Мордовский краеведческий музей превзошёл все мои ожидания.
Саранск, здание Мордовского краеведческого музея:
Ну, я посетил уже немало краеведческих музеев. Мне очень понравились экспозиции в краеведческих музеях Омска и Рязани, Курска и Брянска, Орла и Тулы, Сочи и Ульяновска, Мценска и Алатыря, Чолпон-Аты и Каракола-Пржевальска. Но ни в одном из них, а вот в Мордовском краеведческом я непрерывно разом провёл за осмотром шесть часов!
Очень интересные экспозиции.
Как отметил в предыдущем посте, я видел кости мамонтов в музеях уже неоднократно (а в Омском и Брянском краеведческих - по целому скелету). Но вот рубящее орудие труда, сделанное древним человеком из кости мамонта не менее 12 тыс. лет назад - экспонат необычный:
Кремниевые орудия труда из окрестностей села Широмасово (на северо-западе Мордовии):
В V-III тыс. до н.э. в Среднем Поволжье жили представители неолитической ямочно-гребенчатой археологической культуры. В языковом аспекте их соотносят с финно-угорскими народами. Названа археологическая культура так по характерному орнаменту керамических изделий:
Стоянка эпохи неолита (работа Ю.Г. Вдовина, Н.Ю. Лошкарёвой):
«Ой, мама, смотри какая птичка!» :) Наверное, ребёнок что-то такое говорит.
Неправы те, кто полагают древних людей глупыми дикарями. Вот только представьте: скажем, много бы Вы - образованный и цивилизованный человек из современного общества потребления - смогли и успели за свою жизнь чего-нибудь изобрести и воплотить, если бы Вас забросили в условия каменного века? А древние люди, хотя и по чуть-чуть, но изобретали. Вот уже «вдруг» и бронзу освоили.
Обобщённо говоря, в период со II тыс. до н.э. по первые века I тыс. н.э. регион был местом взаимодействия европеоидных племён культуры боевых топоров (и их потомков), ираноязычных (тоже европеоидных) степных племён и финно-угорских лесных племён.
Во второй половине II тыс. до н.э. жили в пространстве Мордовии племена срубной культуры. Названы они так потому, что хоронили умерших в могилах, выполненных в виде деревянного сруба, над коими насыпался курган. Предполагается, что племена срубной культуры говорили на иранских языках.
Не смешение ли их с финно-угорскими племенами является первой по времени причиной, объясняющей высокую доля аллеля R1a в генофонде современной мордвы?
Предметы быта того времени, выполненные из бронзы и кости: ножи, шила, костяная свирель, посередине - бронзовое украшение:
А вот что представляло из себя жилище представителей срубной культуры, селившихся в этих же местах в VII - XI вв. до н.э., в эпоху бронзы:
Керамический сосуд и бронзовый наконечник копья балановской археологической культуры (II тыс. до н.э.):
Балановская археологическая культура была близка к фатьяновской археологической культуре боевых топоров. В формировании её тоже приняло участие европеоидное население, но преимущественно - выходцы из восточного Средиземноморья. С фатьяновцами балановцы уживались мирно, с абашевцами - нет.
Абашевская археологическая культура сформировалась в центре Русской равнины при взаимодействии археологических культур боевых топоров и шнуровой керамики с индоиранскими племенами ямной и катакомбной культур. Сами абашевцы поучаствовали в формировании андроновской археологической культуры, по-видимому, представленной ираноязычными племенами и имеющей отношение к появлению скифо-сарматской культуры.
Фрагменты керамики и костяная проколка абашевской культуры из соседней Пензенской области (вторая-третья четверть II тыс. до н.э.):
Бронзовые булавки и костяные иглы II - нач. I тыс. до н.э. примокшанской археологической культуры:
Примокшанская археологическая культура сформировалась в ходе ассимиляции местных племён, в т.ч. фатьяновцев и балановцев, пришлыми с Дона племенами - вероятно, ираноязычными. Сами же представители примокшанской культуры ассимилировались среди поздняковской археологической культуры.
Поздняковская археологическая культура была представлена финно-угорскими племенами, но уже испытавшими на себе влияние степных ираноязычных племён.
Горшочек поздняковской археологической культуры (сер. II - нач. I тыс. до н.э.):
Примерно две тысячи лет назад в пространстве Мордовии (и др. регионов: Рязанской, Тульской областей) жили финно-угорские племена городецкой археологической культуры.
Поселение городецкой культуры (работа Н.Ю. Лошкарёвой):
.
.
Керамика городецкой культуры - фрагменты сосудов и детали ткацких станов:
Под №2 - фрагмент сосуда для процеживания творога.
Каменные жернова городецкой культуры:
Финно-угорские племена в пространстве Мордовии продолжали жить рядом с ираноязычными племенами - в то время савроматскими/сарматскими.
Савроматский акинак VII - IV вв. до н.э.:
Савроматские наконечники стрел:
Вторжение гуннов привело к началу эпохи Великого переселения народов почти на всём пространстве Европы. Различные племена переселялись в различных направлениях.
В V веке в Среднем Поволжье, в т.ч. в Посурье появляются славянские племена именьковской археологической культуры. Ну, это те самые, которые немного позже, переселяясь на запад, приняли непосредственное участие в этногенезе «борщевцев», северян и вятичей. Наряду с более ранними по времени ираноязычными племенами, славяне - это ещё один источник высокой доли аллеля R1a в генофонде современной мордвы.
Костяные наконечники стрел и глиняные пряслица именьковской культуры:
Металлические шильца, серпы и сошники именьковской культуры:
И вот, стало быть, при тесном взаимодействии финно-угорских племён с ираноязычными (в частности, с савроматами) и со славянскими племенами формируется мордовский этнос.
Уже в V веке обнаруживается подразделение мордвы на эрзян и мокшан. По-видимому, оно было связано с разной интенсивностью взаимодействия мордовских племён с соседними накануне или в начале эпохи Великого переселения народов.
***
Мордовская деревня VIII - XI вв. (работа Ю.Г. Вдовина):
.
Эрзянин и мокшанка VIII - X вв.:
С глубокой древности мордвины занимались бортничеством. Бортный топор, коса, колокольчик для домашнего скота:
Льячки, тигель и форма, применявшиеся в металлургии того времени:
Металлические элементы одежды и украшения мордвы 2-й половины I-го тыс. н.э.:
.
.
Тысячелетие назад мордвины взаимодействовали уже не с сарматами. К тому времени вместо сарматов в степной стороне расселились тюркоязычные племена. В лесной стороне проживали близкие к мордве по языку финно-угорские племена - в частности, мурома и так называемые окские «финны».
Украшения рязанско-окских племён VII - IX вв. из Шокшинского могильника (весьма похожие украшения окских «финнов» экспонируются и в краеведческом музее Рязани):
Украшения и литейная утварь древней муромы VIII - X вв. из Чулковского могильника:
В I тысячелетии н.э. в пространстве Восточно-Европейской равнины - преимущественно с запада на восток - расселялись славянские племена. Славяне мигрировали из регионов с более комфортными климатическими условиями, в коих земледелие возникло раньше и получило большее развитие. В осваиваемых регионах славяне селились прежде всего там, где было возможно земледелие. Для финно-угорских же народов в лесных ландшафтах значение охоты и собирательства пока ещё было выше, чем для славян. Взаимодействие славян с финно-угорскими племенами в основном было мирным. Они стали жить поблизости друг от друга. Однако, различие в образе ведения сельского хозяйства предопределяло разницу в возможностях получения продуктов питания. И, как следствие, должно было приводить к быстрому росту доли славянского населения. В этих условиях межплеменные родственные связи приводили к естественной ассимиляции финно-угров славянами.
В целом, как представляется, чем удобнее была местность для ведения сельского хозяйства, тем большей получалась этническая диспропорция, и тем интенсивнее происходила ассимиляция финно-угорского населения славянским. Финно-угорское племя меря исчезло ещё тысячу лет назад. А вот в лесо-болотных ландшафтах карелы, коми, финны обладают заметной численностью и по настоящее время.
Мордва - тоже сравнительно многочисленная - в этой связи как будто бы выглядит исключением. Да, в регионе проживания мордвы тоже были большие лесные пространства, неудобные для земледелия - Мещерский край, Цнинское полесье, левобережье Алатыря. Но были и пространства чернозёмов. Однако, земледелие на тех чернозёмах было проблематичным по причине наличия неспокойных степных соседей. К тому же, и самим древним мордвинам земледелие было знакомо, быть может, лучше, чем более северным финно-угорским «лесовикам».
Мордва в плане этногенеза необычна среди финно-угорских народов. Высокая доля аллеля R1a среди мордвинов говорит о том, что на некоем историческом этапе в финно-угорскую языковую среду влились весомо представители индоевропейских племён - славянских и/или скифо-сарматских.
Обнаруженная археологами в Зубово-Полянском районе геральдическая подвеска начала XI века со знаками князей Владимира I Святого и Вышеслава Владимиривича говорит о том, что уже в то время регион управлялся должностным лицом, действовавшим от имени рюриковичей:
Другими словами, уже в начале XI века Мордовия вся или частью входила в состав древнерусского государства. Подобные подвески с княжескими знаками выдавались только представителям княжеской власти.
Русские жили в мордовских селениях, начиная с X века. Совместное проживание было мирным. В числе материальных артефактов XII века, указывающих на проживание русских среди мордвы - древнерусский нательный крест, древнерусская нательная икона с изображением Св. Бориса и Глеба:
Вообще, в целом находки древнерусского, булгарского, ордынского происхождения в Мордовии закономерны ввиду пространственной близости центров производства, торговых и политических связей, имевшихся в Восточной Европе. Но встречаются находки и гораздо более дальнего происхождения - например, раковины каури и арабские монеты:
Скандинавские подвески X - XI вв. (декоративные, не делегировавшие власть):
Печать с именем султана Тохтамыша из Тёмниковского района:
Оружие X - XVI вв. - наконечники копий, боевые топоры, меч, сабля:
Орудия труда мордовских крестьян 1-й половины II тыс. н.э.:
Продолжение следует…
Справ.источники:
Балановская культура. 2018.
Кузьминых С.В. Абашевская культура.
Андроновские культуры.
В. В. Ставицкий. Примокшанская археологическая культура / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.
Кузьминых С.В. Поздняковская культура.