страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение В 1791 году в село Трехсвятительское Мачкасы тож прибывают мои предки по линии Чекушкиных.
Предыстория появления Ивана Васильевича Чекушкина в Мачкасе рассказана в предыдущем посте. О самом переезде разговор тоже был начат. Напомню основные моменты.
В XVIII веке Чекушкины жили в деревне Ефимовке Саранского уезда.
Брат Ивана - Данила - был переведён в период 1782-1795 гг. из Ефимовки в Богословское (Макаровку), сестра Марья была отдана замуж в деревню Лукино, а сестра Марфа - в село Мачкас. Мать Ивана Васильевича умерла в 1783 г., брат Степан - в 1786, дед и бабушка - в 1789 г. Отец Ивана - Василий Никитич - бежал из Ефимовки в 1794 году, его дальнейшая судьба мне не известна. Во дворе его в Ефимовке остались жить младшая сестра Ивана - Палагея, мачеха Ивана и Палагеи - Марья Андреевна, сводный брат Григорей, дяди - Григорий и слепой Понкрат. Покойная мать Ивана - Авдотья Родионовна была родом из Мачкаса. Не исключено, что распоряжение барина о переводе Ивана Васильевича в Мачкас совпадало с пожеланиями самого Ивана Васильевича.
В 1795 г. Мачкас находился во владении статского советника Александра Ивановича Полянского. Относительно Ивана Васильев/ич/а в ревизии 1795-го года по селу Мачкас говорится: «Оной Иван и з сжено переведен Пензенскаго наместничества Шешкеевской округи из деревни Ефимовкй в 791 г.»
***
Во избежание ошибочности представлений необходимо пояснить следующее.
К приходу церкви села Трехсвятское Мачкас относилась в т.ч. и расположенная близ истока Нуи мордовская деревня Каржиман (ныне Киржеманы). В ней в XIX веке тоже жили Чакушкины, но не крепостные, а удельные крестьяне. В Киржеманах Чакушкины обосновались гораздо раньше, чем в Мачкасе - видимо, на столетие. Вероятно, происходят киржеманские Чакушкины от крестьянина д. Азрапино Дружинки Бисупова, а тот, вероятно, является сыном парадеевского Бисупа Ураева (потомками Бисупа являются парадеевские Чекушкины и Чекашкины).
В Мачкасе же обосновалась ветвь Чакушкиных, происходящая от приехавшего в 1791 году юфимовского крепостного крестьянина Ивана Васильев/ич/а. Потомки его фигурируют в приходской метрике села Мачкас 1849 года как Чакушкины, в переписных листах 1897 года по деревне Барской как Чекушкины.
После переселения из Ефимовки в Мачкас Чекушкины оставались в этом статусе вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.
***
В 1795 году Ивану Васильев/ич/у было 20 лет, жене его Авдотье Савельев/н/е - 17 лет. Детей у супружеской пары ещё не было.
Пикантности ситуации придавало то обстоятельство, что в 1791 году Ивану Васильев/ич/у было 15-16 лет, Авдотье Савельевой - всего 12-13. Но запись в ревизии 1795 года подразумевает, что в 1791 году они уже вроде были женаты.
Возможно ли это? Конечно, такие случаи не были в порядке вещей, но крайне редко случались даже и в ещё меньшем возрасте. Так мне встретилось ненароком в метрической книге церковного прихода села Сабуровых Мачкас 1864 года упоминание о рождении ребёнка у жениха 11-ти и невесты 12-ти лет в деревне Алексеевке. После стандартной формы записи имеется необычное дополнение, как бы в самооправдание что ли по поводу когда-то произошедшего венчания: «…по свидетельству причта оказалось, что невесте двенадцать - 12, жениху - 11, а всего двадцать три…». Так что хоть и редко, но случались подобные возрастные курьёзы.
Впрочем, в случае с Иваном Васильевым и Авдотьей Савельевой у молодожёнов, по всей видимости, хватило благоразумия не торопиться излишне. Первый ребёнок у них появится в 1803 году, когда Авдотье Савельевой будет что-то около 25-ти лет.
А вот не эта ли как раз свадебная история Ивана Васильевича и Авдотьи Савельевны стала одним из тех двух сюжетов, которые, переплетаясь, легли в основу семейной легенды о происхождении фамилии Чекушкиных?
***
Первый сюжет, напомню, это предполагаемая «на кончике пера» история сватовства мордвина Мартаса к Налеве Тотаровой в Кадомском уезде середины XVI века (или же в крайнем случае история свадьбы его сына Полата (М)Ардасева) - см.
ч.19: семья Мартаса. Тогда и было положено начало фамилии Чекушкиных в местности, позже вошедшей в Тамбовскую губернию. А вот крепостных и барина в то время ещё не было (были лица несколько иного социального положения).
Второй сюжет, стало быть, происходил в конце XVIII века - это сватовство юного (и, быть может, ещё невысокого ростом) крепостного крестьянина Ивана Васильев/ич/а к юной крепостной Авдотье Савельевой. Происходило оно во владениях помещика А.И. Полянского в деревне Ефимовке Шишкеевской округи Саранского уезда Пензенской губернии. Хотя по отчеству жених во втором сюжете однозначно не был Андреевичем, а фамилия Чекушкиных, можно полагать, уже была.
Сама же семейная легенда о происхождении фамилии Чекушкиных, напомню, звучит следующим образом (со слов моего дедушки Аркадия Степановича Чекушкина):
«Жил в одной из губерний центральной России - может, в Тамбовской, а может, в какой другой, но не сильно далеко от неё - крепостной крестьянин по фамилии Андреев. Сам он был невысокого роста. Надумал он взять в жёны крепостную по прозвищу Кочерга. А она была высокой. Увидал их барин вместе и давай смеяться. «Да ты же чекушка!» - говорил барин, намекая на рост жениха. По велению барина так их и женили. И получил крепостной Андреев прозвище Чекушка, а дети их стали носить фамилию Чекушкины».
Эту семейную легенду я впервые услышал от моего дедушки. Потом слышал не только от него, и вообще-то, содержание легенды слегка варьирует. В одной вариации, крепостные поженились по приказу барина. В другом изложении, барин-остряк только повеселился от души, проездом повстречавшись со свадьбой. Третий вариант: крепостной пришёл к барину просить разрешения на свадьбу, а тот, увидев жениха и невесту, стал смеяться. Возможно, все три вариации, не исключая друг друга, имели место быть в этой истории.
Как бы то ни было, уделю теперь внимание персоне помещика. Звали помещика Александром Ивановичем Полянским.
***
Прожил А.И. Полянский долгую по тем временам жизнь. Родился в 1721 году, умер в 1818 году.
Согласно дневникам писателя С.П. Жихарева, был А.И. Полянский человек «богатый и очень уважаемый за доброту души и благонамеренность».
У него во владении только лишь в уездах Пензенского и Симбирского наместничеств было несколько сёл и деревень со множеством крепостных. Вблизи впадения Атьмы в Инсар располагались Воскресенское (Бобровка Пушкино тож), Ефимовка, Отдельные Лукины, Отдельные Мерлины, Свербеевка... Неподалёку от истока Нуи ему принадлежали часть села Трехсвятительского Мачкасы тож и деревня Калиновка. Между Саранском и Атемаром располагались Богословское Макаровка тож, Архангельское (ныне Куликовка), Горяновка, Ивановское. Где-то ещё располагались сёла Михайловка Александровское тож, Никольское Тепловка тож, деревня Юматовка, быть может ещё какие-нибудь пункты. А усадьба его располагалась в упомянутой Макаровке. И это всё - не считая того, что значительную часть времени он жил в Петербурге.
Трёхсвятительское (Мачкас тож) и Воскресенское (Бобровки Пушкино тож) принадлежали А.И. Полянскому частично, другая часть этих двух сёл принадлежала помещику В.В. Сабурову (в его владении тоже случались переводы из Воскресенского в Трёхсвятительское (как минимум, один в 1795 г.)
Между прочим, усадьба в Макаровке - это наилучшим образом во всей Мордовии сохранившаяся по сей день барская усадьба.
Но я нашёл время оказаться в Макаровке только лишь вечером. Пока добрался, стало темно, лепил мокрый снег хлопьями. Фотографировать было очень неудобно.
При желании фотографии барской усадьбы нетрудно нагуглить в ин-те в более наглядном виде. Ну, а я узрел её в таком облике, в каком, наверное, в былые века случалось видеть усадьбу зимой местным крепостным крестьянам.
Усадьба А.И. Полянского в Макаровке, постройка XVIII века:
Примерно так она, должно быть, и выглядела двести лет назад.
Оказалось, что близко к зданию не подойти. Оно расположено за оградой Иоанно-Богословского монастыря, а вход закрыт, т.к. уже вечер.
Между прочим, ограда для усадьбы с двумя башенками была возведена ещё в XVIII веке при А.И. Полянском, но в современном состоянии является восстановленной заново (наверное, на всём протяжении). История монастыря восходит к истории усадьбы Полянских, но в XVIII веке монастыря как такового не было. Иоанно-Богословский храм был приходским, Михаило-Архангельская и Знаменская церкви - домовыми.
Ныне монастырь выглядит так - колокольня, церковь Михаила Архангела (1702 - разр. в 1935, восстановлена в первоначальных формах в 1970-е), Надкладезная часовня, церковь Иоанна Богослова (возведена к 1704 г.), башенка ограды:
Изначально стоявшие кованые двери Иоанно-Богословской церкви ныне экспонируются в Мордовском краеведческом музее (датированы 1702-1704 гг.):
Портал - реконструкция В.Е. Ермоленко на основе чертежей О.И. Брайцевой 1973 года.
Хоругвь из храма Иоанна Богослова (1764-65 г.), ставшая знаменем для саранского ополчения в начале 1813 года в противодействии Наполеону (экспонат Мордовского краеведческого музея):
Евангелие 1801 года (напечатано в типографии Киево-Печерской лавры), переданное в 1812 году саранскому ополчению от паствы церкви Иоанна Богослова (экспонат Мордовского краеведческого музея):
Возведённая в 1803-1805, разрушенная в 1930-х и возведённая заново в 1974 г. церковь Иконы Божией Матери «Знамение» (в левой части кадра) имеет архитектурный облик, сходный с церковью Михаила Архангела:
В глубине монастырской территории есть ещё несколько храмов, не столь старинные.
Что касается интерьеров барской усадьбы, то по словам местных, с ними можно ознакомиться в краеведческом музее им. И.Д. Воронина. Там находится и частично экспонируется мебелировка усадьбы Полянских. Однако, на информационных табличках музея это не уточнено, и я не знаю, который конкретно интерьер относится к усадьбе Полянских. Может быть, этот? :
Или этот? :
Или этот? :
В общем, интерьеры барских имений с наличием западноевропейских изделий (сер. и 2-я половина XIX в.) - тут всё примерно, как и в остальных губерниях.
Ну, и на этом я закругляюсь с барской усадьбой А.И. Полянского.
Есть довольно забавное упоминание о А.И. Полянском у С.П. Жихорева в «Записках современника». Запись за 23 апреля 1807 года. Отмечу, что действие происходит в Петербурге, А.И. Полянскому в это время около 86-ти лет. Начинается запись так:
«Если б комедия «Скапиновы обманы» была сочинена в наше время, то ее назвали бы не комедиею, а фарсом, что она в сущности и есть. «Скапиновы обманы» - фарс, но какой фарс! Содержание просто: плут-слуга дурачит хозяина, старого скрягу. Происшествия несбыточные, характеры действующих лиц неправдоподобные, завязка невероятная, развязка неестественная, а между тем вся эта галиматья так увлекательна, что все кажется и вероятным, и естественным» [9].
Далее следуют рассуждения увлечённого театрала о спектакле, актёрах, их игре, рассуждения о том, кому из известных автору актёров та или иная роль подошла бы больше. И наконец, впечатления о театральном представлении завершаются следующим абзацем:
«Во все продолжение спектакля один старичок, седой как лунь, сидевший в первом ряду кресел, обращал на себя беспрерывное внимание участием, которое громогласно изъявлял к действующим лицам. Покажется ли на сцену Рыкалов, и вот старичок заговорит: «Вишь какой старый скряга, вот ужо тебе достанется!» Начнет ли свою сцену Прытков, и старичок тотчас же встретит его громким приветствием: «Экой мошенник! экая бестия! вот уж настоящий каторжник!» При палочных ударах Скапина Жеронту в мешке, старичок помирал со смеху, приговаривая: «Дельно ему, дельно; хорошенько его, хорошенько старого скрягу!» Но при появлении на сцену Волиной, игравшей роль цыганки, выходка старичка произвела общий взрыв необыкновенной веселости и аплодисментов: «Ах, какая хорошенькая! То-то лакомый кусочек! Кому-то ты, матушка, достанешься?» При выходе из театра я любопытствовал узнать, кто этот старичок, так бесцеремонно думающий вслух. Мне сказали, что это действительный статский советник Полянский, человек, принадлежащий к высшему обществу, богатый и очень уважаемый за доброту души и благонамеренность, но, по старости лет, никуда не выезжающий, кроме спектаклей, в которых он бывает ежедневно, попеременкам: то в русском, то во французском, а иногда и в немецком, когда играет Линденштейн, и всюду получаемые им впечатления разделяет со всей публикой» [9].
Вполне соотносится поведение пожилого театрального зрителя с характером барина в сюжете семейной легенды.
И вот, стало быть, вскоре после свадьбы - в 1791 году - Иван Васильев/ич/ Чакушкин и его жена Авдотья Савельев/н/а были переведены из деревни Ефимовки в другое имение помещика А.И. Полянского - в село Трехсвятское Мачкасы тож (ныне - Сабур-Мачкасы).
Возможно, перевод был осуществлён по желанию самого Ивана Васильев/ич/а, покойная мать которого была родом из Мачкаса. Да и сестра - Марфа (старше Ивана на 2 года) - была выдана замуж примерно в те же годы в Мачкас. В общем, родственники у Ивана Васильевича в Мачкасе ко времени его приезда уже были.
Теперь перемещаюсь в своём повествовании в село Трёхсвятское Мачкас тож.
***
В Мачкасе у Ивана Васильев/ич/а (Чакушкина) и Авдотьи Савельевой родилось трое сыновей: сначала Афонасий (в августе-сентябре 1803 г.), затем Фёдор (в 1809/10 г.)…
*
Мачкас - первоначальное название населённого пункта. В 1689 году населённый пункт упоминается как деревня Мачкас, в 1700 г. - косвенно как Мичкас, в 1713 г. - как село Трёхсвятительское, в ревизиях 1719, 1721, 1762 гг. - как Святительское. В ревизии 1795 г. - как Трехсвятительское Мачкасы тож. На ПГМ 1808 г. и в ревизиях 1811, 1834, 1840 гг. - как Тресвятское Мачкасы тож. В ревизии 1850 г. - как Трех-Святительское Мачкасы тож. В метриках 1864-66 гг. - как село Сабуровых Мачкас, в метриках 1849, 1871, 1874 гг. - как село Мачкас. На карте сер. XX в. - как Сабур-Мачкассы. Современное название села - Сабур-Мачкасы. Но вернёмся в 1790-е гг.
*
Село Мачкас, оно же Трёхсвятское располагалось в верхнем течении маленькой речки Перпелейки. Левобережная (меньшая) часть села принадлежала помещику статскому советнику Александру Ивановичу Полянскому. Усадьба которого располагалась в Макаровке близ Саранска.
План села Мачкас 1795 года [2] - это лишь отображение конфигурации межевых границ безо всяких подробностей. Но он подтверждает обобщённый вывод о том, что А.И. Полянский владел левобережьем речушки.
В Мачкасе А.И. Полянский владел землёй, крепостными, а также - полотняной фабрикой и мукомольной мельницей. В числе его крепостных и значились Иван Васильев/ич/ и Авдотья Савельев/н/а Чакушкины. Жили они, стало быть, в левобережной части села. Всего в мачкасском владении А.И. Полянского в 1795 году проживало 185 (или 186? по материалам 1811 года) крепостных мужского пола и 174 - женского (всего 359 чел.).
Ревизскую сказку 1795 года в мачкасском владении А.И. Полянского составлял его крепостной человек. В тексте встречаются формулировки: «…доставшаяся господину моему по наследству…», «…куплен той господином моим у…».
Правобережная, более высокая в рельефе часть села Мачкас принадлежала помещику секунд-майору Василию Васильевичу Сабурову. Сабуровы владели сей вотчиной с 1713 года (когда Пётр Артемьевич Полянский продал вотчинную землю стольнику Ивану Дмитриевичу Сабурову). По фамилии получилось современное название села - Сабур-Мачкасы. У В.В. Сабурова во владении в Мачкасе было 339 крепостных мужского пола и 359 - женского (всего 698 чел.). Можно отметить, что в период между 1782 и 1795 гг. число крепостных в Мачкасе у А.И. Полянского возросло на 25 чел., а у В.В. Сабурова сократилось на 216 чел. Это сокращение не было связано со смертностью (показатели смертности в обоих владениях были сходные: на основе ревизских итоговых сумм получаются значения 29% и 32%). Вероятно, две сотни крестьян были переведены куда-то ещё.
Всего в селе в 1795 году проживало 1057 крепостных, и некое гораздо меньшее количество лиц других сословий.
В 1797 г. по велению помещика В.В. Сабурова в селе была построена каменная Трёхсвятская (Трех-Святская) церковь - вроде как по обету, данному в год пугачёвского восстания по благополучному для его семьи исходу событий.
В период между 1795 и 1811 гг. та часть села, которая принадлежала помещику Сабурову, перешла во владение к помещику или помещице по фамилии Томары.
*
А.И. Полянскому принадлежала расположенная неподалёку от Мачкаса деревня Калиновка (14 дворов в 1811 г.), относившаяся к этому же приходу. Остальные владения располагались гораздо дальше. В ревизии 1811 г. упоминаются переводы крепостных крестьян во владениях А.И. Полянского. Из Пензенской губернии в село Мочкас - в 1800 г. (из села Богословского, т.е. из Макаровки Саранской округи; из Свербеевки), 1806 г. (из Сердобской округи). Из Пензенской губернии в деревню Калиновку: в 1799 г., из Мокаровки в 1803 г. Из Саранской округи деревни Горяновки в Калиновку в 1807 г. Из Калиновки в Мочкас - в 1807, ещё раз в 1807, в 1810 гг.
В 1811 г. меньшая часть села Трёхсвятского (51 двор) всё также значилась за помещиком статским советником Александром Ивановичем Полянским. В этой части села проживало 233 крепостных крестьянина мужского пола, в Калиновке - 59 (а в 1795 г. в Калиновке было 22 крепостных мужского пола).
*
В 1813/14 г. у Ивана Васильев/ич/а (Чакушкина) и Авдотьи Савельевой родился третий сын - Иван.
*
В ноябре 1818 года в почтенном возрасте около 97 лет умер барин Александр Иванович Полянский (вероятно, в Петербурге). Его сын Александр Александрович умер полугодом ранее.
По сему, часть села Мачкасы и деревня Калиновка перешли от помещика Александра Ивановича Полянского к жене его сына - помещице Елизавете Ивановне Полянской.
*
В связи с Полянскими Саранского уезда загадочно вот что. В период с 1795 по 1811 гг. крестьяне в Парадеево и Дубёнках были переведены из статуса дворцовых в статус крепостных (возможно, в день коронации Павла - 5.04.1797). И вот, среди дворовых людей помещицы Мусиной-Пушкиной оказались представители фамилии Полянских (с них начинаются записи в ревизиях 1811 и 1834 гг.). Те Полянские получили вольную в 1826 г. (см.
ч.30 и
31). Как они соотносятся с помещиками Полянскими - неизвестно.
*
В ревизиях и метриках XIX в. встречаются общие крестьянские фамилии между Парадеево и Дубёнками с одной стороны и Мачкасом - с другой: Чекушкины (Чакушкины), Любавины. С рассмотрением деревень Трёхсвятского прихода, к общим фамилиям добавляются Кузнецовы, Щербаковы, Пузановы, киржеманские Чакушкины. Но в случае с Пузановыми и мачкаскими Чекушкиными это соответствие точно не является следствием миграций ни из Парадеево к Мачкасу, ни из ландшафта Мачкаса в Парадеево.
Продолжение следует…
Источники (развёрнутые названия см. в посте «
Список источников к ч.25-…»):
1. Ревизии по Юфимовке (Ефимовке): 1782, 1795.
2. План с. Мачкас. 1795. РГАДА. Ф.1276, оп.1, д.486.
3. ПГМ Ардатовского уезда. 1808
4. Ревизии по селу Святительское (Тресвятское, Мачкас): 1719 (и доп.1721), 1762, «1794», 1795, 1811, 1834 (и доп.1840), 1850.
5. Метрическая книга Трех-Святской церкви села Мачкас 1849 г.
6. Метрические книги … села Сабуровых Мачкас 1864, 1865, 1866, архивные выписки из метрик 1871, 1874 г.
7. Ревизии по н.п. Парадеево и Дубёнки: 1762, 1782, 1795, 1811, 1834.
8. Ревизская сказка 1795 г. по д. Каржиманы.
9. Жихорев С.П. Записки современника.
10. Переписные листы… 1897 по Тобольской губернии, д. Гусинова (Барская).
11. Устный рассказ А.С. Чекушкина.