страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Начну рассказ о путешествии с того, как мы добирались до Великого Новгорода. Дело в том, что добираться до него по железной дороге весьма удобно разве что из Питера, Твери, Москвы, Пскова, Владимира, Нижнего Новгорода.
Основная железнодорожная магистраль проходит в стороне от города. Поэтому нам пришлось сначала доехать поездом до городка с названием Окуловка с тем, чтобы там пересесть на автобус «Боровичи - Великий Новгород». Мы не знали, что автобус окажется полупустым. Для пущей надёжности я бронировал билеты через интернет (сайт, наверное, нуждается в доработке, т.к. на момент путешествия забронировать билет можно было только от станции отправления автобуса, но не от промежуточной).
Итак, сначала мы направились поездом в сторону Окуловки. Поезд вообще-то вышел с запозданием на 18 минут, но к утру полностью нагнал график. На пересадку у нас было всего 45 минут. Этого более чем достаточно: от железнодорожной станции до автостанции в Окуловке можно дойти за несколько минут не спеша. В городе есть краеведческий музей им. Н.Н. Миклухо-Маклая, но туда мы, конечно, возможности попасть не имели.
Памятник Виктору Цою возле железнодорожной станции Окуловка:
Церковь Александра Невского возле автостанции, построена в начале XX в. (вообще в постах о Великом Новгороде) - фотографии с трёх разных наших фотоустройств):
В противоположную сторону от железнодорожной станции на этой же улице видно несколько старинных домиков...
Затем автобус везёт нас в сторону Великого Новгорода через огромные дремучие леса. Идёт резво, но ехать, тем не менее, два с половиной часа. По пути автобус проезжает через посёлок Крестцы. Примечателен посёлок народным промыслом - шитьём, получившим название «крестецкая строчка». А ещё, где-то неподалёку от посёлка, но где именно - точно не установлено - располагался Игнач-крест. То был перекрёсток, до которого дошли полчища Батыя и развернулись. Другими словами, это была точка их максимального продвижения на северо-запад.
Здание в Крестцах возле автостанции - судя по планировке, когда-то оно было церковью:
Ну да, так и есть: ДК размещается в здании собора Св. Екатерины, построенном в 1777 г. [11].
Есть в посёлке и другие старинные здания, но я успел запечатлеть всего одно - дом №37 по улице Московской:
Множество интернет-страниц, специализирующихся на паспортных данных зданий, ошибочно датируют постройку 1961-м годом. И это - невзирая на памятную доску, отсылающую к событиям революционного времени, и на архитектурные элементы, не свойственные постройкам середины XX века. На самом-то деле здание стояло и в XIX веке, и принадлежало оно тогда баронам Розенбергам [12].
Троицкая церковь, современное её здание построено в 1865 г.:
А в 1990-е эта церковь была быстро отреставрирована при помощи… неких жителей Закарпатья [13].
Памятник воинам-авиаторам Северо-Западного фронта на выезде из Крестцов:
И снова автобус движется к Великому Новгороду по автодорогам через дремучие леса.
Церковь Уверения Фомы в селе Зайцево, построенная в 1836 г. [20]:
Река Мста:
Вишерский канал, построен в первой половине XIX века (входил в Вышневолоцкую водную систему):
Наконец, вдалеке становится заметна церковь Спаса на Ковалёве.
Автобус въезжает в Великий Новгород с восточного направления. С этой стороны нет протяжённой окраины, город начинается как-то сразу. И почти сразу - застройкой типовых хрущёвок второй половины XX века..
Множество байкеров собралось у гостиницы «Садко» для праздничного мотопробега:
Автобус проходит по мосту через Волхов, проходит неподалёку от кремля и движется к автовокзалу. Как и в Окуловке, автовокзал в Великом Новгороде расположен рядом с железнодорожным вокзалом, что, должно быть, удобно.
В Великий Новгород прибываем утром около половины одиннадцатого.
Памятник Александру Невскому на фоне железнодорожного вокзала:
Троллейбус 3-го маршрута уходит, пока мы не торопясь направляемся к остановке по тротуару. А поэтому добираемся до хостела на такси. По пути водитель немного рассказывает нам своё личное о его городе. Сетует, что раньше были такие-то и такие-то заводы, выпускавшие такую-то и такую-то продукцию, но теперь они стоят или вовсе закрыты.
Бывший градообразующий завод «Волна», во второй половине XX века выпускал радиоэлектронику, сложную и передовую по тому времени телеаппаратуру:
.
.
В этом же квартале расположен Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого. В честь князя Ярослава университет назван не благодаря его прозвищу, а благодаря тому, что при Ярославе Мудром в Новгороде была открыта первая на Руси школа.
Расположились мы в хостеле «Академ ВН».
А между прочим, и велотуристу здесь вполне возможно остановиться. Во всяком случае, при нас останавливалась на сутки молодая пара на велосипедах. Они путешествовали налегке. Прикатили они прям вот так откуда-нибудь из Питера или же скомбинировали веломаршрут с электричкой - не знаю, не поинтересовался.
У нас три дня на осмотр города. Первый день... да он почти полный! И вот мы сразу же отправляемся на прогулку в центр города. Выходим на улицу Большую Санкт-Петербургскую, садимся в какой-то автобус и едем четыре остановки.
Что оказалось очень приятным в Великом Новгороде - полное отсутствие пробок, за три дня - ни одной. При том что в Новгороде всего три автомобильных моста и один пешеходный. Постовые не штрафуют водителей за стоячих пассажиров, а стоячих пассажиров не высаживают. Но впрочем, впрочем, мы ездили по городу только в автобусах марки «ЛИАЗ», а как на самом деле в Новгороде обстоит дело с маршрутками - того не знаю.
Кстати, «ЛИАЗ» - это та марка городских пассажирских автобусов, которые в стране повсюду ходили в 1980-х гг., и которые на маршруте в последний раз мне встречались в апреле 2013 года в Кокчетаве. За прошедшее время автобусы московского завода почти неузнаваемо изменились - они стали просторнее и комфортнее.
В Новгороде, несмотря на древность самого города, ширина проезжих частей улиц такова, что эти автобусы перемещаются в потоке без заметных затруднений.
Не могу с полной уверенностью судить насчёт удобства движения на велосипеде (для этого стоило бы проехаться по улицам Новгорода не только в 2007 году, но и сейчас). Однако, похоже, что и на велосипеде по городу передвигаться удобно. Во всяком случае, в Великом Новгороде много велосипедистов, и перемещаются они на вид довольно просто - где по проезжей части, где по дорожкам.
Улица Санкт-Петербургская была проложена в ходе перепланировки городов только лишь в екатерининские времена. Поэтому закономерно, что никаких древних построек на улице нет. Но можно отметить, что улица пересекает линию земляных валов, оставшихся от укреплений второй половины XIV века - те укрепления именовались Окольным городом.
Старинных домов на улице совсем немного. Разве что здание Петербургской заставы XIX века вблизи тех самых земляных валов:
Да ещё вот католический костёл Петра и Павла XIX века:
Судя по карте [3], на Большой Санкт-Петербурской улице есть и ещё несколько памятников гражданской архитектуры. Но помимо двух упомянутых выше, более старинных построек на этой улице я не заметил.
Прибываем в центр Великого Новгорода.
Продолжение следует...
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники информации ко 2-й части:
1. Смирнов В. История Великого Новгорода. М., «Вече», 2006.
2. Великий Новгород. Туристская карта. ФГУП «Новгород АГП», 2002.
11.
Н.Петрова. Екатерининский собор.
12.
Дом, который помнит всё... // Крестцы. Крестецкий район Новгородская область. Комитет культуры спорта и архивного дела.
13.
Томас Томмингас. «53 новгородских храма»: церковь Святой Троицы в Крестцах.
20.
Батрукова Майя Вячеславовна. Историко-культурное и воспитательное значение православной святыни. // Крестцы. Крестецкий район Новгородская область. Комитет культуры спорта и архивного дела.