страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение 1. поездка 2014.
Тридцатью километрами от Орла вниз по Оке есть на левом берегу деревенька Жуковка. У самой административной границы с Мценским районом. Жуковка - ещё в Орловском районе, а сразу за ней начинается Мценский. Лес и прибрежные заросли ракит - традиционное место проведения слётов туристов-водников. Они собираются здесь ежегодно по два раза. Как правило, в первый раз это происходит в конце мая - в первой половине июня, а во второй раз - во второй половине августа - в начале сентября.
Жуковку я выбрал в качестве цели велопвд с первой для дочери ночёвкой в палатке.
23.08.2014. Упаковка снаряжения на сей раз оказалась затруднена не только малым объёмом велосумок, но тем обстоятельством, что велосумки потребовалось совмещать с велокреслом. В результате палатку получилось закрепить между сиденьем и велокреслом, а вот для спальников не нашлось другого места, кроме как по сторонам от рамы. По ходу всей поездки эти спальники мне изрядно мешали, потому как крутить педали приходилось немного враскоряк. Слезать с велосипеда тоже было неудобнее, чем обычно. Ну, и вес всего, конечно же, управление велосипедом не упрощал.
Перед стартом:
В кадр не попал ещё мой небольшой рюкзачок.
Первые метров 400 я ещё только осваивался с особенностями управления велосипедом применительно к данной ситуации. Столь гружёным до сих пор путешествовал разве что по пути на Селигер в 2002 г. на участке Селижарово - Осташков.
Первое препятствие на пути - пешеходный пост через Оку в створе улицы Костомаровской. Высаживаю Марусю, она идёт по лестнице пешком, а я закатываю велосипед на мост. Так его и преодолеваем.
Далее - спокойный участок дороги по узкому и местами разбитому асфальту параллельно Оке. Песчаный участок дорог в Нижней Лужне. Асфальтовая дорога с крутым подъёмом.
Вид с подъёма: от санатория «Красный Октябрь» в сторону города:
Справа видны всего три первые 9-этажки микрорайона «Болховский», ещё только заселяемые.
Далее - просёлочная дорога напрямую между «Красным Октябрём» и Стальным Конём. Не очень удобная для проезда. Но я её таки проезжаю успешно. И на окраине Стального Коня таки допускаю оплошность. Перекрёсток просёлочных дорог: куда ехать? Ехать можно было, вообще-то, двумя путями без малейшей разницы. Но я сразу не сообразил, повернул было в одну сторону, остановился, стал направлять велосипед в другую… неудобно так. И в это время велосипед стал понемногу заваливаться в сторону. Налегке это можно было бы выправить наилегчайшим образом. Но удержать гружёный велосипед может оказаться не так просто. Я резко «воткнул» ногу на просёлок, препятствуя завалу велосипеда. Да, успел удержать велосипед, но в большом пальце сделалось больновато.
Надеясь, что таки не сломал его, продолжаю движение. Собственно, если не нажимать на педаль непосредственно пальцем, то и ничего, почти не болит. Ладно, едем.
Асфальтовая дорога мимо 372-го и 370-го километров, с участком «вонючки» от отстойников городской канализации посередине. Едем далее.
Кадр за август 2016 г.: вид на село Паслóво из окрестностей 370-го километра, зум:
Просёлками мимо дач и лесополосы прикатываем к пешеходному мостику в Вязках. К тому, что ниже деревни Ботавина. Здесь я опять спешиваю дочь. Сначала перевожу велосипед, а она ждёт меня на правом берегу Оки. Потом пешком перевожу её по мосту:
У моста мы сделали небольшой перекус. И хотя осталось проехать немного менее половины пути, ехали мы по времени не меньше. Во-первых, ну, всё-таки поездки с маленьким ребёнком предполагают неоднократные остановки. А почти каждая остановка означала, что всякий раз надо было останавливаться, отстёгивать ремни, спешивать Марусю, снимать свой рюкзак, а потом - всё в обратном порядке. Во-вторых, всё-таки я немного езжу в последние годы, и некоторая усталость начинала сказываться.
Мы добирались кратчайшим путём - через Паслово, Кокуренку, Шепино. Вид после Шепино на долину Оки:
Дорога в кадре слева - старый заросший асфальт. На момент нашей поездки она была пересечена в одном месте глубокой промоиной. Выезд на дорогу после промоины мы проскочили и потому большую часть пути до Ломовца добирались просёлочной дорогой, накатанной параллельно асфальту. На подъёме в полукилометре перед Ломовцем я уже предпочёл спешиться. Маленькие участочки песчаных почв в понижениях тоже совсем не облегчали движение.
Проехали Ломовец и Жуковку.
Согласно Писцовой книге, в 1595 году топонима Жуковка ещё не существовало. На месте деревни было три населённых пункта (с юга на север): деревня Касьянова, починок Семёнов, деревня Городище (а севернее местоположения Жуковки - ещё и деревня Пыхтина). Деревня Касьянова отмечена и на ПГМ Дешкинского уезда, а остальные населённые пункты к тому времени исчезли. На карте Шуберта деревня Касьянова «превратилась» в деревню Жукова, а к северу от неё обозначена деревня Каменева.
Луговина на противоположном (правом) берегу Оки напротив Жуковки - единственный участочек былого Каменского стана Орловского уезда на правобережье Оки (весь то стан располагался на левобережье). Чуть севернее местоположения Жуковки в Писцовой книге упоминается Крупецкой «отвершек». Ручей, протекающий в этой балке, фигурирует как Крупецкой колодезь.
За ручьём на левом берегу чуть севернее Жуковки расположена цель нашей поездки - место слёта туристов-водников. Справа по курсу - ракитники вдоль Оки. По центру - луговина. Справа на склонах - лес, названный в Писцовой книге Городецким лесом. Очевидно, по причине близости топонимически упомянутого городища. Ныне территория к северу от Жуковки и Крупецкого колодезя административно относится к Мценскому району.
Добрались, наконец, до цели. Знакомые мне туристы-водники на слёте оказались, и это обстоятельство, конечно, упрощало предстоявшую ночёвку.
Мы посмотрели с Марусей и на соревнования туристов-водников, и у костра посидели. С удовольствием я бы посидел у костра и ещё, но дочери пора было баиньки, и мы отправились в палатку. Засыпали под звук гитары и песен.
24.07.2014
Ночь выдалась холодная, вроде бы только +6˚С под утро было.
Утром рассматривал свой пострадавший палец на ноге. Я бы сказал, необычная окраска получилась: длинный узкий синяк с резко выраженными контурами по всей длине пальца по его внутренней стороне.
После завтрака собираемся и выезжаем. Той же дорогой из Жуковки едут ещё трое велотуристов. Мы догоняем их вскоре после Ломовца и далее едем с ними как одной группой. Приходится держать темп. Так что до Ботавинки добираемся сравнительно резво. В Батавинке разъезжаемся - они едут через мостик выше по течению, а мы - через мостик ниже по течению.
Вид из Батавинки на Убойчий лес. Слева от леса прослеживается в рельефе устье Цветыни, а справа - устье Сорочижского колодезя (названия - согласно Писцовой книге 1594/95 гг.):
После пешеходного мостика над Окой мы сделали перекус на берегу пруда. А потом продолжили движение всё тем же маршрутом.
.
2. поездка 2016 г.
27 августа 2016 г. выехали втроём - с женой и с дочерью - в велопвд с ночёвкой.
Выехали поздновато - около 5 часов вечера, но так складывались события дня. Добирались, в основном, точно тем же самым маршрутом, как и в 2014 г. И к тому же проезжали отчасти по тем же дорогам, по которым уже колесили в 2016-м. Поэтому первую половину поездки расписывать не стану, хоть и она была в удовольствие.
В Паслово заехали на Паслов колодезь. В купели на сей раз воды не было, слабо бежала она и в ближайшем роднике.
Тем временем Солнце заходит за горизонт… Пока это мы взобрались на горку к Кокуренке, пока скатились к Шепино… Из Шепино выезжаем уже в глубоких сумерках, быстро сменившихся ночью.
Включили фонари. До цели ещё 7 км.
До Ломовца едем по узкой асфальтированной дороге. Как оказалось, глубокую промоину в насыпи дороги недавно заделали. И это хорошо. У нас нет необходимости съезжать на параллельный просёлок, где встречаются участочки песчаных почв. Едем по асфальту. Свет фонаря выхватывает кусты по сторонам и траву, плотно обступившую асфальт и местами растущую посреди него вне накатываемых полос. Кое-где заметен туман. За рекой движутся огни электрички и светят фонари автодороги. Небо в звёздах.
В Ломовце пересекаем автодорогу Болотово - Клеймёново. Далее асфальта нет. Я в курсе, что до Жуковки на дороге ещё будет встречаться песочек. Но это знание не сильно помогает. Свет фонаря недостаточно силён, чтобы я мог вовремя различать колеи дороги, их форму и то, где лежит песочек. А смещённый к нагруженному заднему колесу центр массы приводит к более слабому, чем обычно, сцеплению переднего колеса. При усиленном давлении на педали «железный конь» «козлит», чуть отрывая переднее колесо от дороги. Посему мои попытки выправить положение за счёт усиления нажима на педали приводят к тому, что велосипед норовит направиться не туда, куда я хотел бы. В таких случаях приходится воспринимать рельеф просёлка наугад, и не всегда я правильно угадываю. На небольшом участке пути мне дважды не удаётся удержать велосипед, и он заваливается на бок. Сначала на один, потом на другой. Без последствий. Всё-таки итальянское кресло Belelli, должно быть, и конструировалось с некоторой защитой на подобные случаи.
После этого жена располагается впереди нас. Её заднее колесо не так нагружено и не так вязнет в песке, а переднее не норовит оторваться от земли. Света двух фонарей мне уже достаточно, чтобы не ошибаться с оптимальной траекторией.
Так мы проезжаем всю Жуковку, по пути пару раз спешиваемся и, наконец, в ночи добираемся до луговины за Жуковкой.
Туристы-водники здесь стоят уже около суток.
При свете фонаря мы поставили палатку. Посидели у костра и отправились спать.
28.08.2016
Основная часть соревнований на Оке уже была - в предыдущий день, и мы её пропустили. Но и в этот день были старты, и некоторые мы понаблюдали.
Немного ниже по течению на мелководье один каякер обучал другого вставать в исходное положение после оверкиля. Маруся очень хотела оказаться в каяке или байдарке. И когда каякеры закончили занятия, я поинтересовался - нельзя ли дочери посидеть немного в каяке? Каякер посадил её в каяк и поводил по мелководью. Предоставил ей и возможность попробовать грести веслом.
Немного позже мы купались с дочерью на этом самом месте.
Знакомые туристы-водники предложили принять участие в семейных стартах. Но я отказался, не будучи уверен, что ненароком не искупаю Марусю на каком-нибудь повороте (почему-то в мои планы это совсем не входило). Всё-таки 10 лет, как в байдарке вовсе не сидел. Но после соревнований от возможности прокатить дочь на байдарке не отказался. Только не стал проходить ворота, как того следовало согласно их маркировке. А поднялся чуть по реке примерно до городища, скатился по течению по простейшей траектории между каких-то ворот, и по простейшей траектории вернулся к берегу.
.
Ворота не случайно имеют разный цвет. Красные можно проходить только против течения. Если мне не изменяет память, то зелёные можно проходить только по течению, а чёрные, соответственно - с любой стороны. Номер ворот обозначает последовательность прохождения участниками соревнований.
В середине дня мы собрались и стали возвращаться из Жуковки домой.
Возвращались точно той же самой дорогой - она кратчайшая. Ехали в светлое время суток. Но всё-равно медленно. Потому что в первую половину маршрута темп сдерживался поверхностью дорог (где просёлок с песочком, где заросший асфальт, где битый кирпич оказался), а во вторую половину маршрута желания повысить темп не возникло. Ну, и сказалось, наверное, что с утра мы едва-едва подкрепились.
Видели по пути пернатого хищника в окрестностях Паслово.
Переходили опять же мост через Оку ниже Ботавинки. Во все предыдущие разы я переводил Марусю через мост за руку. А на этот раз она сама его переходила:
Из остальных эпизодов отмечу ещё завал на бок велосипеда на разбитом просёлке между Стальным Конём и санаторием «Красный Октябрь». Тоже без последствий. «Лошадок» то в себе пока хватает, а вот центровка общей массы уже даёт о себе знать. Как то будем путешествовать на следующий год? Жена второй раз за поездку на этом же участке вынужденно спрыгнула со своего падающего велосипеда (первый был днём раньше почти в том же месте) - тоже удачно. Разбитый участок дороги с колеями и с песочком.
Километраж каждой из этих двух двухдневных поездок - чуть более 30 км в каждую сторону.
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение