским ханствами, в ходе которого Казахское ханство захватило земли по среднему течению Сырдарьи [25].

В последующим в ходе военных конфликтов Казахское ханство захватило огромные пространства земель - от левобережья Урала и Мангышлака на западе до верхнего течения Иртыша на востоке, от долины Сырдарьи на юге до долин Нуры и Тургая на севере, а на непродолжительное время в начале XVI в. - до среднего течения Ишима [8]. До того эти земли были заселены различными и ещё не очень сильно обособившимися народами, в той или иной степени являвшимися потомками половцев. Возможно, это обстоятельство как-то облегчало экспансию Казахского ханства.

.

Приоритет в освоении правобережья Урала.

Совершенно иначе происходила экспансия казахского этноса на правобережье Урала, в среднем течении Иртыша, в междуречьях Тобола, Ишима и среднего течения Иртыша.

К северо-западу от Казахского ханства располагалась враждовавшая с ним Ногайская Орда. Состав населения Ногайской Орды вполне соответствовал её составу - оно было разнородным и состояло из разных преимущественно тюркоязычных племён. Большую часть «ногаев» составляли мангыты и кунгтаты [35], были в их числе также найманы, туркмены и прочие [9]. В середине XVI века Ногайская Орда переживала не лучшие времена: междуусобицы, голод, эпидемия чумы, появление калмыков [51]. В 1550-х гг. Ногайская Орда добровольно принимает подданство Московского государства. Позже ногаи под давлением калмыков частью ушли в западном направлении, а на их месте на некоторое время обосновались эти самые калмыки. Остальная часть ногаев растворилась в среде башкир, русских, казахов и др. этносов.

Ко времени принятия Ногайской Ордой российского подданства русские казаки уже в немалом числе проживали в её границах по Яику. Более того, археологические находки позволяют утверждать, что славянское население проживало на Яике ещё в 10-м веке! [30].Точное время появления русских казаков на Яике не известно; есть версия, что они появились здесь в начале XIV века [37]. До конца XVI века казаки в нижнем течении Яика московскому государству не подчинялись, однако же во взятии Казани поучаствовали [37].

К 1584 г. относится основание Яицкого городка. В последующем Яицкий городок был перемещён на 30 км по течению реки, а с 1613 г. считается городом. В 1775 г. Яицкий городок был переименован в Уральск (в современном Казахстане официально пишется как Орал). Он то и стал первым русским городом в границах современного Казахстана. И четвёртым вообще после Туркестана, Тараза и Шымкента.

Таким образом, правобережье реки Урал (он же - Яик) - это одна из окраин современного Казахстана, которую русские освоили ещё до появления казахов.

.

Приоритет в освоении северной окраины современного Казахстана.

Применительно к территории современного северного Казахстана можно отметить, что в XV - XVI вв. она входила в состав Сибирского ханства, южная граница которого одно время проходила даже южнее долины реки Нура [10]. Таким образом, верхнее течение Ишима до появления казахов уже было сколько то заселено сибирскими татарами. Но конфигурация границ государств. претерпевала изменения во времени. В начале XVI века Сибирское ханство на юге было потеснено Казахским ханством, однако вскоре вернуло утраченные позиции.

«Границы /Казахского/ ханства менялись не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов, но, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. В то же время часть казахов оставалась на местах своего обитания и попадала в подчинение к правителям соседних государств. Особенно часто переходило под власть других правителей кочевое скотоводческое население степных пространств, например, казахские роды кочевали на территории Сибирского ханства, выходили в Барабинские степи, населенные в то время чатскими татарами.» [6].

В приведённой цитате прямо указано наличие казахов в составе населения Сибирского ханства.

В середине XVI в. южная граница Сибирского ханства проходила значительно южнее северной границы современного Казахстана и включала всё течение Ишима до самых верховий [41]. Но известно, что самый старый аул казахский в границах Петропавловского уезда - аул Джакей Уразбая - возник ещё около 600 лет тому назад в пределах Полудинской волости [28], т.е. ещё в XV веке. Ещё 4 аула той же волости и 11 аулов Тайнчинской волости известны около 500 лет. «Все эти шестнадцать аулов находятся в одном месте, с северо-восточной части уезда, на границе десятивёрстной полосы, на большой, торговой дороге в Петропавловск, верстах в 60 - 100 от него на юго-восток… на основании же сохранившихся преданий поименованные аулы можно отнести вообще к числу наиболее старых киргизских поселений в уезде. …Нельзя забывать, что в отдалённые времена киргизы вообще не строили зимовок… Поэтому показания о времени основания аулов следует вообще понимать в смысле первого появления киргизов на данном месте и прочного обоснования на нём своего стойбища.» [28].   Стоит особенно заметить то обстоятельство, что все эти аулы расположены к югу от Камышловского лога. находились к югу от Камышловского лога. Ещё 101 аул (в пределах тех же Полуденской. Таинчинской и отчасти смежной Петропавловской волостей) в том же источнике датирован примерно первой половиной XVIII века. Остальные аулы появились уже после обустройства русскими Пресногорьковской линии укреплений. Таким образом, до освоения русскими казахи не населяли пространство к северу от Камышловского лога.

И, таким образом, земли к северу от Камышловского лога «исконно казахскими» никак не назовёшь.

продолжение следует...

ссылки на источники:

1. Айгуль ТУЛЕМБАЕВА. Алаш: всплеск казахского духа .

6. Взаимоотношения казахской степи с сибирским ханом Кучумом

7. Википедия. Хазарский каганат.

8. Википедия. Казахское хан.

9. Википедия. Мангыты.

10. Википедия. Сибирское ханство

25. Казахской орды ханы

28. Киргизское хозяйство въ Акмолинской области. Часть III. Петропавловский уезд. 1908.

29. РАИЛЬ ГУМЕРОВИЧ КУЗЕЕВ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ, ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ. МОСКВА, НАУКА, 1974

30. Курлапов А. Курени.История древности и средневековья долины реки Яик-Урал.Уральск,2005.

31. КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине:История Казахстана На тему:Формирование казахского этноса. Этноним «казах». Возникновение казахских жузов/ Шаймахова А.Н. Руководитель: Искакова Г.М. Астана 2010

32. К.Г. Малыхин. История Донского края. М. - Ростов-на-Дону, 2006.

35. Ногайская Орда - БСЭ на сайте slovari.yandex.ru

37. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯИЦКИХ КАЗАКОВ/ П.А.   Фадеев "Родимый край" № 104 январь-февраль 1973 Париж

41. Ремезов С.У. «Чертёжная книга Сибири», карта.

50. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фундаментальные проблемы отечественной истории» специальность 6N0114 «История»

51. Фания Шакурова. О реакционных писаниях и ногайских мурзах

55. Энциклопедия Кругосвет. КИПЧАКИ
56. http://www.garshin.ru/evolution/anthropology/races/hybrid.html
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

5.северный Казахстан

Previous post Next post
Up