страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение 16 июля 2022.
После огромных терминалов в «Шереметьево» здание аэропорта в Тамчи выглядит совсем маленьким. Проходим паспортный и таможенный контроль и выходим из здания. И вот, мы в Киргизии.
Авиабилеты, по которым мы прибыли, не выкидываем, а оставляем при себе. Это действие избавляет в дальнейшем от необходимости получать временную регистрацию в отделении МВД.
Вокруг - выжженная Солнцем местность, этакая полупустыня, напоминающая собой Чуйскую степь Алтая. Аэропорт расположен в западной части северного побережья Иссык-Куля, а климат на западе Иссык-Куля более засушлив, чем на его востоке:
Между прочим, есть на западе Иссык-Кульской межгорной котловины и ещё одно сходство с Чуйской межгорной котловиной Алтая: чуть западнее Иссык-Куля протекает река Чу. Тянь-Шаньская Чу и алтайская Чуя - разные реки, но фонетическое сходство налицо.
Впрочем, деревца поодаль видны, и тем самым сходство с Чуйской степью Алтая немного нарушается. Да и трава, которая есть, повыше, чем в Чуйской степи. Пожалуй, визуально скорее нечто среднее между Чуйской и Курайской степями.
И в последующие дни мне неоднократно случится мысленно отметить, что визуально Тянь-Шань нередко оказывается похож на Алтай, но не вполне.
Аэропорт именуется как «Тамчи» по названию одного из ближайших посёлков. Так он фигурирует в билетах. Ещё одно название аэропорта - «Иссык-Куль», и именно оно выведено на здании (кадр за 28.07) *:
Аэропорт - он и сравнительно новый, и не такой уж новый. Сведения по его истории в источниках разнятся. По одним утверждениям, его строительство началось в 1975 году «в качестве резервного» и было заморожено в 1981 г. По другим - строительство аэродрома как военного началось в 1982 году и было приостановлено по причине распада СССР. Эта вторая версия представляется мне более логичной. Реконструкция аэропорта и его открытие состоялись в 2003 г. Но поначалу после открытия аэропорт мог принимать лишь небольшие самолёты днём в хорошую погоду. Поэтому ещё одна реконструкция была проведена в 2016 году: была удлинена взлётно-посадочная полоса, расширено здание аэропорта. Аэропорт получил статус международного, стал принимать более вместительные самолёты и стал всепогодным.
Вблизи здания есть обменный пункт, и мы обменяли небольшую сумму на сомы. Здесь, разумеется, не самый удобный для нас курс обмена, поэтому - небольшую.
Аэропорт расположен не то что на краю населённого пункта, а примерно посередине между посёлками Тамчи и Чок-Тал. Через посёлки проходит автотрасса «Бишкек - Каракол», до неё около полукилометра. И ещё где-то два с половиной километра до посёлка Чок-Тал вдоль трассы. А там есть автобусная остановка. Можно дойти пешком и попытаться воспользоваться проходящим общественным транспортом (ходят маршрутки и автобусы из Бишкека и из Балыкчи). Но по жаре с детьми это не самый подходящий вариант. И мы прибегаем к услугам такси.
Такса из аэропорта в Чолпон-Ату - порядка 1200 сомов. И, кстати, из Чолпон-Аты в аэропорт таксисты везут за ту же сумму. Разумеется, это завышенные расценки. Вообще же, проезд на такси на аналогичные расстояния в Киргизии стоит гораздо дешевле. Раза в два, наверное, а то, может, и втрое.
Фотографии, отснятые при поездке 16.07.22 на такси из аэропорта до Долúнки (Кара-Ой) и при поездке 28.07.22 на такси из Долинки в аэропорт, скомпоную в одно описание. Фотографии за 28.07.22 обозначу звёздочкой «*». Хотя густая облачность, установившаяся в день отъезда, сама по себе заметно обозначает их.
Итак, значит, вот Иссык-Куль и местность поблизости от аэропорта, вид в западном направлении (в сторону селения Тамчи) *:
Горы у посёлка Чок-Тал:
Посёлок Чок-Тал:
В посёлке расположен термальный источник «Чок-Тал». Его мы не посетили. На Иссык-Куле в разных его местах есть несколько выходов термальных вод - одни минеральные, другие к тому же ещё и радоновые. Минеральный термальный источник в Чок-Тале - наиболее близкий к аэропорту.
Здание мечети в Чок-Тале *:
На пути посреди трассы оказывается вдребезги разбитый автомобиль. Таксист - возрастной киргиз - миновав место аварии, замечает, что к молодым таксистам садиться в машину рискованно. Молодые лихачат. И нам в последующем не раз пришлось убедиться, что на киргизских дорогах вообще надо быть особенно предусмотрительными и внимательными. В Киргизии совсем не тот дорожный этикет, который ныне утвердился в России. В Киргизии дорожное движение при одинаковой интенсивности опаснее.
Вдалеке - посёлок Орнёк:
Скульптурное изображение перед въездом в Орнёк:
Вид на ущелье реки Орто-Койсу *:
В левой части кадра и по центру заметна автомобильная дорога, ведущая к перевалу Кок-Айрык. Строительство дороги было затеяно в советские времена. Строилась она в 1990-е. К новому тысячелетию грунтовая дорога была достроена и даже торжественно открыта. Дорога напрямую соединила через два горных перевала - Озёрный и Кок-Айрык - казахстанскую Алма-Ату с окрестностями киргизской Чолпон-Аты. Но в нулевые годы дорога была повреждена осыпями и оползнями. С тех пор её участок вблизи перевала Кок-Айрык остаётся непроезжим. И никто восстановить движение по этой дороге не пытался. Что довольно странно с учётом того, что граждане Казахстана составляют весомую долю туристов на Иссык-Куле, а Алма-Ата - крупнейший город Казахстана.
Вообще же основной поток туристов на Иссык-Куле представлен гражданами Казахстана, Узбекистана, России. Это - не считая граждан Кыргызстана, само собой. Так, в допандемийный 2019 г. в Кыргызстан приехало 4,5 млн. туристов из Узбекистана, 2,2 млн. - из Казахстана, 0,5 млн. - из России, 1 млн. - из остальных стран СНГ, и менее 0,3 млн. - из всех остальных стран. Итоги за 2022 год ещё не подведены (на момент составления поста), но очевидно, что доля россиян в туристическом потоке должна оказаться выше на фоне событий глобального масштаба. Впрочем, очевидно, всё так же на третьей строчке.
Казахстан и Узбекистан поблизости. А что касается граждан России, они занимают лишь третью строчку, должно быть, по причине стоимости билетов.
Орнёк и то же самое ущелье **:
.
На картах отмечено селение Чон-Сыры-Ой, но на указателе - название, которого нет на картах:
Далее, по-видимому, селение Сары-Ой, визуально - типичные русские домики среди абрикосов и тополей ***:
.
Домики - и это совершенно очевидно - представляют собой наследие русской культуры. Когда-то во второй половине XIX века русские переселенцы привнесли на Тянь-Шань традиции русского сельского зодчества. Киргизы в какой-то степени переняли его. И теперь эти домики - своего рода элемент синтеза киргизской и русской культур, один из зримых результатов их взаимодействия на северном Тянь-Шане.
Домики таковые и по сей день очень многочисленны в Прииссыккулье. Домиков таковых много, живут в них и русские, и киргизы.
Архитектурный же облик частных новостроек заметно отличается, но, впрочем, зачастую остаётся заметно преемственен. На основе предыдущего кадра («Орнёк и то же самое ущелье») это наглядно можно понять.
Русские в постсоветское время очень многие уехали из Киргизии. Печально это. Кто бы, обжившись, из такой природной красоты просто так уехал бы? Но уезжали. В основном - то население, которое прибыло в Киргизию в советское время. Уезжали из опасений за будущее, по причине сравнительно невысокого уровня доходов на душу населения. Хотя в Кыргызстане и не было тех притеснений русского населения, какие имели место в целом ряде постсоветских государств. Собственно, уезжали в Россию из Кыргызстана и сами киргизы. Но всё же русские и ныне живут в Кыргызстане. Северное и восточное побережья озера - это те места, которые русские не только обжили ещё в дореволюционнные времена, но где русские и ныне заметную долю населения составляют.
Церквей вблизи дороги не видно. А мечети встречаются. Эта вот - в Баетовке (ныне - Бает) *:
Местность между Баетовкой и Долинкой (ныне они официально называются как Бает и Кара-Ой) *:
Въезжаем в Долúнку (она же - Кара-Ой).
Продолжение следует…
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение