страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение В Новом Синеце останавливаюсь под навесом автобусной остановки. Надобно подкрепиться и поменять тормозной тросик на переднем ручнике. Что и делаю.
А времечко то уже - четверть девятого. Пока не стемнело, выезжаю в сторону Орла.
По болховской трассе катить быстрее и приятнее, чем по разбитым дорогам местного значения. До Орловского района я теперь совсем не фотографировал. Но воспользуюсь теми кадрами, которые отснял утром по пути в Болхов. Только теперь они будут идти в обратной последовательности. Различить их от фотографий, отснятых в вечерних сумерках будет нетрудно. Не только по характеру освещения, но и по расположению точки съёмки относительно проезжей части.
Отъезжаю от автобусной остановки. Кстати, вот она (вид на север):
С западной стороны - домик из силикатного кирпича, коего во времена Пушкина ещё не было:
С восточной стороны - более «старинный» пейзаж:
Ну, шифер. Ну, столбы опять же.
А вот военного мемориала в 1829 году, конечно, не было. Между 1659 и 1941 гг. вообще никаких боевых действий на пространстве Болховского района не велось. Что, однако, не означает, будто его населения совсем не коснулись войны, происходившие где-нибудь поодаль.
Вид в Новом Синеце в сторону Орла (вид вперёд, здесь и далее - по направлению движения Пушкина, на юг):
Выезжаю из села. Вид назад, на север:
Снова в кадре - водонапорная башня. Деревья по краю дороги в середине XIX века в этом месте уже были, но вот - тополя или же ещё какие породы? Честно говоря, я уже притомился перечислять, чего Пушкин на своём пути не видел.
Окрестности Нового Синеца - ровный ландшафт юга Болховского района:
Вид на восток, и какой-то ангар за деревьями таки виден:
Немного южнее, вид на северо-запад:
и на юго-запад, на верховья Кутьмы (Снытки):
Вдалеке виден тот же лес, который я видел от села Кутьма:
При сопоставлении карт разных лет нетрудно заметить путаницу, обусловленную гидронимами «Кутьма» и «Снытка», из коих «Кутьма», по-видимому, более древний.
Но в этой местности в исторической ретроспективе имеется и ещё одна своего рода топонимическая путаница, связанная с топонимами «Кутьма» и «Татинки». В 1780-х гг. помимо гидронимов, в верховьях речки уже было аж три населённых пункта Кутьма, один из которых позже стал Татинками. Потом название Татинки распространилось и на другой населённый пункт (что на болховской трассе), на современных картах подписываемый вопреки дорожным указателям как Топкий Ржавец. Подробнее останавливаться на всём этом не буду.
Обгон вот на этом участке дороги запрещён (вид назад на север):
Интересно, а Пушкин в этом месте случайно никого не обгонял?
В первой половине XX в. как раз в этом месте располагалась деревенька Комари. Но к настоящему времени от неё ничегошеньки не осталось, и облик урочища вернулся приблизительно к тому, каким он был при Пушкине.
Вообще, местность вдоль дороги мало изменилась со времён Пушкина. Даже древостои по сторонам её в XIX в. вот здесь же были и тогда (вид вперёд на юг):
Сама автодорога «Орёл-Болхов» почти точно совпадает со старым большаком. При сопоставлении в масштабе карты Шуберта лишь кое-где можно заметить небольшие различия в положении дороги.
Вон того железобетонного ангара справа не было (вид назад на север):
Мусора в виде целлофана и полиэтилена у обочины не валялось. Это сейчас пакеты из-под чипсов летают наподобие перекати-поля, например, над малолюдными пространствами Казахстана, прилетев каждый невесть из какого города или посёлка планеты.
Верстовые столбы выглядели не так как километровые столбики. А на месте деревни обозначенной указателем как «Татинки», а картой как «Топкий Ржавец», располагались только постоялые дворы Татинские. В начале их справа стояла ветряная мельница. Сама деревня - вон она (вид вперёд на юг):
Пейзаж примерно как при Пушкине (вид на восток):
Но вот памятника рядом с этим местом ещё, разумеется, не было:
Памятник установлен на могиле пулемётчицы З.М. Козловой, погибшей в 1943 г. в битве на Курской дуге.
Вид с южной окраины Татинок на восток:
И на запад:
Виден всё тот же упомянутый ранее лесок.
Зебру Пушкин в этой местности не встречал (вид назад на север):
Мне не совсем понятно, как Пушкин ехал на следующем небольшом участке маршрута. Указано, что в Орёл он добрался через Каменку [2]. Но есть речка Каменка, а на ней две одноимённые деревни. Одна - вблизи болховской автодороги; в середине XIX века была хутором. Другая - много более старинное село Каменка. Что подразумевается? Если Пушкин ещё к кому-нибудь в гости сворачивал, то он ехал через одну из этих деревень. Но мне представляется, что источник подразумевает речку Каменку.
В любом случае: пока я еду в сторону Орла, уже начинает смеркаться, а просёлки всё равно после дождей очень грязные. Застрять на них ночью как-то не хочется. Так что продолжаю движение по асфальту.
Перелесок слева от дороги во времена Пушкина был; как и ровное открытое пространство справа (вид вперёд на юг):
Вдалеке - поворот вправо в сторону Злыни. Ранее, по поводу Злынского поля я уже обмолвился, что в близлежащих ландшафтах было совершено два необычайных предательства (первое - по последствиям, второе - по глупости и абсурдности). Вот теперь речь о втором.
Так вот, впереди по этой дороге находится начало речки Каменки. В 1608 году на её берегах встретились два войска. С севера подошло войско Д.И. Шуйского - брата тогдашнего царя. А с юга - войско Лжедмитрия II. И в том, и в другом войске были иностранные наёмники. В царском войске - немецкие наёмники. В войске самозванца - польские наёмники. Формально Речь Посполитая ещё не участвовала в войне против Москвы. Однако, именно польские магнаты де-факто заправляли войском самозванца, сам Лжедмитрий II был всего лишь марионеткой в их власти. Незадолго до сражения фактическая власть в войске Лжедмитрия II перешла от пана Меховецкого к пану Рожинскому [15, 23].
Накануне боя предводитель немецких наёмников Ламсдорф через лазутчиков обещал Рожинскому переметнутся на его сторону. Но по случаю пьянки забыл об обещании, и в бою немецкие наёмники изрядно покромсали польских наёмников. Вообще перевес был на стороне московского войска [23]. И только бездарность Д.Шуйского лишила русских победы. Сочетание же полной бездарности и бездеятельности Шуйского с энергичностью и искушённостью Рожинского очень скоро привело к тяжелейшей военной катастрофе - к полному разгрому русского войска. Впрочем, эта часть трагедии разыгрывалась уже не на берегах Каменки, а много севернее - ближе к Болхову [23].
И вот когда чаша весов круто склонилась на сторону самозванца, Ламсдорф вдруг вспомнил об обещании и с немногочисленными примкнувшими к нему наёмниками прямо во время боя переместился в расположение врага [23]. Но дело в том, что всевозможные завоеватели - будь то древнеримский правитель, монгольский хан или польский пан - были людьми не только жестокими, но и цинично-расчётливыми. И чаще всего казнили предателей, благодаря которым одерживали победу. Ну а зачем им те, кто при ином балансе сил вновь изыщут выгоду за счёт гибели товарищей по несчастью.
Вот и пан Рожинский, ещё будучи на Каменке, приказал в плен немецких наёмников не брать. Что находившиеся в его войске наёмники-запорожцы исполнили [23].
Спуск к речке Каменке (вид назад на север):
Во времена Пушкина мачты сотовой связи и сосен здесь не было. Справа - деревня Каменка Болховского района - это та деревня, что ближе к автодороге.
Выезжаю из Болховского района в Орловский (вид вперёд на юг):
Пушкин здесь подобных указателей не видел. Даже если границы уездов и обозначались каким-либо образом, то всё равно административная граница между двумя уездами проходила гораздо ближе к Орлу (у Распоповских Дворов). А здесь, за речкой Каменкой располагался постоялый двор.
Пруд в долине Каменки и та же одноимённая деревня (вид на восток):
С противоположной, западной стороны дороги - уже после Пушкина, в XX веке - располагалась деревенька Стрелица, ныне не существующая.
Ближе к посёлку Жиляевскому - вид назад, на север; за долиной Каменки виден указатель «Болховский район»:
Упомянутый постоялый двор располагался где-то за автомобилем.
И ещё раз немцы обозначились в этом ландшафте. В середине XX века где-то здесь же, пересекая большак и огибая исток Каменки, проходила узкоколейка. Построена она была в годы фашистской оккупации. Шла от станции Оптуха почти до самого Болхова. Понятное дело, немцы не в интересах местного населения её строили, и надрывались на строительстве тоже не они. Во время битвы на Курской дуге узкоколейка была частично разрушена. Но затем восстановлена и вполне себе действовала на благо нашей страны где-то до 1960-х гг. А затем была заброшена. Ныне её невысокую насыпь местами в Болховском районе ещё можно кое-где заметить. Но здесь? Вы её видите? Я - нет. Пушкин тоже её не видел.
Подъём к посёлку Жиляевский (ныне посёлок считается частью Полозовских Дворов) - вид вперёд на юг:
Там, где расположен Жиляевский, но только слева от дороги помечен на карте Шуберта какой-то «Этапъ нов.».
Ближе к Орлу я почти не фотографировал утром (пока ехал к Болхову), но зато наоборот занялся фотосъёмкой вечером. Вот только уже темнеет.
Вид от посёлка Жиляевский назад, на север:
Довольно большой участок моего пути через Жиляевский, Новоповеткино, собственно Полозовские Дворы, Александровский, Дубовую Рощу и Распоповские Дворы представлен полосой светящихся придорожных фонарей (с двухкилометровыми разрывами по обе стороны Дубовой Рощи). Разумеется, Пушкин таких огней не видел, равно как и колонку в левой части кадра. Справа же от дороги - там, где кусты - местоположение упомянутого «Этапъ Нов.»
Вид с той же точки вперёд на юг:
Прямо по направлению дороги - трёхэтажные панельки Полозовских Дворов в той их части, которая в середине XX века именовалась как Поветкино. На карте Шуберта где-то там обозначен «Этапъ Ст.». Ну, а наиболее старая часть деревни и собственно Полозовские Дворы как есть - немного далее по ходу дороги.
«Дворами» деревня названа потому, что возникла как постоялые дворы при большаке. Название Полозовских Дворов - по расположенной юго-восточнее их деревне Полозова, также подписываемой на картах как Цветынь (это та Цветынь, что при истоках речки Цветыни).
Опять же зебра, которую Пушкин видеть не мог (вид назад на север):
Упомянутые только что постоялые дворы Полозовские располагались где-то здесь (вид вперёд на юг):
Александр Сергеевич, не превышайте, пожалуйста, скорость - здесь же ещё и фотографируют!
Дорога эта вообще очень древняя. Известна ещё с домонгольских времён как Звенигородская [24]. На участке от Злынского поля и почти до Мезенки она совпадает и с (упомянутой в ч.6) Царёвой дорогой XVI-XVII вв.
Но, между прочим, А.С. Пушкин на всём своём пути от Синеца (Нового) непосредственно у дороги не встречал никаких деревень (до Неполоди). Дело в том, что дорога Болхов - Орёл идёт почти строго по водоразделам. Селиться на них людям было не очень удобно: сразу же возникал вопрос - где брать воду? Все наиболее старые деревеньки на этом участке большака - те, предшественниками которых стали постоялые дворы.
К середине XIX века Новый Синец уже оформился в деревню. Но южнее в Болховском уезде вдоль дороги имелись только лишь постоялые дворы. А именно: постоялые дворы Татинки (ныне Татинки = Топкий Ржавец), постоялые дворы без названия (заброшены), постоялые дворы без названия (ныне Распоповские Дворы), постоялые дворы Дубовая роща (ныне Дубовая Роща), постоялые дворы почтовой станции Распоповские (ныне Распоповские Дворы), постоялые дворы без названия (чуть севернее поворота на Новосёлово; формировавшаяся деревня заброшена в первой половине XX века).
Автодорога выходит из Полозовских Дворов (вид назад на север):
…и очень скоро входит в посёлок Александровский (вид вперёд на юг):
Во времена Пушкина на этом участке ландшафта никакой населёнки ещё не было, даже постоялых дворов. Позже у дороги возник посёлок Никольский, а немного восточнее - деревня Александровска. Во второй половине XX века Никольский был поглощён Александровским, и теперь всё это вместе считается за один посёлок.
Выезд из Александровского (вид назад на север):
Здесь полоса фонарей на пару километров прерывается.
Вид вперёд - на юг:
Справа чуть в стороне от дороги - у деревьев - находится небольшой посёлок Сахарный (во второй половине XX века получивший наименование Большевик). Появился посёлок позже середины XIX века.
А далее дорога ведёт к Дубовой Роще.
Выше я обозначил, что между Новым Синецом и Неполодью в середине XIX века встречались только постоялые дворы. По правде говоря, при виде карты Шуберта складывается впечатление, что Дубовая Роща и тогда являла собой не просто постоялые дворы, но уже сформировалась в деревню. Впрочем, то отображено не явственно. А что конкретно имелось на местности в год проезда Пушкина - сказать трудно… Вряд ли мальвы росли у постоялых дворов (вид назад на север):
Впрочем, если насчёт деревни имеются сомнения, то постоялые дворы ко времени Пушкина на месте Дубовой Рощи однозначно были (отмечены на ПГМ 1780-х гг.).
Если смотреть на юг, то роща, давшая название населённому пункту располагалась справа (лесок отмечен на карте Шуберта с западной стороны). Ну, да всё равно в темноте уже ничего не видно (вид вперёд на юг):
Свет электрических фонарей на ёлочки в 1829 году не падал (вид назад на север):
Ещё один двухкилометровый разрыв между фонарями - между Дубовой Рощей и Распоповскими Дворами (вид вперёд на юг):
За всю жизнь мне всего в двух местах встречались колодцы с журавлями. Один из них - в Распоповских Дворах (ещё один - где-то в юго-восточной части области). Колодец в Распоповских Дворах я видел начиная ещё с 1993 года, когда впервые здесь оказался. И до недавнего времени он был цел. А вот теперь вознамерился я тот колодец запечатлеть, ан журавля то и нет. Точно уже не помню, вроде как вот этот колодец с журавлём был (вид назад на север):
Железобетонная труба под асфальтом, заборы из рифлёного железа, крыши из шифера - всё это, конечно, не из XIX века.
Распоповские дворы в середине XIX века только начали формироваться в деревню. Название их - по расположенной юго-восточнее деревне Распопова.
Ещё один утренний кадр в Распоповских Дворах (вид вперёд на юг):
Силикатный кирпич, ёлочки, сосенки, мальвы, рифлёный металлопрокат, автомобиль, следы автомобилей, железобетонные столбы, фонари, провода, керамические чашки на столбах, кабели, трансформатор, дорожные знаки, автобусная остановка, бордюры, асфальт, зебра и прочая разметка… Уже надоело перечислять.
Станция перекачки? Тоже не было. В середине XIX века как раз в этом месте проходила граница Болховского и Орловского уездов.
продолжение следует... страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение .
Источники к ч.7:
2) Бельский А. Орловское путешествие поэта.
2011. ;
2011.
14) Карта Шуберта: ряд XV лист 14; ряд XVI лист 14 ; ряд XVII лист 14, ряд XVIII лист 14. 1867.
15) Катанов В.М. Орловские были. 1989.
23) Неделин В.М. Древние города земли Орловской. «Вече», 2012.
24) Неделин В.М. Орёл изначальный. Орёл, «Вешние воды», 2001.
27) План генерального межевания Болховского уезда. 1785.
28) План генерального межевания Дежкинского уезда. 1785.
49) Карты Генштаба РККА. 1940