Мордовия. ч.40: как Чекушкины в село Мачкас попали.

Dec 05, 2024 21:34

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

В 1791 году в село Трехсвятительское Мачкасы тож прибывают мои предки по линии Чекушкиных.

Предыстория появления Ивана Васильевича Чекушкина в Мачкасе рассказана в предыдущем посте. О самом переезде разговор тоже был начат. Напомню основные моменты.

В XVIII веке Чекушкины жили в деревне Ефимовке Саранского уезда.

Брат Ивана - Данила - был переведён в период 1782-1795 гг. из Ефимовки в Богословское (Макаровку), сестра Марья была отдана замуж в деревню Лукино, а сестра Марфа - в село Мачкас. Мать Ивана Васильевича умерла в 1783 г., брат Степан - в 1786, дед и бабушка - в 1789 г. Отец Ивана - Василий Никитич - бежал из Ефимовки в 1794 году, его дальнейшая судьба мне не известна. Во дворе его в Ефимовке остались жить младшая сестра Ивана - Палагея, мачеха Ивана и Палагеи - Марья Андреевна, сводный брат Григорей, дяди - Григорий и слепой Понкрат. Покойная мать Ивана - Авдотья Родионовна была родом из Мачкаса. Не исключено, что распоряжение барина о переводе Ивана Васильевича в Мачкас совпадало с пожеланиями самого Ивана Васильевича.

В 1795 г. Мачкас находился во владении статского советника Александра Ивановича Полянского. Относительно Ивана Васильев/ич/а в ревизии 1795-го года по селу Мачкас говорится: «Оной Иван и з сжено переведен Пензенскаго наместничества Шешкеевской округи из деревни Ефимовкй в 791 г.»


***

Во избежание ошибочности представлений необходимо пояснить следующее.

К приходу церкви села Трехсвятское Мачкас относилась в т.ч. и расположенная близ истока Нуи мордовская деревня Каржиман (ныне Киржеманы). В ней в XIX веке тоже жили Чакушкины, но не крепостные, а удельные крестьяне. В Киржеманах Чакушкины обосновались гораздо раньше, чем в Мачкасе - видимо, на столетие. Вероятно, происходят киржеманские Чакушкины от крестьянина д. Азрапино Дружинки Бисупова, а тот, вероятно, является сыном парадеевского Бисупа Ураева (потомками Бисупа являются парадеевские Чекушкины и Чекашкины).

В Мачкасе же обосновалась ветвь Чакушкиных, происходящая от приехавшего в 1791 году юфимовского крепостного крестьянина Ивана Васильев/ич/а. Потомки его фигурируют в приходской метрике села Мачкас 1849 года как Чакушкины, в переписных листах 1897 года по деревне Барской как Чекушкины.

После переселения из Ефимовки в Мачкас Чекушкины оставались в этом статусе вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

***

В 1795 году Ивану Васильев/ич/у было 20 лет, жене его Авдотье Савельев/н/е - 17 лет. Детей у супружеской пары ещё не было.

Пикантности ситуации придавало то обстоятельство, что в 1791 году Ивану Васильев/ич/у было 15-16 лет, Авдотье Савельевой - всего 12-13. Но запись в ревизии 1795 года подразумевает, что в 1791 году они уже вроде были женаты.

Возможно ли это? Конечно, такие случаи не были в порядке вещей, но крайне редко случались даже и в ещё меньшем возрасте. Так мне встретилось ненароком в метрической книге церковного прихода села Сабуровых Мачкас 1864 года упоминание о рождении ребёнка у жениха 11-ти и невесты 12-ти лет в деревне Алексеевке. После стандартной формы записи имеется необычное дополнение, как бы в самооправдание что ли по поводу когда-то произошедшего венчания: «…по свидетельству причта оказалось, что невесте двенадцать - 12, жениху - 11, а всего двадцать три…». Так что хоть и редко, но случались подобные возрастные курьёзы.

Впрочем, в случае с Иваном Васильевым и Авдотьей Савельевой у молодожёнов, по всей видимости, хватило благоразумия не торопиться излишне. Первый ребёнок у них появится в 1803 году, когда Авдотье Савельевой будет что-то около 25-ти лет.

А вот не эта ли как раз свадебная история Ивана Васильевича и Авдотьи Савельевны стала одним из тех двух сюжетов, которые, переплетаясь, легли в основу семейной легенды о происхождении фамилии Чекушкиных?

***

Первый сюжет, напомню, это предполагаемая «на кончике пера» история сватовства мордвина Мартаса к Налеве Тотаровой в Кадомском уезде середины XVI века (или же в крайнем случае история свадьбы его сына Полата (М)Ардасева) - см. ч.19: семья Мартаса. Тогда и было положено начало фамилии Чекушкиных в местности, позже вошедшей в Тамбовскую губернию. А вот крепостных и барина в то время ещё не было (были лица несколько иного социального положения).

Второй сюжет, стало быть, происходил в конце XVIII века - это сватовство юного (и, быть может, ещё невысокого ростом) крепостного крестьянина Ивана Васильев/ич/а к юной крепостной Авдотье Савельевой. Происходило оно во владениях помещика А.И. Полянского в деревне Ефимовке Шишкеевской округи Саранского уезда Пензенской губернии. Хотя по отчеству жених во втором сюжете однозначно не был Андреевичем, а фамилия Чекушкиных, можно полагать, уже была.

Сама же семейная легенда о происхождении фамилии Чекушкиных, напомню, звучит следующим образом (со слов моего дедушки Аркадия Степановича Чекушкина):

«Жил в одной из губерний центральной России - может, в Тамбовской, а может, в какой другой, но не сильно далеко от неё - крепостной крестьянин по фамилии Андреев. Сам он был невысокого роста. Надумал он взять в жёны крепостную по прозвищу Кочерга. А она была высокой. Увидал их барин вместе и давай смеяться. «Да ты же чекушка!» - говорил барин, намекая на рост жениха. По велению барина так их и женили. И получил крепостной Андреев прозвище Чекушка, а дети их стали носить фамилию Чекушкины».

Эту семейную легенду я впервые услышал от моего дедушки. Потом слышал не только от него, и вообще-то, содержание легенды слегка варьирует. В одной вариации, крепостные поженились по приказу барина. В другом изложении, барин-остряк только повеселился от души, проездом повстречавшись со свадьбой. Третий вариант: крепостной пришёл к барину просить разрешения на свадьбу, а тот, увидев жениха и невесту, стал смеяться. Возможно, все три вариации, не исключая друг друга, имели место быть в этой истории.

Как бы то ни было, уделю теперь внимание персоне помещика. Звали помещика Александром Ивановичем Полянским.

***

Прожил А.И. Полянский долгую по тем временам жизнь. Родился в 1721 году, умер в 1818 году.

Согласно дневникам писателя С.П. Жихарева, был А.И. Полянский человек «богатый и очень уважаемый за доброту души и благонамеренность».

У него во владении только лишь в уездах Пензенского и Симбирского наместничеств было несколько сёл и деревень со множеством крепостных. Вблизи впадения Атьмы в Инсар располагались Воскресенское (Бобровка Пушкино тож), Ефимовка, Отдельные Лукины, Отдельные Мерлины, Свербеевка... Неподалёку от истока Нуи ему принадлежали часть села Трехсвятительского Мачкасы тож и деревня Калиновка. Между Саранском и Атемаром располагались Богословское Макаровка тож, Архангельское (ныне Куликовка), Горяновка, Ивановское. Где-то ещё располагались сёла Михайловка Александровское тож, Никольское Тепловка тож, деревня Юматовка, быть может ещё какие-нибудь пункты. А усадьба его располагалась в упомянутой Макаровке. И это всё - не считая того, что значительную часть времени он жил в Петербурге.

Трёхсвятительское (Мачкас тож) и Воскресенское (Бобровки Пушкино тож) принадлежали А.И. Полянскому частично, другая часть этих двух сёл принадлежала помещику В.В. Сабурову (в его владении тоже случались переводы из Воскресенского в Трёхсвятительское (как минимум, один в 1795 г.)

Между прочим, усадьба в Макаровке - это наилучшим образом во всей Мордовии сохранившаяся по сей день барская усадьба.

Но я нашёл время оказаться в Макаровке только лишь вечером. Пока добрался, стало темно, лепил мокрый снег хлопьями. Фотографировать было очень неудобно.

При желании фотографии барской усадьбы нетрудно нагуглить в ин-те в более наглядном виде. Ну, а я узрел её в таком облике, в каком, наверное, в былые века случалось видеть усадьбу зимой местным крепостным крестьянам.

Усадьба А.И. Полянского в Макаровке, постройка XVIII века:



Примерно так она, должно быть, и выглядела двести лет назад.

Оказалось, что близко к зданию не подойти. Оно расположено за оградой Иоанно-Богословского монастыря, а вход закрыт, т.к. уже вечер.

Между прочим, ограда для усадьбы с двумя башенками была возведена ещё в XVIII веке при А.И. Полянском, но в современном состоянии является восстановленной заново (наверное, на всём протяжении). История монастыря восходит к истории усадьбы Полянских, но в XVIII веке монастыря как такового не было. Иоанно-Богословский храм был приходским, Михаило-Архангельская и Знаменская церкви - домовыми.

Ныне монастырь выглядит так - колокольня, церковь Михаила Архангела (1702 - разр. в 1935, восстановлена в первоначальных формах в 1970-е), Надкладезная часовня, церковь Иоанна Богослова (возведена к 1704 г.), башенка ограды:



Изначально стоявшие кованые двери Иоанно-Богословской церкви ныне экспонируются в Мордовском краеведческом музее (датированы 1702-1704 гг.):



Портал - реконструкция В.Е. Ермоленко на основе чертежей О.И. Брайцевой 1973 года.

Хоругвь из храма Иоанна Богослова (1764-65 г.), ставшая знаменем для саранского ополчения в начале 1813 года в противодействии Наполеону (экспонат Мордовского краеведческого музея):



Евангелие 1801 года (напечатано в типографии Киево-Печерской лавры), переданное в 1812 году саранскому ополчению от паствы церкви Иоанна Богослова (экспонат Мордовского краеведческого музея):



Возведённая в 1803-1805, разрушенная в 1930-х и возведённая заново в 1974 г. церковь Иконы Божией Матери «Знамение» (в левой части кадра) имеет архитектурный облик, сходный с церковью Михаила Архангела:



В глубине монастырской территории есть ещё несколько храмов, не столь старинные.

Что касается интерьеров барской усадьбы, то по словам местных, с ними можно ознакомиться в краеведческом музее им. И.Д. Воронина. Там находится и частично экспонируется мебелировка усадьбы Полянских. Однако, на информационных табличках музея это не уточнено, и я не знаю, который конкретно интерьер относится к усадьбе Полянских. Может быть, этот? :



Или этот? :



Или этот? :



В общем, интерьеры барских имений с наличием западноевропейских изделий (сер. и 2-я половина XIX в.) - тут всё примерно, как и в остальных губерниях.

Ну, и на этом я закругляюсь с барской усадьбой А.И. Полянского.

Есть довольно забавное упоминание о А.И. Полянском у С.П. Жихорева в «Записках современника». Запись за 23 апреля 1807 года. Отмечу, что действие происходит в Петербурге, А.И. Полянскому в это время около 86-ти лет. Начинается запись так:

«Если б комедия «Скапиновы обманы» была сочинена в наше время, то ее назвали бы не комедиею, а фарсом, что она в сущности и есть. «Скапиновы обманы» - фарс, но какой фарс! Содержание просто: плут-слуга дурачит хозяина, старого скрягу. Происшествия несбыточные, характеры действующих лиц неправдоподобные, завязка невероятная, развязка неестественная, а между тем вся эта галиматья так увлекательна, что все кажется и вероятным, и естественным» [9].

Далее следуют рассуждения увлечённого театрала о спектакле, актёрах, их игре, рассуждения о том, кому из известных автору актёров та или иная роль подошла бы больше. И наконец, впечатления о театральном представлении завершаются следующим абзацем:

«Во все продолжение спектакля один старичок, седой как лунь, сидевший в первом ряду кресел, обращал на себя беспрерывное внимание участием, которое громогласно изъявлял к действующим лицам. Покажется ли на сцену Рыкалов, и вот старичок заговорит: «Вишь какой старый скряга, вот ужо тебе достанется!» Начнет ли свою сцену Прытков, и старичок тотчас же встретит его громким приветствием: «Экой мошенник! экая бестия! вот уж настоящий каторжник!» При палочных ударах Скапина Жеронту в мешке, старичок помирал со смеху, приговаривая: «Дельно ему, дельно; хорошенько его, хорошенько старого скрягу!» Но при появлении на сцену Волиной, игравшей роль цыганки, выходка старичка произвела общий взрыв необыкновенной веселости и аплодисментов: «Ах, какая хорошенькая! То-то лакомый кусочек! Кому-то ты, матушка, достанешься?» При выходе из театра я любопытствовал узнать, кто этот старичок, так бесцеремонно думающий вслух. Мне сказали, что это действительный статский советник Полянский, человек, принадлежащий к высшему обществу, богатый и очень уважаемый за доброту души и благонамеренность, но, по старости лет, никуда не выезжающий, кроме спектаклей, в которых он бывает ежедневно, попеременкам: то в русском, то во французском, а иногда и в немецком, когда играет Линденштейн, и всюду получаемые им впечатления разделяет со всей публикой» [9].

Вполне соотносится поведение пожилого театрального зрителя с характером барина в сюжете семейной легенды.

И вот, стало быть, вскоре после свадьбы - в 1791 году - Иван Васильев/ич/ Чакушкин и его жена Авдотья Савельев/н/а были переведены из деревни Ефимовки в другое имение помещика А.И. Полянского - в село Трехсвятское Мачкасы тож (ныне - Сабур-Мачкасы).

Возможно, перевод был осуществлён по желанию самого Ивана Васильев/ич/а, покойная мать которого была родом из Мачкаса. Да и сестра - Марфа (старше Ивана на 2 года) - была выдана замуж примерно в те же годы в Мачкас. В общем, родственники у Ивана Васильевича в Мачкасе ко времени его приезда уже были.

Теперь перемещаюсь в своём повествовании в село Трёхсвятское Мачкас тож.

***

В Мачкасе у Ивана Васильев/ич/а (Чакушкина) и Авдотьи Савельевой родилось трое сыновей: сначала Афонасий (в августе-сентябре 1803 г.), затем Фёдор (в 1809/10 г.)…

*

Мачкас - первоначальное название населённого пункта. В 1689 году населённый пункт упоминается как деревня Мачкас, в 1700 г. - косвенно как Мичкас, в 1713 г. - как село Трёхсвятительское, в ревизиях 1719, 1721, 1762 гг. - как Святительское. В ревизии 1795 г. - как Трехсвятительское Мачкасы тож. На ПГМ 1808 г. и в ревизиях 1811, 1834, 1840 гг. - как Тресвятское Мачкасы тож. В ревизии 1850 г. - как Трех-Святительское Мачкасы тож. В метриках 1864-66 гг. - как село Сабуровых Мачкас, в метриках 1849, 1871, 1874 гг. - как село Мачкас. На карте сер. XX в. - как Сабур-Мачкассы. Современное название села - Сабур-Мачкасы. Но вернёмся в 1790-е гг.

*

Село Мачкас, оно же Трёхсвятское располагалось в верхнем течении маленькой речки Перпелейки. Левобережная (меньшая) часть села принадлежала помещику статскому советнику Александру Ивановичу Полянскому. Усадьба которого располагалась в Макаровке близ Саранска.

План села Мачкас 1795 года [2] - это лишь отображение конфигурации межевых границ безо всяких подробностей. Но он подтверждает обобщённый вывод о том, что А.И. Полянский владел левобережьем речушки.

В Мачкасе А.И. Полянский владел землёй, крепостными, а также - полотняной фабрикой и мукомольной мельницей. В числе его крепостных и значились Иван Васильев/ич/ и Авдотья Савельев/н/а Чакушкины. Жили они, стало быть, в левобережной части села. Всего в мачкасском владении А.И. Полянского в 1795 году проживало 185 (или 186? по материалам 1811 года) крепостных мужского пола и 174 - женского (всего 359 чел.).

Ревизскую сказку 1795 года в мачкасском владении А.И. Полянского составлял его крепостной человек. В тексте встречаются формулировки: «…доставшаяся господину моему по наследству…», «…куплен той господином моим у…».

Правобережная, более высокая в рельефе часть села Мачкас принадлежала помещику секунд-майору Василию Васильевичу Сабурову. Сабуровы владели сей вотчиной с 1713 года (когда Пётр Артемьевич Полянский продал вотчинную землю стольнику Ивану Дмитриевичу Сабурову). По фамилии получилось современное название села - Сабур-Мачкасы. У В.В. Сабурова во владении в Мачкасе было 339 крепостных мужского пола и 359 - женского (всего 698 чел.). Можно отметить, что в период между 1782 и 1795 гг. число крепостных в Мачкасе у А.И. Полянского возросло на 25 чел., а у В.В. Сабурова сократилось на 216 чел. Это сокращение не было связано со смертностью (показатели смертности в обоих владениях были сходные: на основе ревизских итоговых сумм получаются значения 29% и 32%). Вероятно, две сотни крестьян были переведены куда-то ещё.

Всего в селе в 1795 году проживало 1057 крепостных, и некое гораздо меньшее количество лиц других сословий.

В 1797 г. по велению помещика В.В. Сабурова в селе была построена каменная Трёхсвятская (Трех-Святская) церковь - вроде как по обету, данному в год пугачёвского восстания по благополучному для его семьи исходу событий.

В период между 1795 и 1811 гг. та часть села, которая принадлежала помещику Сабурову, перешла во владение к помещику или помещице по фамилии Томары.

*

А.И. Полянскому принадлежала расположенная неподалёку от Мачкаса деревня Калиновка (14 дворов в 1811 г.), относившаяся к этому же приходу. Остальные владения располагались гораздо дальше. В ревизии 1811 г. упоминаются переводы крепостных крестьян во владениях А.И. Полянского. Из Пензенской губернии в село Мочкас - в 1800 г. (из села Богословского, т.е. из Макаровки Саранской округи; из Свербеевки), 1806 г. (из Сердобской округи). Из Пензенской губернии в деревню Калиновку: в 1799 г., из Мокаровки в 1803 г. Из Саранской округи деревни Горяновки в Калиновку в 1807 г. Из Калиновки в Мочкас - в 1807, ещё раз в 1807, в 1810 гг.

В 1811 г. меньшая часть села Трёхсвятского (51 двор) всё также значилась за помещиком статским советником Александром Ивановичем Полянским. В этой части села проживало 233 крепостных крестьянина мужского пола, в Калиновке - 59 (а в 1795 г. в Калиновке было 22 крепостных мужского пола).

*

В 1813/14 г. у Ивана Васильев/ич/а (Чакушкина) и Авдотьи Савельевой родился третий сын - Иван.

*

В ноябре 1818 года в почтенном возрасте около 97 лет умер барин Александр Иванович Полянский (вероятно, в Петербурге). Его сын Александр Александрович умер полугодом ранее.

По сему, часть села Мачкасы и деревня Калиновка перешли от помещика Александра Ивановича Полянского к жене его сына - помещице Елизавете Ивановне Полянской.

*

В связи с Полянскими Саранского уезда загадочно вот что. В период с 1795 по 1811 гг. крестьяне в Парадеево и Дубёнках были переведены из статуса дворцовых в статус крепостных (возможно, в день коронации Павла - 5.04.1797). И вот, среди дворовых людей помещицы Мусиной-Пушкиной оказались представители фамилии Полянских (с них начинаются записи в ревизиях 1811 и 1834 гг.). Те Полянские получили вольную в 1826 г. (см. ч.30 и 31). Как они соотносятся с помещиками Полянскими - неизвестно.

*

В ревизиях и метриках XIX в. встречаются общие крестьянские фамилии между Парадеево и Дубёнками с одной стороны и Мачкасом - с другой: Чекушкины (Чакушкины), Любавины. С рассмотрением деревень Трёхсвятского прихода, к общим фамилиям добавляются Кузнецовы, Щербаковы, Пузановы, киржеманские Чакушкины. Но в случае с Пузановыми и мачкаскими Чекушкиными это соответствие точно не является следствием миграций ни из Парадеево к Мачкасу, ни из ландшафта Мачкаса в Парадеево.

Продолжение следует…

Источники (развёрнутые названия см. в посте « Список источников к ч.25-…»):

1. Ревизии по Юфимовке (Ефимовке): 1782, 1795.

2. План с. Мачкас. 1795. РГАДА. Ф.1276, оп.1, д.486.

3. ПГМ Ардатовского уезда. 1808

4. Ревизии по селу Святительское (Тресвятское, Мачкас): 1719 (и доп.1721), 1762, «1794», 1795, 1811, 1834 (и доп.1840), 1850.

5. Метрическая книга Трех-Святской церкви села Мачкас 1849 г.

6. Метрические книги … села Сабуровых Мачкас 1864, 1865, 1866, архивные выписки из метрик 1871, 1874 г.

7. Ревизии по н.п. Парадеево и Дубёнки: 1762, 1782, 1795, 1811, 1834.

8. Ревизская сказка 1795 г. по д. Каржиманы.

9. Жихорев С.П. Записки современника.

10. Переписные листы… 1897 по Тобольской губернии, д. Гусинова (Барская).

11. Устный рассказ А.С. Чекушкина.

8.Чекушкины, 7.13.Мордовия

Previous post Next post
Up