Мордовия. ч.8: в глубине времён.

Jan 06, 2024 20:28


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

До сих пор мне случилось побывать в океанариуме лишь однажды - в ялтинском.

И вот в Саранске я с головой погружаюсь… погружаюсь… Как бы это лучше выразить?

Луч прожектора освещает за огромным иллюминатором участок дна с дивными морскими обитателями:



Многие, конечно же, помнят советский фильм 1975 года «Капитан Немо», снятый по произведению Жюль Верна «Двадцать тысяч лье под водой». В 1970-80-е фильм этот был, как сказали бы в нулевые, «культовым». Но, вероятно, многим современным школьникам, «приученным» к постоянной смене картинки на мониторе, и привыкшим не задумываться - что там откуда, куда и зачем вообще появилось - фильм может показаться местами очень затянутым.


В первый раз фильм я смотрел давным-давно в детстве, и, конечно, многие эпизоды его тогда не запомнил. Как не запомнил сцену, где капитан Немо показывает на «Наутилусе» своим гостям-пленникам фотографии: по одну сторону - соратники, которых он знал непосредственно, по другую - портреты заочно значимых для него личностей. Хотя я и не запомнил тогда этого эпизода, но мне всё ж время от времени приходила мысль сделать что-то подобное. Кого бы я разместил из уже ушедших в мир иной современников, которых не видел непосредственно воочию? Юрия Никулина, Сергея Доренко… Можно перечислять ещё и ещё. Но не буду здесь этого делать, чтобы не вдаваться в пространные пояснения. Отмечу только вкратце, что оба - каждый по-своему и в разное время - оказывали положительное влияние. А если говорить о тех, кто жил прежде - то, конечно же, изображения Ф.И. Тютчева, Феофана Грека... и много, много кого ещё. В этот же список, пожалуй, могу определить, например, В. Цоя и Г. Травина. Потому как творчеством одного и путешествием другого заинтересовался уже после того, как они ушли в мир иной. Но, конечно же, на самом деле вряд ли когда я стану оформлять подобный огромный фотостенд: ведь если для кого-либо, то у каждого человека в представлении свой портретный ряд, а лично для меня сей вариант визуализации излишен. Однако же, некая разноплановая группа образов личностей, оказавших (оказывающих) то или иное положительное воздействие - она есть.

Однако, что за иллюминатором?

О, там - столь давние времена, когда на планете ещё не было человека. Доисторические существа как бы само собой создавали условия, необходимые для появления на Земле человека и для последующего развития истории человечества.

Так вот, значит, я на борту некоего «Наутилуса» погружаюсь в юрское море и взираю на аммонитов, наутилусов и на столь же древних морских обитателей:



На самом деле, конечно же, я нахожусь в одном из залов Мордовского краеведческого музея.

Ежели в Ульяновском краеведческом музее меня впечатлила экспозиция артефактов эпохи мезозоя, то в Мордовском краеведческом музее примерно такое впечатление произвели экспонаты и палеозоя, и мезозоя.

Окаменелое иглокожее животное, именуемое как морская лилия, возрастом 305 млн. лет:



А вот ещё пятью миллионами лет ранее оставил следы, ползая по морскому грунту, какой-то неизвестный организм:



Столь же давно плавала в море хрящевая рыба, оставившая о себе известие в виде пары зубов, и водились брюхоногие моллюски с раковинами, похожими на ракушки современных видов:



Понимаю, что для пущего погружения в прошлое было бы уместно сильнее кадрировать изображения. Но всё же оставляю в поле зрения пояснительные этикетки - как ради дополнительной информации, так и ради визуализации масштаба.

Экспонаты музея происходят из разных местностей Восточно-Европейской равнины. Вот, например, флора пермского периода из Пермского края - отпечатки и окаменелости голосемянных растений и хвоща, им по 280 млн. лет:



Окаменелые фрагменты стволов голосемянных растений из Самарской области - им 256 млн. лет:



Брахиоподы того же времени своей формой напоминают каких-то бабочек:



Округлённо миллионом лет позже в пространстве Кировской области водились разнообразные синапсиды. Ну, синапсиды - это такая группа организмов, включающая виды переходные от рептилий к млекопитающим. Растительноядный синапсид дицинодонт:



Хищный синапсид горгонопс:



Палеозой сменяется мезозоем.

Необычный экспонат - след зарывания офиуры:



Куда делась сама офиура 165 млн. лет назад и почему быстро сцементировался её след - для меня остаётся загадкой.

Что касается раковин аммонитов, то после Ульяновского краеведческого музея меня ими очень уж сильно не удивить. Есть аммониты и в Мордовском краеведческом музее, причём разных геологических периодов.

Раковины моллюсков грифей (примерно такие же я и сам находил в Нижнехуторском карьере вблизи Орла):



Водились в это же самое время двустворчатые моллюски с другими формами раковин:



.



Древний морской крокодил оставил свой зуб где-то на западе современной Мордовии:



А на севере Мордовии (в пространстве Ичалковского района) оставил зуб плиозавр:



Кости плезиозавров в экспозиции - из Мордовии, Пензенской и Ульяновской областей:



.


Внизу кадра - туловищный позвонок ихтиозавра возрастом 150 млн. лет из Ульяновской области. Ихтиозавры в экспозиции представлены довольно скромно (по сравнению с Ульяновским краеведческим музеем).

Раковины разных видов аммонитов:



Макеты визуализируют посетителям облик самого аммонита:



.



Гетероморфный аммонит:



Ростры белемнитов раннего мела (примерно такие же я находил в Нижнехуторском карьере):



Ростры белемнитов позднего мела уже какие-то не такие:



Белемниты были похожи на кальмаров, но имели более массивный внутренний скелет (ростр):



Зубы различных рыб и рептилий мелового периода:



Наутилус:



Иглокожие морские ёжики:



.



Отпечаток хвоинки, выросшей 60 млн. лет назад:



Отпечатки листьев магнолиевых:



Пещерный медведь из Пермского края возрастом 37-12 тыс. лет:



Перед ним виден правый бивень мамонта из Дубёнского района Мордовии. Это далеко не единственный артефакт в музее, оставшийся от мамонтов. Где они только ни водились! Кости мамонтов я видел уже много раз в разных музеях. А вот - фрагмент черепа волка тех же времён и рог ископаемого лося:



Когда-то в пространстве Мордовии, оказывается, водились степные зубры:



Череп дикой лошади:



Современная фауна Мордовии в музее тоже отображена. И для образовательных целей таковая наглядность, разумеется, целесообразна.

Но я не люблю фотографировать чучела, предпочитая фотографировать в живую. В связи с этим в энный раз вспоминается американский фильм «Джуманджи». Зрители могли заметить, что животные в фильме выглядят как-то неприятно. А потому что сняты сцены в фильме с двигающимися чучелами. Живое здоровое существо, справляющееся с ролью, в кадре смотрелось бы лучше.

Поэтому вот и на сей раз я ограничился только одним кадром с бобрами. Уж очень наглядно показан вход из-под воды в бобровую хатку:



Кафельная плитка в одном из залов музея:



Продолжение следует…

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.13.Мордовия

Previous post Next post
Up