страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Когда мы вышли из музея-мастерской реставраторов Грековых, то оказалось, что вокруг распогодилось. День стал солнечным - примерно, как в мой первый приезд в Великий Новгород.
Продолжаем осмотр новгородского кремля. Мы находимся в пространстве Владычного двора, т.е. в северной половине кремля.
Вид от Грановитой палаты на церковь Сергия Радонежского и Евфимиеву часозвоню:
Проходим через ворота. Над воротами - надвратная церковь Сергия Радонежского, построенная в 1463 году. В прежние века надвратные церкви были характерной чертой новгородского кремля. Однако, до настоящего времени на всём северо-западе России от тех времён сохранилась только эта вот надвратная церковь Сергия Радонежского. Построена она была по распоряжению архиепископа Ионы, выступавшего за объединение Великого Новгорода с Москвой [9].
К сожалению, архиепископу Ионе не удалось вполне убедить новгородцев в необходимости объединения. Новгородское общество в этом вопросе оказалось поделено на два лагеря, и в новгородской политике преобладала позиция противников объединения. Вопреки тому, объединение московских и новгородских земель всё-таки произошло, но, увы, военным путём.
Разумеется, можно понять новгородцев, не желавших менять свой статус вольных граждан Новгородской республики на статус холопов довольно-таки авторитарного монарха. Можно понять и Ивана III, со всей очевидностью понимавшего необходимость консолидации русских земель в одно государство. Для него завоевание Великого Новгорода, должно быть, было непростой задачей. В противостояниях с монархиями Ивану III-му достаточно было для победы скинуть с трона того или иного монарха - как при завоевании Тверского княжества. Но в новгородских землях ему приходилось иметь дело с населением, привыкшим и избирать себе правителей на разных уровнях государственного устройства, и отправлять этих самых правителей в отставку по какой-либо причине. В Новгородской республике даже сан архиепископа был выборным.
Возможно, столь существенная разница в политическом устройстве государств и в образе жизни населения как раз и была причиной того, что столь жизненно необходимое объединение московских и новгородских земель в одно государство происходило непросто и нелегко.
В следующем кадре: слева - Лихудов корпус, по центру - Евфимиева часозвоня и надвратная церковь Сергия Радонежского:
Часовая башня была построена ещё в середине XV века, но то сооружение позже рухнуло, а современная часозвоня на её месте - это постройка XVII века [9]. Она имеет визуально заметный крен, отчего её нередко сравнивают с Пизанской башней.
Поблизости от мастерской Грековых расположен музей древнерусской письменности. Расположен он в здании, построенном в XV веке, перестроенном в XVIII веке и именуемом ныне как Лихудов корпус.
Расположен музей здесь не случайно. В 1706 году в здании была открыта славяно-греческая школа, преподавателями которой были братья Лихуды - Иоаникий и Софроний [9].
Кстати, вообще первая на Руси школа тоже появилась в Новгороде - в XI веке при Ярославе Мудром. Возможно, именно это обстоятельство стало причиной того, что самым грамотным населением на Руси стали именно новгородцы. И если в древнем Киеве или в Москве читать и писать умели немногие, то в новгородских землях грамотность была распространена широко. Много позже в России в масштабах страны грамотность населения вышла на этот уровень только где-нибудь во второй половине XIX или в первой половине XX века.
Наверняка в музее древнерусской письменности представлены берестяные грамоты. Мне, конечно, весьма хотелось его посетить, но для детей наша музейная программа и так уже получилась достаточно насыщенной.
Впрочем, несколько берестяных грамот мы уже увидели в экспозиции Грановитой палаты. Вот одна из них, датируемая периодом от 1180 г. до начала 1210-х гг.:
Современный и вполне образованный человек с большим трудом разберёт процарапанные на бересте слова (хотя язык не сильно поменялся за восемь веков). А простые новгородцы обычным делом общались между собой такими вот берестяными грамотами.
У меня не особо получилось что-либо разобрать по буквам, но согласно пояснительной табличке текст бересты таков:
«От Ремши поклон Климяте и Павлу. Пусть кто-нибудь из вас двоих доберётся до архиепископа: скажите архиепископу о моей обиде и о том, как я был бит и закован в кандалы. А я ему (обидчику) ничего не должен. Прошу же вас».
От Лихудова корпуса мы направились прогуляться в южную часть новгородского кремля.
Сначала оказались возле памятника 1000-летию Руси:
Торжественно открытый в 1862 году памятник отлит по проекту М.О. Микешина. Памятник, по идее императора Александра II, должен был увековечить подвиг всего русского народа за тысячелетнюю историю страны [1]. В верхнем ярусе, олицетворяющем православие, изображены ангел и стилизованная фигура России. Во втором ярусе, олицетворяющем монархию, изображены фигуры правителей. В нижнем ярусе, олицетворяющем народность, изображены фигуры выдающихся деятелей в разных сферах: «просветители», «государственные люди», «военные люди и герои», «писатели и художники» [1].
В среднем ярусе на фотографии (в кадре) - князь Владимир, Рюрик, Дмитрий Донской:
В нижнем ярусе памятника (в кадре) - поэт и преподаватель В. Жуковский, переводчик Н. Гнедич, поэт и дипломат А. Грибоедов, поэты М. Лермонтов и А. Пушкин, писатель Н. Гоголь, композитор М. Глинка, художник К. Брюллов, композитор Д. Бортнянский:
Аллея, протянувшаяся рядом с памятником 1000-летию Руси - от Воскресенской арки до Пречистенской арки, являет собой наглядную «линию», подразделяющую новгородский кремль на более древнюю северную часть и на чуть менее древнюю южную часть.
Парк внутри периметра кремля:
В южной части кремля расположена маленькая церковь Андрея Стратилата:
Построена она была 19-го августа в 1440-х гг. всего за один день во время эпидемии чумы. И вроде как эпидемия прекратилась сразу после постройки церкви [3].
На этот раз мы не только посмотрели на облик церкви снаружи, но и посетили её внутреннее помещение.
Ближе к южному краю кремля с недавних пор расположен своего рода зоопарк. В нём представлены, главным образом, хищные птицы, подобранные человеком в природе с теми или иными травмами. В дикой природе прожить они более не могут, теперь их место - в вольере. В общем то, мне этот набор орнитофауны не шибко интересен (тем более, что некоторых представителей и в природе видел), но экспозицию посмотрел и я тоже.
Ушастая сова:
.
Когда-то в южной части кремля в Покровской башне располагался ресторан «Детинец» - самобытный и при этом недорогой (судя по тому, что о нём пишут). К сожалению, ресторан этот более не существует, так что нам придётся искать другое заведение, чтобы пообедать.
Мы направляемся к Пречистенской арке, сооружённой в восточной стене кремля. Она идентична той, через которую мы вошли в кремль, и тоже стоит на месте крепостной башни. Проходим рядом со звонницей. Да, кстати, звонницу мы уже посетили (после Софийского собора). Вот теперь, пожалуй, можно и о звоннице рассказать. Итак, звонница Софийского собора:
Представляет собой пространственно обособленное от Софийского собора здание. Перед звонницей установлены большие колокола. Наибольший из них был отлит в 1659 году мастером Ермолаем Васильевым [9] и весит чуть менее 25 тонн. К сожалению, вряд ли когда он снова зазвучит. В 1941 году колокол в числе других был подготовлен для эвакуации и погружен на баржу. Однако, одна из немецких бомб попала в баржу и потопила её. Два колокола, оставшиеся на берегу, были спрятаны - зарыты в землю. В 1944 году - после освобождения Новгорода - колокола были извлечены из земли и из Волхова при помощи танков, но при этом самый большой колокол оказался повреждён [3; 9].
Звонница была построена в 1439 г. на месте рухнувшей в половодье. В последующем звонница неоднократно достраивалась и перестраивалась. В звонницу от крыльца XVII века ведёт довольно крутая лестница. Внутри строения лестница - узкая, достаточная для перемещения по одному.
Внутри здания экспонируются колокола XVI - XVIII вв., самые старинные из них были выплавлены в первой половине XVI века. Во всяком случае точно припоминаю, что есть среди них колокол 1530-х гг. изготовления:
Поначалу внешней стеной звонницы была та, что в кадре справа, но после перестройки она оказалась внутри помещения.
При выходе на смотровую площадку совсем не лишне пригнуться, чтобы не удариться головой о своды.
Вид на Софийский собор:
Вид со смотровой площадки на реку Волхов, Гребной канал, Торговую сторону, пешеходный мост. Вдалеке виден Юрьев монастырь, а чуть далее - озеро Ильмень (ударение - на первый слог):
.
Выходим к реке Волхову, к пляжу. Пляж расположен непосредственно у стен кремля. Вдоль пляжа перемещается немало народу. Кто-то идёт к пристани, кто-то к парку. Желающие купаются в реке, крепкие девушки технично рубятся в пляжный волейбол. Летают чайки. Небольшие торговые точки реализуют мороженое. Край асфальтовой дорожки размечен как велодорожка. Правда, не все пешие туристы с ходу понимают, что это за разметка. Поэтому велосипедистам всё-таки приходится проявлять предусмотрительность.
Велодорожка у стен новгородского кремля, огибает склон у места расположения Борисоглебской башни:
По правде говоря, и я на эту разметку не сразу обратил внимание: просто не ожидал таковую увидеть в областном центре - именно полнофункциональную велодорожку, а не внутриквартальную дорожечку для детских велосипедов.
Судя по изгибу стены, можно было бы подумать, что следующий кадр сделан с внутренней стороны периметра, ан нет. На самом деле это - внешняя сторона стены, обращённая к Волхову. В кадре - Боярские водяные ворота:
.
Проходя по мосту над рекой, даже как-то и не хочется вспоминать, что мост в Новгороде в разное время нередко становился местом трагических событий - массовых драк, казней по решению суда, кровавого опричного беспредела. Прямо вот ловлю себя на этой мысли. Да, впрочем, и мост не совсем такой, что существовал в прежние века. Он и построен из современных материалов, и изогнут так, чтобы под ним могли проходить речные теплоходы.
Несмотря на пандемию, атмосфера на берегах Волхова очень мирная, если не сказать безмятежная.
Безмятежность… ну, да она есть, причём и неоправданная тоже. К началу лета люди совсем расслабились. Почти никто и нигде в городе не надевает маски. Ни жители города, ни его гости. Поначалу я ещё пытался соблюдать масочный режим во всех закрытых помещениях, но всякий раз у меня возникало ощущение, что только пугаю людей своим видом и не более того. Судя по лицам, некоторые, наверное, думали, что раз я надел маску, то стало быть заразен. При этом, однако, прикрыть свой собственный нос маской всё равно никто не удосуживался. В конце концов, мне надоело намекать своим видом, что пандемия никуда не делась, и я стал вести себя в Новгороде как все. Ну, или почти как все. Но я то привит, и мне с того теоретически меньше может статься, чем непривитому большинству. А в этом непривитом большинстве большинство, видимо, и не торопится с вакцинацией от слова совсем.
Вот так смотрю на всё это, удивляюсь и понимаю, что человек вопреки техническому и научному прогрессу за пару тысячелетий поменялся очень мало. Одно дело, когда человек не имеет возможности вовремя вакцинироваться необходимым препаратом в силу тех или иных обстоятельств. Это понятно. Другое дело, когда наотрез отказывается понизить уровень смертельной опасности для себя и окружающих, не ясно на что надеясь.
В «дремучее средневековье» люди ещё как страдали от эпидемий. Но тогда не было ни антибиотиков, ни вакцин. А как только появились вакцины, так сразу же появились и слухи - в XVIII веке пугали, что у привившихся коровьи рога вырастут. Теперь, в XXI веке противники вакцинации запугивают население столь же нелепыми страшилками о «чипе»... Знаменитые бурундуки в шоке и в ужасе от того, в чём их подозревают.
Продолжение следует...
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники информации к 4-й части:
1. Смирнов В. История Великого Новгорода. М., «Вече», 2006.
2. Великий Новгород. Туристская карта. ФГУП «Новгород АГП», 2002.
3. Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. М., АЯКС-ПРЕСС, 2005.
9. Рождественская Л.А. Новгородский кремль. Путеводитель. «Лениздат», 1980.