Конфессиональный аспект западной Украины.

Jun 24, 2022 23:12


Видя, как Украина ускользает из власти, Запад оголтело пытается сделать с Украиной то, что он собирался продолжать делать понемногу. В частности, Запад осуществляет действия, направленные на раскол восточнославянского народа по конфессиональному признаку. Принципиально ничего нового в этих устремлениях нет. Так, на протяжении всего времени существования Речи Посполитой попытки раскола предпринимались. Цель - всё та же самая: уничтожить единство восточнославянского народа всеми способами. Опасность эта вполне реальная.

А вот могут ли подобные действия в долгосрочной перспективе способствовать некоему единству подвергаемого действию пространства с исходным центром действия? Ответ скорее отрицательный. Насильственная смена вероисповедания неоднократно приводила к формированию конфессиональной неустойчивости населения в том или иного регионе. В итоге, для организаторов такого действия спустя некоторое время результаты насильственной смены мировоззрения понижались или даже оказывались вовсе обнулены.

Несколько исторических примеров.


1. Пожалуй, наглядным примером нестойкости является история боснийских мусульман. Предки их в X веке были православными. Потом ударились в ересь Богумила. А когда османы стали насаждать мусульманство, то раскольники богомилы согласились принять ислам. Впрочем, в раскол предки боснийцев шли не под давлением, а даже вопреки репрессиям. Поэтому пример этот хотя и нагляден, но не вполне соответствует заданным параметрам в рамках рассматриваемого вопроса.

2. Завоевание арабами Персии сопровождалось наижесточайшим насаждением ислама в местности, где веками был традиционно распространён зороастризм - языческая религия, в некоторых положениях сходная с христианством. Арабам удалось подчинить себе Персию. Но главным образом именно в пространстве Персии утвердилось течение ислама, именуемое шиизмом (в отличие от суннизма, распространённого в исламских странах более широко). Разделение на суннизм и шиизм было явлением, происшедшим непосредственно в самом исламе. Но примечательно, что шиизм утвердился именно в Персии, которая до арабского завоевания представляла собой весьма отличную от арабского мира цивилизацию: и по языку, и по вероисповеданию, и по образу жизни населения.

3. История Чехии. В IX веке территорию Чехии, Словакии, Верхней Черемшины, Лужицы занимало славянское государство Великая Моравия. До 863 года славяне в границах современной Чехии были язычниками. Немногим ранее германскому императору, стремившемуся уничтожить самостоятельность Великоморавского государства и совершавшему набеги на славянские земли, удалось обратить небольшую часть знати в христианство (речь в источниках, по-видимому, идёт о городе Нитра в Словакии). Но усиление германского влияния встретило мощный отпор внутри Великой Моравии, и западное христианство не прижилось. В стране произошло противоборство сторонников и противников прогерманской политики. Сторонники её потерпели поражение. В 863 году противостоявший немецкой экспансии чешский князь Ростислав обратился к константинопольскому императору Михаилу III с просьбой о крещении. Тот прислал в Моравию Св. Кирилла и Мефодия. Они не только создали алфавиты для славянской письменности, но и провели крещение в православную веру. И не просто отдельные лица, а некоторая часть населения Великой Моравии стала православной. Однако, уже в 870 г. Ростислав был свергнут прогерманскими силами (племянником Святополком). Немецкое влияние возобновилось, как и противоборство внутри Великой Моравии. Вскоре великоморавская держава рухнула под ударами мадьяр, а на смену ей пришла Чехия, всё более и более из века в век подпадавшая под немецкое влияние. Вроде бы, в результате этого влияния православие в чешских землях полностью исчезло. Но в начале XV века некоторые основы православия, не признаваемые католичеством, вдруг нашли выражение в движении гуситов. Так, принятие причастия не только духовенством, но и мирянами стало одним из главных требований гуситского движения. И хотя гуситы потерпели поражение, всё же на протяжении двух веков протестанты имели прочное положение в Чехии. До тех пор, пока в начале XVII века не были разгромлены католическими войсками Габсбургов. Более 30 тыс. семей протестантов покинули Чехию, а это очень округлённо что-то около двух сотен тыс. чел. - очень много для маленькой Чехии по меркам того времени. Сама Чехия после этого на триста лет оказалась под католической властью Габсбургов. Сейчас в Чехии проживают преимущественно католики. Во всей этой истории интересно то, что именно Чехия стала центром гуситского движения. То, что именно Чехия стала раньше и была в большей степени центром антикатолического движения, чем немецкие государства. И ещё - то, что протестантство (как и православие) в Чехии было подавлено грубой вооружённой силой. А если бы не военные вторжения и немецкая экспансия, то, возможно, Чехия сейчас была бы даже православной страной.

3. Теперь что касается немецких государств. Протестантское движение в немецких землях полыхнуло позже, чем в Чехии, но именно в них оно особенно укрепилось в виде лютеранства. Что примечательно, часть немецких земель стали протестантскими, а часть остались католическими. Разумеется, ход военных действий оказал влияние на распределение пространств, населённых католиками и лютеранами. Однако, можно заметить ещё одно обстоятельство. Земли, на которых резко преобладающим стало лютеранство - это в основном те земли, которые не были немецкими ещё даже в начале XII века. Земли полабских и славян были захвачены немцами в ходе Второго крестового похода в 1147 году. Земли прибалтов (пруссов, ятвягов, латгалов, земгалов и др.), а также финно-угорских ливов и эстов были захвачены крестоносцами в первой половине XIII в. Земли славян восточной Померании - в период с середины XIII по начало XIV вв. И хотя за века немецкого господства в Латвии и Эстонии, в Лужице и Восточном Померанье местные этносы не были уничтожены и ассимилированы полностью, а в Полабье и в Пруссии этнические остатки их обнаруживались вплоть до XVIII века включительно, но, конечно, развитие на захваченных землях получали в большей степени традиции захватчиков. Однако же, традиции завоёванных народов не совсем исчезли, они как-то вошли в культуру завоевателей в виде преданий, сказочных и мифологических сюжетов, диалектных особенностей и других элементов культуры. И, можно полагать, что немецкая культура на землях завоёванных западных славян, прибалтов и финно-угров несколько отличалась от немецкой культуры на исконных немецких землях. Это обстоятельство, по-видимому, и отобразилось в последующем в виде разделения немецких государств на католические и лютеранские. И, таким образом, стремления римских пап военным путём прибрать к рукам полабские и прибалтийские земли хотя и привели к становлению католической власти где на три, а где - на четыре столетия, но в конечном итоге с треском провалилась. Христианство осталось, но уже не в виде католичества, а в виде лютеранства.

4. Ну, а ещё в небольшой части немецкоязычных земель и среди довольно близких немцам голландцев, фризов получило распространение другое протестантское течение - кальвинизм. Почему, казалось бы, именно в этих землях - нисколь не славянских и не прибалтийских - произошёл отказ от католичества, и почему не лютеранство пришло ему на смену? Общего у обозначенных земель вроде бы мало. Швейцария ко времени формирования протестантского движения вела на протяжении двух столетий вооружённую борьбу против притязаний Габсбургов. Габсбурги же имели в своей власти в XV - начале XVI вв. большие владения в разных частях западной Европы. В том числе за ними был и испанский трон. Голландия в XVI веке ещё находилась под властью Испании и стремилась от испанской власти избавиться. Весьма похоже, что с одной стороны кальвинизм противопоставлялся испанскому католичеству, а с другой стороны он был приблизительно столь же радикален. И, соответственно, более близок к испытавшим жёсткое давление Габсбургов швейцарцам, голландцам, фризам, чем лютеранство. Возможно, анти-испанскими настроениями, царившими на Британских островах, обусловлено и распространение кальвинизма в Шотландии.

.

Таким образом, видим, что даже насильственное насаждение языка и вероисповедания приводит нередко к формированию социальной среды, в которой вызревают настроения, всё равно приводящие к культурному обособлению от захватнического центра.

.

И вот теперь можно взглянуть на ситуацию на западной Украине. Несмотря на многовековое насаждение католицизма - и военной силой, и хитростями, и в непосредственном виде, и в замаскированном под греко-католицизм - население в пространстве Украины веками придерживалось православного вероисповедания. Ограниченный успех папский престол получил только в нескольких западных областях. Именно там заметная доля населения ныне представлена католиками и униатами.

.

Надобно отметить, что изначально униатство задумывалось вовсе не в рамках какого-то радикального течения, и принадлежность к униатству сама по себе не является признаком радикализма. В кратком виде предыстория вопроса такова.

Иерархия священнослужителей в христианстве со времён Римской империи была не авторитарной, но соборной. Поначалу отнюдь не главным над всеми, а лишь первым по старшинству считался римский епископ. Ну, потому что Рим был столицей империи. Позже, претензии на абсолютную власть римского папы его приверженцы пытались обосновать словами Христа, сказанными Симону Петру: «паси овецъ Моихъ». Хотя вообще-то - после троекратного отречения Петра в ночь перед распятием Христа - этот разговор Учителя с учеником означал троекратное признание Петра в верности учению Христа и троекратное утверждение избранности Христом Симона Петра на апостольскую миссию. А вовсе не признанием абсолютного главенства понтифика из Рима (места проповеди апостола Петра).

В первом тысячелетии христианство было представлено несколькими главными иерархами, которые совместными соборами решали спорные вопросы.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя была разгромлена варварами, и её пространство во второй половине первого тысячелетия переживало упадок. В то время культура несколько лучше развивалась в Восточной Римской империи, ныне именуемой Византией. А вообще, в культурном плане два эти пространства шли разными путями. В этой связи стали появляться и различия между западным и восточным христианством. Папский престол, точнее говоря - моральный облик римских пап - к концу первого тысячелетия откровенно деградировал. Тем не менее, они горделиво продолжали претендовать на абсолютное главенство в делах церкви (да и политики тоже), что в конечном итоге привело в 1054 году к полному расколу между западной католической и восточной кафолической христианскими церквями. В дальнейшем римские папы принимали те или иные догматы, не считаясь с восточными патриархами. И, соответственно, разница между двумя ветвями христианства возрастала. Попытки объединения были, но безуспешные. Одной из неудачных попыток стала Брестская уния.

В 1596 году на территории, подконтрольной Речи Посполитой, по инициативе католической стороны была провозглашена уния католиков и православных. Однако, на самом деле никакого восстановления прежней соборности не произошло. Сообразно унии, православные должны были признать своим главой римского папу, а римский папа в обмен позволял им проводить службы в православных традициях. Кроме того, вошедшие в унию православные священники не имели полномочий для подобного соглашения согласно церковной иерархии.

Невзирая на сложность положения православия в Речи Посполитой, униаты за четыре столетия нигде не стали преобладающей конфессией. Это и понятно: какой смысл православному признавать абсолютным главой своей церкви римского папу, который не признаёт значения православных канонов и традиций, а только разрешает их формально-обрядовое осуществление?

В последние годы существования СССР происходило возрождение конфессий, распространённых в его пространстве прежде. Возобновились богослужения и униатов. Причём, на сей раз рукоположение в униатские священники было произведено ещё более курьёзно, чем в конце XVI века (трудно представить для происшедшего действия лицо, менее подходящее по моральному облику). А поскольку население западной Украины в большинстве добровольно переходить в униатство не собиралось, то насаждение униатства стало осуществляться совершенно безобразными способами - захватом церквей, преследованием инакомыслящих, физическими расправами.

В особенности напряжённая ситуация сложилась в трёх областях - Тернопольской, Ивано-Франковской, Львовской. Можно отметить ещё, что только в этих трёх областях (и в Киеве) Украинской ССР население высказалось на референдуме против сохранения СССР, тогда как во всех остальных её областях население проголосовало за сохранение территориальной целостности СССР. Именно в этих трёх областях - Тернопольской, Ивано-Франковской, Львовской - повышенную долю голосов на выборах в последующем получали националисты, тогда как Партия регионов - пониженную.

Конечно, было бы совершенно неправильно отождествлять сепаратизм и национализм Галичины с конфессиональным своеобразием региона. Достаточно отметить, что доля проголосовавших против сохранения СССР была в трёх названных западноукраинских областях существенно выше, чем доля униатов. В этом регионе Западу вообще проще формировать националистические и антироссийские настроения, чем на остальном пространстве Украины.

.

Но посмотрим, чего же добился Ватикан аж за четыреста лет унии.

По данным Института социологии АН СССР в марте-апреле 1990 года в Тернопольской области доля православных - 45%, униатов - 12%, раскольников-автокефалистов - 9% В Ивано-Франковской области доля православных - 29%, униатов - 22%, раскольников-автокефалистов - 20%. Во Львовской области доля православных - 28%, униатов - 28%, раскольников-автокефалистов - 15%. [В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997.]. Тогда же было отмечено, что члены украинской организации «Рух» применительно к Львовской области занижают долю православных и раскольников-автокефалистов вдвое, а долю униатов завышают более, чем вдвое (аж до 65%).

Поэтому, конечно, не представляется возможным доверять статистике украинского государства по соотношению представителей разных конфессий. Однако, за неимением других данных придётся ознакомиться с таковой статистикой, имея в виду, что доля униатов сильно завышена, а доля православных (не раскольников) сильно занижена. Разумеется, все годы незалежности проводился на Украине прессинг по отношению к православным: имели место захват и уничтожение храмов, угрозы физических расправ и физическое воздействие как таковое. И всё это - при отсутствии реакции со стороны западных «правозащитников», которые вовсе не потревожились о праве на свободу вероисповедания. Но трудно даже представить, как же они взвоют, когда дело дойдёт до разбирательств преступлений против православных на западной Украине и до мер по возвращению отнятого.

В силу прессинга по отношению к православным на Украине доля униатов и раскольников могла за годы незалежности несколько возрасти, а доля православных несколько снизиться. Однако же, не настолько, как это рисуют украинские источники, которые скорее желают выдать желаемое ими и их кураторами за действительное.

Итак, значит, по украинским данным в 2004 году в Тернопольской области доля православных составила всего лишь 20%, униатов - 47%, автокефалистов - 18%, католиков - 5%. В Ивано-Франковской области православных - 24%, униатов - 52%, автокефалистов - 12%, католиков - 3%. Во Львовской области православных - 17%, униатов - 54%, автокефалистов - 13%, католиков - 5%. В Закарпатской области православных - 41%, униатов - 23%, автокефалистов - менее 1%, католиков - 6%. Во всех остальных областях доля униатов варьирует всего лишь на уровне от 0 до 2%, и почти везде преобладающими обозначены православные. Католики (по тем же сведениям) имеют существенное присутствие ещё в Житомирской (11%), Хмельницой (9%), Винницкой (8%) областях и в Киеве (3%), а во всех остальных областях - не более 2%. Конечно, доверия ко всем этим приводимым украинской стороной цифрам нет. В том числе и потому, например, что на юго-востоке почти равнозначным православию обозначен протестантизм, а в Донецкой области тогдашней Украины он в 2004 году якобы был даже наиболее распространённой конфессией. Ну, враньё украинской власти сейчас уже широко известно, врали они и тогда. Всё же, основную тенденцию распределения униатов в географическом аспекте по приведённым цифрам увидеть можно. При желании можно поделить приведённые по униатам процентные значения вдвое - но общий характер распределения и без того понятен.

Ситуация на западной Украине даёт повод некоторым далеко не генетикам говорить даже о некоем «гене предательства», якобы присущем населению тех областей. Само собой, таковые утверждения к науке отношения не имеют. Утверждения о «гене предательства» - это просто чепуха (и, кстати, в последнее время довольно много имеется в ине-те очень поверхностных утверждений о народах на основе распространения гаплогрупп; при том, что генофонды народов имеют гораздо более сложное формирование, чем простое перемещение в пространстве группы носителей одного аллеля).

Необходимо отметить, что православное население западной окраины Руси со времён Даниила Галицкого непрерывно находится под прессингом. Постоянно в польских владениях Речи Посполитой предпринимались попытки насадить католицизм на землях православного населения - и способы разные предпринимались. И в Австро-Венгрии православные были ущемлены в правах. Им даже запрещалось применять в строительстве церквей камень и железо. Не было условий для возрождения православия в Карпатах и в Закарпатье также и за время пребывания под контролем Москвы в XX веке, т.к. ленинская идеология тому препятствовала. А сразу после развала СССР на западной Украине начались насильственные захваты православных храмов униатами. Итого, православие в Галичине на протяжении восьми с половиной столетий непрерывно подвергалось прессингу со стороны тех, кто обладал реальной властью! Вы, рассуждающие о «гене предательства», устояли бы?

Ну, а в Закарпатье… Хотя жёсткое австрийское влияние в Закарпатье и было снижено принадлежностью его к венгерской части Австро-Венгрии, но всё же само Закарпатье ещё дольше пребывало вне православных монархий - с начала XI века. Т.е. около тысячи лет не было предпосылок в Закарпатье для беспрепятственного укрепления православия.

.

И вот теперь видим, как Запад изо всех сил старается разорвать население ускользающей из его власти Украины по конфессиональному признаку. Насколько обратимы последствия организуемого Западом раздрая?

Ведь дело даже не в бессмысленности пребывания кого-либо в конфессии униатов. Одно дело - провозглашать, что «униатство - национальное достояние Украины». Совсем другое - насильно насаждать его путём вандализма и жестокости. Дело то заключается в том, что на западе Украины и униатство, и бандеровщина (хотя они несопоставимо разны по сути и не проистекают одно из другого) - применяются как инструменты для разрушения целостности восточнославянского народа.

Были ли в истории примеры возвращения многочисленного населения к конфессии, прежде оставленной под влиянием карательного прессинга? Можно привести, как минимум, два примера, и они очень разные.

СССР во внимание не берём, т.к. несмотря на атеистическую идеологию, в СССР оставались во множестве и явно и скрытно верующие.

Первый пример - испанская реконкиста Средних веков. К её началу значительная часть Пиренейского полуострова была захвачена арабами, и широкое распространение в завоёванных землях получил ислам (хотя и христианское население во владениях арабов присутствовало). В ходе реконкисты предки испанцев и португальцев с севера на юг отвоёвывали у арабов Пиренейский полуостров. Мусульманское население частью вынуждено было бежать, частью погибло. Оставшиеся на отвоёванных христианами землях мавры вынуждены были в обязательном порядке принять крещение. Но даже потомки крещёных мавров - мориски - в начале XVII века были принудительно выселены со всего Пиренейского полуострова. В общем-то, эти события не очень подходят в качестве примера ответа на искомый вопрос, т.к. речь в данном случае идёт скорее не о возвращении преимущественной доли населения к прежней конфессии, а об изгнании мавров-мусульман и даже морисков (христиан и крипто-мусульман) с полуострова. Кроме того, методы испанцев Средних веков - совершенно не то, что может позволить себе Россия.

Второй пример - из современности, и он мирный. Касается Аджарии. Во времена господства турок-османов, грузины-аджарцы вынуждены были принять ислам. Однако, в последние десятилетия удивительным образом многие и многие аджарцы крестились в православие и в конфессиональном плане объединились таким образом с остальным грузинским народом.

Но и тот, и другой пример касаются возвращения населения в христианство из мусульманства.

А вот есть ли примеры возвращения в православие из униатства и католицизма больших групп населения? Может быть, и нет. Но ведь и предпосылок к тому во многовековой истории не было. Пока что.

Украина-политика

Previous post Next post
Up