Пушкин этого не видел. ч.10: в сплошной полосе деревень. (велопвд)

Nov 30, 2017 19:57

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Перекрёсток у Малой Куликовки (вид вперёд на юг):



Старый Курский большак шёл от сих (равно как и старая асфальтовая дорога XX века) в просвет деревенской улицы Малой Куликовки. И я последую далее по старому курскому большаку - через Малую Куликовку.

Но сначала - небольшой экскурс в историю этого старинного транспортного пути.


Можно даже сказать, древнего. Потому как на значительном своём протяжении большак совпадает с Пахнутцевой дорогой. Но то южнее, не у Малой Куликовки, да и вообще не в границах Орловского района. До Пахнутцевой дороги мне ещё предстоит добраться, так что речь сейчас не о ней.

Старый курский большак в пределах области проходит почти строго по водораздельным пространствам. Что неудивительно. Для конного в лесостепи сравнительно безлесные и ровные водоразделы издревле были наиболее удобными путями передвижения.

Ключевым моментом для развития Большой-дороги-в-Курск стало восстановление в 1596 году Курска, как города-крепости. Курск весьма существенно прикрыл собой от набегов пространство между Орлом и Курском. Посему в XVII в. на этом самом пространстве появляется многочисленное осёдлое население. Разумеется, обживались в первую очередь не водоразделы, а места с наиболее доступными источниками питьевой воды.

Но с течением времени появилось население и непосредственно вдоль основного транспортного пути - вдоль Курского большака. На ПГМ мы видим, что дорога в 1780-х гг. была обжита ещё слабовато. Однако, население росло стремительно. И уже к середине XIX века большак «оброс» почти всеми деревнями и сёлами, которые существуют поныне (в границах области). Уже в то время по сторонам дороги почти на всём её протяжении росли деревья. Конечно, видовой состав древостоев отличался от современного - хотя бы тем, что столь обычного ныне американского клёна в ландшафте ещё не было.

Вехой в жизни местного населения стали 1860-е гг. Они ознаменовались не только отменой крепостного права, но и строительством железной дороги. Железная дорога прошла вдоль курского большака и пересекла его в нескольких местах. Появление железной дороги привело к небольшой пространственной трансформации большака. Появился альтернативный дублёр дороги: с Башковки - через Михайловку на Пилатовку - минуя переезды. По-другому пошла дорога на небольшом участке на юге Еропкино. Но в основном географическое положение большака осталось прежним.

К 1940-му году на курском большаке появились и все остальные населённые пункты (в границах области), коих ещё не было в середине XIX века. С тех пор конфигурация деревень вдоль большака поменялась совсем немного.

В послевоенные годы была проложена асфальтированная автомобильная дорога. От Орла до Малой Куликовки она прошла по-новому. От Малой Куликовки до Котовки - точно по курскому большаку, за исключением только участка у истока Оптухи. А ещё далее - между Котовкой и Глазуновкой старый курский большак и асфальтированная дорога не совпадают нигде кроме всего двух маленьких участочков.

В к.XX-н.XXI вв. была проложена новая автодорога - через Пилатовку мимо Разбегаевки и далее в сторону Ливен. Она прошла в обход почти всех населённых пунктов. Со старым курским большаком эта новая автодорога почти нигде не совпадает.



.

Итак, Малая Куликовка (а на карте Шуберта в северной её части обозначен ещё и небольшой хутор Горшков, обособленным пунктом просуществовавший недолго). Вот как раз Малая Куликовка в самой северной своей части (вид назад на север , кадр за 11.2012):



Вид с того же места в южном направлении:



Ну, и поехали дальше (вид вперёд на юг):



С Малой Куликовки начинается сплошная цепочка деревень вытянувшихся на 16 км вдоль старого курского большака. Она является продолжением линии Гуреевка-Башковка-Мал.Куликовка. Однако же, между Гуреевкой и Башковкой, между Башковкой и Малой Куликовкой всё-таки есть разрывы по 3 сотни метров. А вот между Малой Куликовкой и Пугачёвкой имеется меньше 100 метров незаселённого пространства. Между Пугачёвкой, Зяблово (Пилатовкой), Становым Колодезем и Редькино - вообще нет никаких зазоров или же они исчисляются несколькими метрами. Южнее по большаку подобное встречается ещё дважды, но в меньшем масштабе. Линия Разбегаевка(включая п.Котовский)-Змиёвка-Котовка имеет протяжённость 6 км. Линия Ивановка-Новополево имеет протяжённость 4 км. Где во всех этих случаях один населённый пункт переходит в другой, то знает в точности только Роскадастр. Ну и, быть может, местные жители, непосредственно на стыке населённых пунктов проживающие.

Всего же протяжённость старого курского большака на участке от Объездного шоссе до Глазуновки составляет 39+19=58 км: 39 км представлено деревенскими улицами и только 19 км - пространством между деревнями (преимущественно в Свердловском районе).

Облик деревень на всём протяжении старого курского большака, повторюсь, в самых общих чертах примерно один и тот же (вид вперёд на юг):



Большак постоянно идёт водоразделами, лишь иногда пересекая пологие самые-самые начала отвершков. Но вот одно из исключений - начало вполне крутого спуска в южной части Малой Куликовки (вид вперёд на юг):



Это - наиболее старинная часть Малой Куликовки. На ПГМ в этом месте отмечена деревенька Ляхова. За спуском - балка Куликовка, а за балкой - деревня Пугачёвка (вид вперёд на юг):



Вид на окраину Малой Куликовки (вид на запад):



Памятник на въезде в Пугачёвку появился совсем-совсем недавно (вид на восток):



Сама Пугачёвка по меркам старого курского большака - молодой населённый пункт: на карте Шуберта ещё не отмечена. На карте ркка имеется.

Вид назад на север:



Вид вперёд на юг:



Аэроклуб в Пугачёвке:



Деревня Пугачёвка сразу же сменяется деревней Зяблое (вид вперёд на юг):



Зяблое - постарше. На ПГМ ещё нет, но есть на карте Шуберта.

Сколько бы я ни приглядывался по сторонам, но явно старинных зданий вдоль старого курского большака очень мало. Каменной старины можно по пальцам пересчитать. А деревянную не так явственно различаю. Вот этот деревянный домик в 4 ската в Зяблом - наверное, и есть старинная постройка (вид на запад):



Зяблое (вид вперёд, на юг):



Зяблое и Пилатовка на современных картах выступают как синонимы. Да и на карте Шуберта населённый пункт подписан как Зябловская Пилатовка. На ркка - Хутор Зяблое (немаленький) и платформа Пилатовка. Вот уж, действительно, загадочный своим происхождением топоним! Он же дореволюционный, стало быть не мог возникнуть в честь прокуратора Иудеи. Как возможно объяснить - непонятно.

В Пилатовке курский большак ещё раз пересекает современную автодорогу (вид вперёд на юг):



.


Перекрёсток вообще-то неудобный для тех, кто пересекает широкую автодорогу: вот фура будто бы ещё далеко, но на самом деле приближается быстрее, чем поначалу кажется.

Новая дорога в этом месте всё шире и шире становится (вид на юго-восток):



Старая дорога пересекает её, а затем пересекает и железную дорогу. Станция Пилатовка оригинальна не только названием но, пожалуй, ещё и своей коротенькой платформой. Электричке в 4 вагона места не хватает. Так что пассажиры могут выходить из последнего вагона прямо на старый курский большак:



Впрочем, это неудобство актуально для тех, кто приезжает электричкой в Пилатовку впервые. А такое случается нечасто. Остальные в курсе.

Вблизи Пилатовки задерживаюсь, чтобы подрегулировать каретку и чтобы немного смазать засвиристевшую цепь.

Ландшафт вблизи платформы Пилатовка (вид на запад):



Справа - Михайловка, слева (за кадром) - Зяблое и (вдалеке) Становой Колодезь.

Пушкин ехал по большаку на юг. И я еду в том же направлении. Да вот лучше то получаются кадры в северном направлении. Потому что с юга светит Солнце, настройки видавшего виды фотоаппарата не всегда справляются условиями съёмки, программа иной раз даёт сбой (вид вперёд на юг):



И как ни фотошопь потом, но красные оттенки, небо и дорогу лучше не вытянуть (вид вперёд на юг):



Вот на этом кадре получилось нормально (вид вперёд на юг):



А в этом месте японский глаз 2006-го года выпуска снова «спецэффект» выдал (вид вперёд на юг):



Уже приводил фотографии за 2010 г., продублирую:



Каменное здание церкви в Становом Колодезе - постройка конца XIX века.



С тех пор на прилегающем участке дороги произошли небольшие изменения: появился светофор на пешеходном переходе и участок металлических ограждений (подобное есть и в Хотетово далее по большаку).

Становой Колодезь - самый длинный населённый пункт между Орлом и Глазуновкой. Даже без Редькино его длина вдоль курского большака составляет 5,5 км. Ну, а поскольку официально Редькино считается частью Станового Колодезя - то и вообще почти 8 км.

Вторая часть топонима - «колодезь» - означает, что в этом месте имелся источник питьевой воды. С первой частью топонима не всё так просто. Стан - это, вообще-то административная единица, меньшая чем уезд, но большая, чем волость. А ещё, стан - место, где дозор русских воинов в XVI - XVII вв. мог остановиться на время, передохнуть [17]. Может быть, урочище и в самом деле с древности так называлось? Но вот только сам населённый пункт не такой древний. И, возможно, топоним отражает реалии XIX века, когда стан являл собой административно-полицейскую единицу уезда.

Что же касается приводимого в Википедии указания, будто «название село получило от того, что в колодце утонул становой квартальный», то это, скорее всего, байка. В абзаце Википедии нет никакой ссылки на источник, кроме упоминания списка населённых мест - а в них вообще-то подобная информация не вносилась. Да и тем паче, что колодезь - это скорее всё-таки родник или ручей, а не колодец в привычном понимании.

В середине 1780-х гг. населённого пункта Становой Колодезь ещё не существовало. На ПГМ отмечены только постоялые дворы - где-то в южной части деревни (при рассмотрении без Редькино). А вот на карте Шуберта населённый пункт занимает уже около половины своей современной длины. На старых картах Становой Колодезь имеет наряду с общеизвестным и альтернативные названия - Новая Куликовка и Бутырки (под Старой Куликовкой значится село, ныне именуемое Большой Куликовкой; но то уже в стороне от курского большака - на заброшенном ливенском большаке).

Насколько можно заметить, топоним с основой «кулик» очень распространён между Орлом и Понырями: посёлок Куликовский (на выезде из Орла), деревни Большая Куликовка и Малая Куликовка (чуть далее), речка Куликовка (там же), деревня Новая Куликовка (Становой Колодезь), ручей Кулико-Ржавец (в Малоархангельске), да и ещё можно найти.

Вот, пожалуй, чуть ли не единственный явственно старинный домик на всём курском большаке от Орла до Глазуновки - в самой южной части Станового Колодезя (вид на восток):



Тот же дом №241:



Напротив него есть домик №258 - тоже, по-видимому, довольно старый:



Но насколько старый - затрудняюсь сказать даже приблизительно. Возможно, Дарья Фурмановская сказала бы поточнее, но я не в состоянии.

Кстати, между Орлом и станцией Малоархангельск есть около дюжины старинных построек непосредственно вдоль железной дороги. Не исключено даже, что среди них есть ровесники и самой железной дороги - т.е. здания 1860-х гг. Однако, это всё же несколько другая тематика, не имеющая непосредственного отношения к курскому большаку.

Хоть и не на юг, а всё-равно со «спецэффектом» (вид назад на север):



Становой Колодезь сразу же переходит в Редькино (вид вперёд на юг):



На ПГМ на месте деревни находился только постоялый двор по правую сторону дороги. На карте Шуберта деревня отмечена как Хутор Редьковский.

Похоже, ещё один домик из старого кирпича (вид на восток):



Редькино, кадр за 2010 г. (вид вперёд на юг):



Мальвы в Редькино (вид назад на север):



Выезд из Редькино в южном направлении (вид вперёд):



Вид от поворота, что на Путимец, в сторону Редькино (вид назад, на север):



Почти сразу за Редькино Орловский район заканчивается и начинается Свердловский.

продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

.

Источники:

14) Карта Шуберта: ряд XV лист 14; ряд XVI лист 14 ; ряд XVII лист 14, ряд XVIII лист 14. 1867.

17) Кондратенко А. «Земное поле», Орёл, 1994.

29) План генерального межевания Орловского уезда. 1780-е.

49) Карты Генштаба РККА. 1940

9.сельская-старина, 7.57.От_Орла_на_юг, 9.карты-эксклюзив, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up