страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Улицы Торговой стороны Новгорода - тихие, зелёные, и, как правило, без интенсивного автомобильного движения.
Пишут, что в Новгороде после его освобождения в 1944 г. частично уцелело всего около 40-ка зданий [1; 3]. На этом основании можно было бы подумать, что старины в городе нет за исключением самых значимых и просто чудом сохранившихся памятников древней архитектуры. Однако же, на самом деле, в городе по сей день стоят старинные здания губернского города XVIII - начала XX вв. Судя по карте [2], только в периметре укреплений Окольного города таких зданий - около сотни. Конечно, дошли они до наших дней благодаря восстановительным работам. В каком-нибудь другом городе такие памятники архитектуры больше привлекали бы внимание гостей, но здесь, в Великом Новгороде, они выглядят чуть ли не современностью по сравнению с шедеврами XI - XVI вв.
Вот, например, здание №11 на Ильине улице, оно же №15 по улице Михайлова - это дом титулярного советника И.И. Игнатовского, постройка XIX века:
Церковь Св. Климента - архитектура XV века:
Церковь Никиты Мученика - строение XVI века:
Наиболее оживлённая и широкая улица в правобережной части центра города - Фёдоровский Ручей. Так и называется. Сейчас трудно представить, но до середины XX века на её месте протекал одноимённый ручей.
Необычная скульптурная композиция - «Коты на охоте»:
.
Интересно, что хотел выразить скульптор? Он просто изобразил сценку на карнизе или же вкладывал в неё какой-то глубинный смысл? Мол, влюблённым надо не забывать про опасности, грозящие разлучить их? Или же какой-нибудь другой смысл подразумевал?
Установлена композиция в 2009 году. Скульптор - Вадим Боровых. Меценат - Николай Сумароков.
На улице стоит церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Основная часть здания построена в 1360-1361 гг., а колокольня и трапезная церкви - только в XVII веке (что, кстати, весьма заметно по различию архитектурных форм):
Церковь Фёдора Стратилата примечательна, в частности, сохранившимися фресками 1380-х гг.:
Фрески храма отображали библейские сюжеты. Они, можно сказать, иллюстрировали содержание Библии для прихожан того далёкого времени. Фрески сохранились до настоящего времени отнюдь не все. Но те сравнительно немногие, что дошли до нас, весьма примечательны.
Искусствоведы полагают, что росписи церкви Фёдора Стратилата на Ручью выполнены неизвестным греческим мастером, творчество которого имеет много общего с творчеством Феофана Грека, но однако же имеет и различия [4].
Ныне, здесь в Новгороде, прогуливаясь по его Торговой стороне, ловишь себя на мысли, что реальные священники были людьми совершенно иными, чем те сатирические образы, что изображены в художественной литературе, опубликованной за годы двух «безбожных пятилеток» 1930-х гг. В давние века служители церкви были, быть может, наиболее образованными людьми своего времени (замечу это, не пытаясь вдаваться во всю сложность вопроса отношений веры и научного познания последних двух - трёх веков).
А сколько требовалось от человека знаний и мастерства, умения видеть и передавать кистью прекрасное, физических усилий, чтобы создавать росписи на высоких стенах и сводах храмов!
А вот - древнейшая улица нашего государства, название которой не менялось - улица Славная. Она известна под таким названием аж с X века! Это даже трудно представить.
Название новгородской улицы Славная происходит от племени словен (илменских). От них произошло и название одного из пяти концов древнего Новгорода, и название улицы.
От древнего облика улицы Славной X века до наших дней, конечно, мало что могло сохраниться:
.
Пожалуй, только посетив Великий Новгород, начинаешь как-то по-особому понимать, что выражение «наших дней» - не просто фигуральный оборот речи.
В древности территория Новгорода административно подразделялась на пять концов. На Софийской стороне располагались (с севера на юг) Неревский, Загородский, Людин (Гончарский) концы, а на Торговой - Плотницкий и Славенский.
Из пяти концов Новгорода наиболее древние - это Славенский конец на Торговой стороне, Неревский и Людин концы - на Софийской. В XI веке они уже были [2]. По всей видимости, эти три конца происходят от трёх древних разноплеменных поселений [9] - соответственно, от поселений ильменских словен, мери, кривичей. Плотницкий конец на Торговой стороне и Загородный конец на Софийской стороне оформились позже: в XII - XIII вв. [2].
За пределами города территория Новгородской республики подразделялась на пять пятин (Водская, Шелонская, Деревская, Бежецкая, Обонежская), а кроме пятин включала и другие обширные пространства - Двинскую волость, Пермскую землю, Печору, Югру, Терской берег и др.
Интересно, что Неревский конец по отношению к центру города расположен с той же самой стороны, что и Водская пятина. Вроде бы меря и ваддя - разные финно-угорские народы. Меря ассимилировались полностью в славянской среде ещё в древности. А ваддя - неполностью, и в виде этноса дошли до нашего времени в числе нескольких десятков человек, проживающих в
деревне Лужица Ленинградской области (ныне они - один из самых малочисленных народов России). Каким образом этносы меря и ваддя соотносились друг с другом - непонятно...
В послевоенные годы наиболее оживлённая улица на Торговой стороне - Фёдоровский Ручей. Но в прежние времена от моста через Волхов на восток вела Ильина улица.
Ильинскую улицу мы застали в состоянии капитального ремонта дорожного полотна:
Но это же центр Великого Новгорода, здесь на каждом квадратном метре могут обнаружится интереснейшие артефакты! Поэтому новое покрытие дорожники не спешат укладывать. Сначала улицу должны тщательно изучить археологи. И вот работники проводят археологические раскопки: вооружившись совковыми лопатами по чуть-чуть снимают слоями грунт.
У нас есть замечательная возможность увидеть древние деревянные мостовые Великого Новгорода, деревянные сваи (и ещё, похоже, остатки узкого настила поперёк улицы):
.
Между прочим, Великий Новгород стал первым городом в России, где под охрану был взят сам культурный слой - произошло это в 1969 году [2].
Один из шедевров русской и мировой архитектуры - церковь Спаса на Ильине:
Над входом - фреска Феофана Грека «Богоматерь Одигитрия»:
Построен храм был летом 1374 года на месте сгоревшей в 1340 году деревянной церкви. Заказчиком росписи храма стал новгородский боярин Василий Данилович Машков [4]. Мировую известность храму принесли фрески работы Феофана Грека. По утверждению Епифания Премудрого, Феофаном Греком было расписано более 40-ка храмов - в Константинополе (ныне - г. Стамбул), Халкидоне (ныне - часть г. Стамбул), Галате (ныне - часть г. Стамбул), в Кафе (т. е. в Феодосии), в Великом Новгороде, в Нижнем Новгороде, в Москве (в Москве - три храма). Но только в случае с новгородской церковью Спаса на Ильине точно известны подлинники работ Феофана Грека. Во всех остальных храмах его авторство за тем или иным произведением является предположительным.
Феофан Грек был приглашён новгородцами в 1378 году уже будучи состоявшимся мастером иконописи, причём мастером неординарным, уникальным. Ему была предоставлена возможность расписать целый храм, только что построенный.
Почти весь храм Спаса на Ильине был расписан самим Феофаном Греком в том же 1378 г. И лишь некоторые изображения святых жён (Свв. Александра и Варвара, Улита с Кириком) выполнены его учениками или помощниками [4].
Лестница, по которой, должно быть, ходил Феофан Грек:
Трудно представить, как Феофан на большой высоте виртуозно расписывал свод и неровные стены под куполом храма в те времена, когда ещё не было альпинистского снаряжения! Не просто расписывал, а создавал оригинальные шедевры!
Столпники - роспись Феофана Грека:
Как раз в те годы, когда Феофан Грек расписывал Ильинский храм, все жили с уверенностью в очень скором наступлении конца света. Поэтому лики святых на иконах Феофана Грека выглядят сурово, они напоминают каждому о скором завершении земной жизни.
Интерьер храма сильно пострадал от нескольких пожаров и последующего промывания стен щёлочью, штукатурных работ XVIII - XIX вв., военных действий в годы Великой Отечественой войны [4]. До настоящего времени сохранилась лишь небольшая часть фресок, да и они отчасти утратили прежний колорит. Но всё же они производят впечатление!
В храме до сих пор ещё есть сокрытые под слоем шпаклёвок и побелок участки древней росписи. Работа над их восстановлением продолжается в храме и сейчас.
Роспись опорной конструкции иконостаса - это, конечно, не кисть Феофана Грека, и не столь древняя работа, но старинная всё же:
Рядом с церковью Спаса на Ильине расположен Знаменский собор, построенный много позже - в XVII веке:
.
Его интерьер по своему примечателен. Впрочем его мы не посетили ввиду того, что храм был закрыт на реставрационные работы.
Продолжение следует...
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники информации к 6-й части:
1. Смирнов В. История Великого Новгорода. М., «Вече», 2006.
2. Великий Новгород. Туристская карта. ФГУП «Новгород АГП», 2002.
/ Здесь, на улицах Торговой стороны я чаще всего разворачиваю карту, чтобы сориентироваться.
Карта эта была подарена мне когда-то семьёй Юрия Ивановича Мишина - доброго, хорошего, мастеровитого человека, весной этого года преждевременно ушедшего в мир иной от осложнений после перенесённой короновирусной инфекции. Светлая ему память! /
3. Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. М., АЯКС-ПРЕСС, 2005.
4. Царевская Т.Ю. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Новгородский музей-заповедник, 2019.
9. Рождественская Л.А. Новгородский кремль. Путеводитель. «Лениздат», 1980.