Студент:
«Да, но словам
ведь соответствуют понятья».
Мефистофель:
«Зачем в них углубляться вам?
Совсем ненужное занятье.
Бессодержательную речь
Всегда легко в слова облечь.
Из голых слов, ярясь и споря,
Возводят здания теорий.
Словами вера лишь жива.
Как можно отрицать слова?»
И.В. Гёте «Фауст».
Если кто не в курсе, то эпиграф - это отрывок, в котором Мефистофель по своему обыкновению стремится сбить ученика Фауста на ложный жизненный путь, в данном случае подменяя значимость семантики значимостью набора букв.
Вся суть Мефистофеля в том и есть, что он стремится погубить человека, направляя его на пагубные действия.
Озаглавливая пост фразой «чему можно поучиться у ульяновцев?», я подразумеваю совсем другую семантику, а именно: чему хорошему можно поучиться у ульяновцев?
И, как нетрудно догадаться, речь пойдёт не только об Ульяновске, да и не столько об Ульяновске.
Чем в частности удивил Ульяновск? Вы заметили на основе фотографий уже изложенных постов, что стены зданий в Ульяновске нигде не размалячены? Так вот заметьте, что нигде в городе нет ни безвкусных и уродливых рисунков, ни надписей.
И ещё заметьте, что в Ульяновске сохранилось много памятников архитектуры. И большей частью они находятся в сравнительно хорошем состоянии. Объяснение сего не может сводиться только лишь к одному факту, что в Ульяновске не было разрушений 1940-х гг. Да, конечно, этот факт имеет значение, но он не единственный.
Как ни парадоксально, но город отчасти обязан сохранности своего дореволюционного культурного наследия одному из главнейших разрушителей этого самого дореволюционного наследия в рамках страны. Поскольку Ильич родился в Симбирске и своё детство провёл там же, то после его смерти советские власти позаботились сохранить дореволюционную архитектуру города. Нет, далеко не в полном объёме опять же, и многих церковных зданий город таки лишился. Но памятники гражданской архитектуры советские власти целенаправленно не уничтожали. Даже превратили в музейный комплекс целый квартал вместе с прилегающими участками улиц, где родился Ульянов.
И всё же, и это обстоятельство не является исчерпывающим для объяснения хорошей сохранности городской архитектуры. По-видимому, важным фактором является само отношение к своей старине. Может быть, такое восприятие ситуации субъективно? Не исключено.
И всё же как не упомянуть, что не во всех городах на протяжении десятилетий в достатке имелось отношение к старинной архитектуре как к чему-то требующего сохранения.
Вот, скажем, в Орле в прошлом столетии не только величественные храмы шли под снос, но и дом встречи А.С. Пушкина и А.П. Ермолова, и дом, в котором жил С. Есенин. Даже можно отыскать в печатных изданиях первой половины 90-х гг. утверждения архитекторов - причём, ратовавших за архитектурный облик города и за сохранение конкретных старинных зданий - довольно-таки пренебрежительные утверждения относительно других старинных зданий. К счастью, не все предложенные сносы были осуществлены. В последующие годы случалось, что какому-нибудь старинному зданию объявлялась реконструкция, жильцы из него выселялись, но за отсутствием реконструкции как таковой на их месте вскоре оказывались бомжи-алкоголики, здание начинало гореть, вонять, исписываться непотребными надписями, разрушаться, и в конце концов шло под снос. Правда, были и противоположные примеры реконструкций с очень даже хорошим результатом. Например, дом на углу 1-Посадской и Комсомольской улиц, здание на углу улиц Ленина и Горького, небольшое двухэтажное здание напротив кинотеатра «Родина» и др.
И ныне в центре города довольно много старинных зданий, похоже уже не обжитых, перспективы существования которых совсем не радужны. Почему-то нет желающих использовать их под офисы или магазинчики, хотя центр города как-никак. И даже не только в центре есть старинные здания. И странно даже, например, что именно единственное старинное здание на Зареченской ПМК оказалось за последние лет восемь заброшено и в руинированном состоянии, тогда как остальные здания посёлка - нет.
Может быть, старинные дома и не так комфортны, как новостройки. Возможно. Но многие люди были бы рады и такому жилью. Разве мало тех, кто снимает помещения? А тем паче беженцы. Разумеется, поскольку здания старинные, то и заселять в таковые при наличии возможности уместно не абы кого, дабы не горело и не разрушалось.
И вот что касается состояния заброшенных старинных зданий, то одно дело - недостаток бюджетных средств на капремонт. Это надо, как говорится, понять и простить. А точнее сказать, за отсутствием по факту нехороших намерений, просто: понять. И мимоходом хотелось бы предостеречь тех, кому не безразлична старинная архитектура: что ни сейчас, ни в ближайшие годы не следует поддерживать какие бы то ни было протестные акции, хотя бы и проводимые под видом благородных предлогов - например, под предлогом сохранения архитектурного наследия. Возрастанию бюджетных возможностей для сохранения архитектуры это никак не поспособствует, скорее, наоборот. И как бы болезненно то не воспринималось на эмоциональном уровне, но в сложившейся международной ситуации лучше потерять одно или даже несколько памятников старинной архитектуры, чем позволить Западу учинить в стране новую революцию (смену власти) и новые повсеместные катастрофические разрушения, столь знакомые нам всем по истории нашей страны.
В конце концов, архитектурные формы, хотя и не в оригинале, но можно в последующем отстроить заново.
Так вот, одно дело - недостаток средств на капремонт. Совсем другое дело - намеренное разрушение и испохабливание старинного здания «гамадрилами», кое ничем оправдано быть не может.
Распространённый негатив, имеющий отношение к облику орловских зданий - расписывание стен зданий, заборов, дорожных знаков, кресел общественного транспорта, лифтов, подъездов и проч. низкосортными надписями и рисунками. Понятно, что большая часть населения вовсе не имеет отношения к разрушению и к порче облика зданий, в т.ч. и старинных, но есть обобщённый с участием ничтожного меньшинства видимый результат.
Да, на протяжении буквально последнего года ситуация в городе стала явно лучше, чем была ранее. Можно только поблагодарить за это местные власти. Стены домов сейчас не пестрят всякими уродливыми надписями столь сильно, как это было и на рубеже тысячелетий, и десять лет назад, и даже год назад. И, например, более двадцати квадратов-закрасок всего на одной стороне хрущёвки на старой «Ботанике» - гораздо лучше, чем более двадцати бессмысленно- или похабно-уродливых надписей, портивших то же самое основание стены. Но ведь ситуация вполне может и быстро вернуться в прежнее непотребство, а уже и сейчас на некоторых квадратах в городе имеются новые уродливые надписи и рисунки - и совсем не такие, какие стоило бы создавать.
Скажем, в Орле я вообще по пальцам могу пересчитать настенные рисунки (не предполагавшиеся на здании изначально), о которых не скажу ничего плохого ни в художественно-эстетическом смысле, ни в отношении смысловой нагрузки. Перечисляю:
1. волк и заяц из «Ну, погоди» на одном из балконов вблизи сквера А. Фета. Этому рисунку не менее 40 лет - можно сказать, первое пристойное «граффити» в Орле (но, к сожалению, не ставшее хорошей традицией ни в 80-е, ни тем более в 90-е и нулевые):
2. севастопольский памятник затопленным кораблям у перекрёстка улиц Горького и 60-лет Октября:
3. танковая атака Советской армии на здании у перекрёстка 1-й Посадской и Карачевской:
Лучше, конечно, иметь такое старинное жильё, чем вовсе никакого. Или, например, такое как видимое чуть поодаль и построенное по проекту губернского архитектора Тибо-Бриньоля, но только, конечно же, не в дважды сгоревшем состоянии:
4. роспись забора стадиона «Динамо», выполненная в том же художественном стиле:
5. Z в виде георгиевской ленточки:
6. дерево - близи церкви среди хрущёвок на микрорайоне:
7. военным медсёстрам на торце здания на углу улиц Брестской и Горького:
8. Ну, ещё физиономия молодого Джексона на гараже под Тургеневским мостом…:
9. …и, может быть, скейтбодистка напротив трилистника:
Ну и, вполне возможно, чего-то я ещё не видел или же не замечал.
Всё остальное бесчисленное настенное «художество» в Орле - это малячество, которое слова не то что доброго, а и приличного не стоит. Всегда презирал, презираю и буду презирать тех лиц, которые им занимаются.
Особо обращаю внимание, что настенные маляки иногда распространяют на поверхностях сооружений и креслах общественного транспорта отдельные слова, «позимствованные» из моих постов. Речь идёт об иногда вдруг во множестве появляющихся следом за моими постами надписях: «мечты», «понты» и т.п. Прямо заявляю, что не имею отношения к этим настенным малякам и глубоко их презираю. Другими словами, этим презрением моё отношение к ним исчерпывается.
В чём разница между тем, что пишу в блоге я, и тем, что малякают они? Во-первых, блог - это блог: не хочешь - не читай. Поверхность здания, забора, лифта, подъезда, железнодорожных вагонов или общественного транспорта - другое дело: хочешь или нет, а взгляд туда падает. Во-вторых, в блоге я связно выражаю мысль или мысли. А низкосортное настенное малячество - это нелепое изображение или бессмысленное буквосочетание, которое можно трактовать и как поддержку, но при уродливом оформлении и при неясной смысловой нагрузке вероятнее наоборот. В-третьих, каждый наполняет блог по своему усмотрению, и я, по мере своих скромных сил стараюсь наполнять блог созидательно на том уровне, на который меня хватает. Настенное же стихийное (или исподволь организованное) малячество - это почти всегда деструктив, который только гадит людям в душу.
В этой связи обращаю внимание, в частности, на традицию орловских маляк поганить здания, в т.ч. и старинную архитектуру надписями «мусто». И хочу напомнить о псевдопатриотической матерной надписи, красовавшейся в 2016 или 2017 году во весь забор музея И.С. Тургенева: «эмо - …». Почему псевдо? Во-первых, на заборе музея И.С. Тургенева этой надписи не место. А ещё и потому, скажем, что до того момента я знал только про страусов эму. А кто такие эмо? Наверное, это неплохие ребята, раз какие-то недотёпусы на заборе про них плохое пишут. Ну, такие вот возникали мысли по этому поводу… Удивительно, но никакой информации о том, что кого-то взгрели за столь вызывающий акт вандализма, не последовало невзирая даже на наличие камер наблюдения на близлежащем участке улицы - одной из самых оживлённых в городе, между прочим. Что само по себе наводит на далеко идущие предположения. Как минимум, об отсутствии нормативной базы для противодействия и о непропорционально малом возможном наказании относительно затрат на поиски.
Но я, конечно, не знаю, как оно на самом деле, и что скрывается в глубинах явления. Есть такое ощущение - и по синхронности массового появления надписей, и по некоторым штрихам невольных многолетних наблюдений, что действует в городе целая группа, скоординированно пакостящяя различными способами (не только через малячества). Этакая «школа жизни гнусности», т.к. некоторые нюансы исписывания стен и захламления воспроизводятся по многу лет. Просто трудно представить, что какой-то единственный возрастной индивид повсеместно продолжает «самореализовываться» на стенах отходами своего никчемного сознания… И можно, конечно, назидательно (и, может быть, с издевательским подтекстом) картавить, что «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» (это из сугубо личных воспоминаний). Но, полагаю, одной уборкой чужих гадостей дело не будет исчерпано до тех пор, пока справляющих свои потребности на стены маляк не начнут показательно взгревать в рамках законодательства.
Предвижу возмущение - мол, сколько можно чернухи, и зачем про это писать? Ага, значит, наваленный подонками мусор и испохабленные стены - это типа норм, смотрите все вопреки желанию, а упоминать об этом ни-ни…
Да, конечно, это не самая острая тема на текущий момент, есть более актуальные. Но более актуальные темы будут всегда, а эта тоже заслуживает каких-то мер.
В конце концов, националистические идеи и преднамеренное испоганивание среды обитания имеют и сходство в виде стремления испортить жизнь другим.
И прям как-бы в подтверждение этой мысли, в соответствии с текущими мировыми новостями стали появляться среди местных малячеств и нацистские изображения. Буквально на днях видел на кресле автобуса свежую свастику.
Информационное загрязнение окружающей среды настенными маляками на прошлой неделе вдруг перекликнулось с «художествами» совсем иного рода. Ехал в городском автобусе, а в соседнем кресле сидел мужик, как ни в чём не бывало. Никуда не прятал тыльную сторону кисти, а всем напоказ держал её на ручке кресла. Татуировка мне показалась подозрительной. Что-то наподобие штурвала или розы ветров, но не то и не другое. Однако же, я оказался не силён в познании символики античеловеческих идеологий. А вот парой дней спустя я видел в телерепортаже точь-в-точь такие же наколки на нескольких нацистах, вышедших из подвалов «Азовстали» в последний день сдачи нациков. И вот теперь гадаю: что это было? Диверсант, настолько обнаглевший, что даже не пытается маскироваться? Бывший последователь националистической идеологии, порвавший с ней прежде, чем натворить на уголовку и потому ничего не опасающийся? Правокатор? Побывавший в плену нациков военный или же донбасский житель, вынужденный теперь носить насильно поставленные клейма? Или это был такой «социальный эксперимент» с той или другой стороны? Или я вообще напрасно кипешую, и у этой символики есть и какое-то мирное значение? Разумеется, возникают и ещё вопросы - а как следовало поступить, если б в тот момент знал, что такие же наколки имеются у нациков с «Азовстали»? И ещё. А вот человек с такими наколками, если ему не грозит статья за что-либо - он имеет право демонстрировать этакие наколки на городском пляже, в бане, вообще в общественных местах? Или всё-таки необходимо обязать подразумеваемых лиц эти наколки свести, причём - за собственный счёт если только они не были нанесены насильно?
Но возвращаюсь к теме настенных малячеств. Орёл даже по состоянию конца нулевых - не самый измаляченный город из всех, где я когда-либо был. Впрочем, более измаляченными, чем Орёл, я застал за всё время лишь два города.
Возьмём, к примеру, заборы и гаражи вдоль железнодорожных путей Москвы и Подмосковья. Их в сумме сотни и сотни, скорее даже тысячи погонных километров, почти сплошных - и все сплошь измалячены (это вам не то что бумажку на тротуар в Сингапуре бросить ;) ). Каждый, кто уезжает или приезжает по железной дороге в Москву, на протяжении часа вынужден получать почти непрерывный плевок в душу в виде низкосортного «творчества». Да, сейчас там стало меньше матерных надписей, чем четверть века назад, но в остальном ситуация не улучшилась. Конкретно сейчас (инфа за март - апрель 2022 г.) часто встречаются надписи большими буквами «DHR», которые по недоразумению можно принять за «ДНР», но на самом-то деле вместо этого в русской транслитерации получается какое-то «дхр». А что под этим подразумевается? Немного погуглив, обнаружил множество совершенно различных расшифровок аббревиатуры, но ничего подходящего под ситуацию. А ведь эти надписи ежедневно впитывают в своё мировосприятие многие тысячи пассажиров железной дороги. И тоже всё это имеет место у железнодорожных путей со всеми их камерами наблюдения. Можно и в лифтах, и в маршрутках попытаться вычислить, после кого остаются надписи (камеры ведь тоже есть, хотя и не у задних кресел), но процесс едва ли окупится компенсацией за ущерб. А так если бы с каждого маляки собрать, скажем, по 50 тыс. рублей за погонный метр испорченного забора железных дорог Москвы и Подмосковья, то это же - миллиарды рублей доходов в бюджет. Ну и хорошо бы заставить каждого пойманного маляку оттирать забор дочиста (а то как-то странно получается, когда на субботник наводить красоту и убирать за другими подначивают выходить тех, кто не мусорит и не поганит окружающую среду вовсе).
Ну, а на 1-е место по старой памяти могу поставить агломерацию Афины-Пирей. Там тоже все заборы вдоль ветви наземного метро (что идёт из Пирея в Афины) в 2007 г. измалячены были столь же безобразно. Но кроме того, ещё и в исторической части Афин на стенах зданий повсюду встречались какие-то надписи, даже на Плаке. Местные ли малякают, западные ли туристы, сказать не могу. Не могу охарактеризовать города США и западной Европы, т.к. их не посещал. Возможно, они бы заняли все первые места в антирейтинге… В моих постах об Афинах Вы эти надписи не увидите, т.к. я не пожалел времени, чтобы вычистить от них фото-изображения. Потому что абсолютно убеждён, что низкосортным малячествам не место на стенах зданий в т.ч. и греческих, тем более - не место на стенах старинных домов и памятников архитектуры.
А вот в случае с фотографиями из Ульяновска мне не пришлось вычищать настенные надписи с фотоизображений города. Ни разу. Потому что их там просто нет. Ну, ладно, справедливости ради отмечу, что была на фундаменте одного из старинных зданий полузатёртая надпись с нечитаемым содержанием, да ещё одна встретилась среди типовых многоэтажек южнее центра города. Ну и всё.
Не знаю, может у ульяновцев есть какой-то совершенно особенный супер-секрет, не ведомый населению и органам других городов?
Как бы то ни было, но, пожалуй, Ульяновск - самый чистый в этом отношении крупный город из всех, которые я когда-либо посетил.
продолжение следует…