райончики Орла. ч.7: Железнодорожный район, периферия.

Mar 31, 2013 14:37


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение



Железнодорожный район.

.

«Ахтырка».

С юга чётко обозначена железной дорогой «Орёл - Брянск», с востока обозначена руслом Пересыханки. Северо-западный край чётко не обозначен. Райончик включает в себя верхнюю часть Курских улиц - 1-й, 2-й, 3-й и 4-й. Когда-то раньше была ещё и 5-я Курская улица, её современное название - ул. Фомина.

Собственно, это ещё почти центр города.

Посреди этой части города на возвышенном месте стоит Ахтырско-Никитский кафедральный собор (возведён к 1775 г.). По нему и название. В XVI в. на этом же самом месте стояла деревянная Пятницкая церковь [5]. Она дала название обширной Пятницкой Слободе. И собственно говоря, «Ахтырка» примерно соответствует первоначальному местоположению Пятницкой Слободы, о чём теперь уже мало кто имеет представление.



Ахтырско-Никитский собор.

.

Пятницкая Слобода. Рабочий городок.

Ещё в конце XVI - начале XVII вв. на правом берегу Оки за пределами Большого острога располагалась Пятницкая Слобода. Название связано с деревянной Пятницкой церковью (располагалась на месте современного Никитско-Ахтырского собора).[1].

Судя по чертежам в книге В.Неделина [1] первоначальное местоположение Пятницкой Слободы - приблизительно от современного Речного переулка или от ул. Русанова и до упомянутого собора включительно.

В Смутное время прекратила существование, но во второй половине XVII в. упоминается снова - как Пятницкая драгунская слобода [2]. Судя по чертежу в книге В. Неделина [1], располагалась Пятницкая драгунская слобода на прежнем месте.

Вскоре Пятницкая Слобода на севере сошлась с Покровской Слободой. На протяжении веков Пятницкая Слобода развивалась преимущественно в южном направлении вдоль правого берега Оки.

Наиболее древняя часть Пятницкой Слободы (теперешняя «Ахтырка») вошла в городскую черту по регулярному плану 1779 года.

На окраину города, в Пятницкую Слободу в середине XIX века был перенесён женский Свято-Введенский Христорождественский монастырь.



сохранившиеся постройки монастыря.
.

Наименование «Пятницкая Слобода» встречается в печатных изданиях, а кроме того на месте Пятницкой Слободы сейчас расположены улицы Пятницкая и Средняя Пятницкая. До сих пор часть города, расположенную между железнодорожным мостом и пристанью речных трамвайчиков, нередко называют Пятницкой Слободой.



берег Оки у Пятницкой слободы.
...

Но не менее часто, однако, горожане называют эту часть города Рабочим городком.

Название «Рабочий городок», конечно, не такое старинное. В 1923 г. был закрыт расположенный в Пятницкой Слободе Свято-Введенский Христорождественский монастырь, а на территории монастыря поселились рабочие железнодорожники [6]. Вот с тех пор его пространство и стало называться Рабочим городком. Помню, в начале 1990-х там красовались ржавые таблички с надписями - не «улица такая-то», а «пос. Рабочий городок». Таким образом, первоначально под Рабочим городком подразумевалась всего лишь небольшая территория непосредственно близ построек женского монастыря. Однако, в настоящее время жители города распространяют этот топоним на гораздо большее пространство, включающее и всю Пятницкую Слободу (за исключением «Ахтырки»), и посёлок Элеваторский, и расположенную за ними территорию. С запада это пространство обозначено рекой Окой, с юга - глубокой балкой, с севера - железной дорогой «Орёл - Брянск», а с востока - ж/д веткой, соединяющей Брянское и Курское направления.



аллея напротив бывшего спиртзавода.
.

В XX в. в основании берега у Пятницкой Слободы велась разработка известняков и доломитов. До сих пор под землёй есть обширные ходы в известняковых породах. А на поверхности можно обнаружить провальные воронки и прочие следы разработок.

В 1957 г. различали Верхнюю, Среднюю и Нижнюю Пятницкую Слободы.

Пятницкая Слобода - Верхняя, Средняя и Нижняя - полностью вошла в состав города 3 января 1957 г. [4].



это место застроено было, вероятно, уже позже присоединения Пятницкой слободы к городу. Во всяком случае, на карте 1940 г. место показано незастроенным.
.


одна из улиц в той же части Пятницкой слободы.
.

посёлок Элеваторский (пос. Элеваторный).

Существовал до 1957 г. возле «Ливенского» элеватора: там сейчас расположены в частности пер. Элеваторный и пер. Зерновой.

3 января 1957 г. посёлок был включён в городскую черту.[4].

Современные горожане никак не выделяют эту территорию из Рабочего городка.



бывший посёлок Элеваторский

.



переулок Зерновой.
.



переулок Элеваторный.

.


Афанасьевская церковь. Это уже вполне современнное здание, оно стоит на месте сожжёной в начале 1990-х гг последней деревянной церкви Орловщины.
Афанасьевское кладбище расположено обособленно по отношению к окружающим его пространствам - по отношению к "Ахтырке", Элеваторскому посёлку и бывшей Покровско-Новосильской Слободе.
.

Выгонка.

Часть Железнодорожного района, расположенная за железнодорожным линиями.

Первая улица по ту сторону от железной дороги возникла в 1930-х гг. В то сравнительно недалёкое время за железной дорогой находились выгоны, где местные жители пасли скот. Посему и закрепилось в обиходе наименование «Выгонка». Общепринято оно и поныне, и даже в наименованиях маршруток значится. Теперь же под словом Выгонка объединяется довольно большой участок города, расположенный за ж/д вокзалом - примерно 2,5х1,5 км. Застройка там большей частью одноэтажная, а планировка улиц - прямоугольная.

Официально эта часть города именуется как «посёлок Завокзальный». Но в обиходе это штампованное название почти не употребляется.



Вид на девятиэтажки (справа) и кварталы одноэтажных домов Выгонки. Выгонка в отдалении, а ближе - окрестности станции Семинарская.
.


заходящее Солнце отражается от окон Выгонки.
.

«Ремстанок».

До 1990-х гг. на юго-восточной окраине Орла существовал завод «Ремстанок». По нему конечная остановка 11-го автобуса также была названа «завод Ремстанок». Его ближайшие окрестности, включая немногочисленные дома, расположенные вдоль Новосильского шоссе, иногда именовались в обиходе «Ремстанком».

.

Привокзальная Слобода (она же - Предвокзальная Слобода, она же - Новая Слобода).

Пространство города между ул. Ляшко и железнодорожными путями близ ж/д вокзала. Возникла после появления железной дороги, т.е. после 1868 г.



пространство бывшей Привокзальной слободы. Понижение справа - верховье ручья Ленивец.
.


Иверская церковь.
.

это - тоже пространство Привокзальной слободы.
.

«Привокзаловка».

Обширное городское пространство неопределённой конфигурации, включающее территорию Привокзальной Слободы, но по большей части не совпадающее с её границами. С одной стороны обозначено железной дорогой. С другой - по видимому, Московской улицей. С остальных сторон чётких контуров нет, в представлениях современных горожан «Привокзаловка» выходит далеко за улицу Ляшко.



здания близ Привокзальной площади.
.

«Гипсовый».

Небольшой кусочек города в углу улиц Московской и Энергетиков. Там и жилых домов-то совсем немного. В основном же там находятся промышленные предприятия - завод «Текмаш», Гипсовый завод, и ещё поблизости расположена ТЭЦ.



вид от остановки "Гипсовый завод".
.

На старых картах эта тогдашняя окраина города подписана как «завод Чугун» (карта 1871 г.[3]) или как «Чугуно-литейный завод» (карта 1912 - 1917 гг.[7]). Подразумевается современный завод «Текмаш».

По левой стороне улицы Энергетиков когда-то располагалось еврейское кладбище. Могилы там были видны ещё в середине 1990-х гг. Некоторые несознательные подростки в то время посещали кладбище с целью откопать золотые зубы и украшения, оправдываясь, что, дескать, «покойникам они всё равно не нужны».



пространство еврейского кладбища.
.

Разбегаевка.

Цитирую: «В книге «Краеведческие записки, вып.8. Из истории Орловской губернии (Краснощёкова С.Д., Филимонова В.К.) в одном из параграфов упомянуто такое место - Разбегаевка и указано, что находилась она в современном районе Гипсового комбината, ближе к Привокзальной площади… Разбегаевками назывались места перекрестья дорог» [9]. И действительно, здесь расходились дороги на Москву, Новосиль, к станции Орёл.



вид от остановки "улица Электровозная" в сторону Разбегаевки. Слева - самое короткое (метров триста) и самое неоживлённое шоссе города - Старо-Московское шоссе. Справа - Московское шоссе.

.

ручей Журавлёвка.

Цитирую: «…ручей, вытекающий из болот в районе Артельного переулка, текущий по оврагу у улицы Энергетиков. Ручей этот раньше вроде назывался Журавлёвским» [8].

.

хутор Астафьева.

В настоящее время не существует. Судя по старинной карте 1871 г.[3], располагался на берегу Оки на краю той горе, где сейчас стоит ТЭЦ, в т.ч. примерно на месте градирен.

Градирни с тёплой водой, кстати, во второй половине XX века использовались некоторыми жителями города для купания. Потом им это дело запретили.



вид на гору, на которой располагался хутор Астафьева.

.

Источники по периферии Железнодорожного района:

1.     В. Неделин. Орёл изначальный. Орёл, Вешние воды, 2001

2.     Иванов Сергей Васильевич. Город Орел вчера и сегодня. 2007.

3.     Карта Орловской губернии, изд-во А.Ильина, 1971.

4.     Справка административно-территориального деления (http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=128&sid=37525)

5.     http://www.orel-eparhia.ru/objects/deaneries/orel/achtyrskiy

6.     http://orel-churches.narod.ru/html/23.htm

7.     Военно-топографическая карта Орловской губернии 1912-17 гг.

8.     www.orel-story.ru юзер Kireev
www.orel-story.ru юзер Elena со ссылкой на книгу «Краеведческие записки, вып.8. Из истории Орловской губернии (Краснощёкова С.Д., Филимонова В.К.)

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.57.Орёл, 9.карты-эксклюзив

Previous post Next post
Up