И я там был...

Dec 10, 2011 22:59

Признаюсь честно - сманили-таки меня друзья на митинг. Хотел сидеть дома, чесать живот на диване и смотреть все по ТВ - не вышло. Пришлось нехотя переться в прохладную столицу, зато теперь я могу рассказать вам о своих впечатлениях, почерпнутых в самой гуще событий.

Хмурое московское утро. Увязав имперские знамена в связки и зарядив мегафоны свежими батарейками мы выдвигаемся к Площади Революции. Прибыв на станцию, поднимаемся по эскалатору с одной мыслью - не приняли бы нас прямо на выходе. Площадь встречает нас просьбой из полицай-мегафона проходить дальше от метро. Осматриваемся, начинаем раздавать знамена желающим, просим их пока не разворачивать флаги, опасаясь, что это может стать поводом для винтилова. Но нет - полиция ведет себя очень корректно, при проходе через металлоискатели никого не шмонают на предмет финки у пояса и гранаты за пазухой. Это шокирует завсегдатаев Русских Маршей - как, и все? Уже можно идти? Идти можно, под стрекотание репортерских камер мы разворачиваем знамена, кучкуемся и с кричалками начинаем выдвижение в сторону Болотной площади. Организации нет, колонны никто не строит, все проходит в формате народных гуляний. Народ самый разный - от людей с белыми ленточками до фанатов в вязаных шапочках с прорезями для глаз. Кричалки на маршруте - "Путин - вор", "Единая Россия" - партия воров", "Русские - вперед" и т.п. Проходим здание ФСБ, мрачное сурковское гнездо - Администрацию Президента, поворачивая на Большой Москворецкий мост, глядим на главную кирпичную стенку страны.


Это максимальное достижение националистов на сегодня - ранее так близко подойти к стенам Кремля с имперскими знаменами не получалось. В серьезную политику нас не пускают, так что нам пока остается утешаться лишь красивой картинкой. В принципе, и это неплохо - все-таки это уже не маршировка на окраинах города, а возможность вплотную подойти к границе, которой власть отделяет себя от людей. Скажу честно - мы прикидывали варианты перемещения от одной площади к другой, но никто не ожидал, что нас рискнут отправить в пешее путешествие по столь интересному маршруту. Неужели кто-то хотел спровоцировать мирно протестующих националистов на экстремистские выходки? Несколько раз мне попадался на глаза какой-то фотограф, крутившийся то рядом с Демушкиным, то с Тором, то с Беловым. Его лицо мне было смутно знакомо, но уж очень смутно. Как я понял позднее, читая ЖЖ, это был тот самый drugoi, умудрившийся сфотографировать часы с нацистским орлом на панихиде на Чистых Прудах и найти знамя со свастикой на Русском Марше. Судя по всему, в этот раз ему ничего не обломилось, а до компьютера с программой Photoshop он пока не добрался. Может быть, удачные снимки со свастиками и зигхайлями еще и появятся.

Но вот уж пройден мост, мы заворачиваем на Болотную площадь. Быстро проходим металлоискатели и все - движок распадается. Кто-то начинает бурить толпу, пытаясь пробиться к трибуне, кто-то предпочитает посмотреть на либералов издалека. Людей очень много, стоят довольно плотно, так что дойти до первых рядов, чтобы потребовать дать слово представителям националистов, а то и принудить организаторов к этому - задача очень непростая. Как всегда, я оказываюсь в дурацком положении - вроде бы только что впереди были Белов и Демушкин, за которыми я пробирался сквозь толпу, но стоило на миг потерять их из вида, как я оказываюсь в гордом одиночестве посреди массовки, пришедшей на либеральный митинг. Интересно, что они обо мне думают? :-) Боюсь, что сам себя я сейчас называю куда более грубыми словами, нежели обступившие меня интеллигенты. Делать нечего - последняя установка, которую я слышал, предлагала пробираться к трибуне. Подняв повыше имперку с надписью Русский, я пробираюсь сквозь толпу. Огрызаюсь на какого-то жыдоупыря, предлагающего не пускать вперед фашистов. Интернет-задрот оказался жидковат - фашизм прошел дальше, оставив его далеко позади. Не буду рассказывать, чего мне это стоило, но я очнулся практически в первых рядах - даже мог наблюдать космонавтов-ОМОНовцев, отделяющих журналистов и трибуну от массовки. Лишь минут через 20 до меня добрался Боровиков, так что мне стало не так одиноко. Теперь, собственно, о главном - делюсь обещанными впечатлениями.

Митинг намного превысил ожидания организаторов. Когда мы пришли, Рыжков сообщил, что численность собравшихся около 60 тысяч человек. Следующее сообщение было о 80-85 тысячах. Финальное оглашение - уже под занавес митинга звучало «По данным МВД, на площади собралось 100 - 150 тысяч человек». Сами понимаете, что я никак не могу оценить правильность этих цифр - я просто не видел конца толпы, собравшейся на Болотной площади. Народа было действительно много. Лужков мост был облеплен людьми, люди стояли на и Кадашевской набережной, на той стороне реки. Так что аргумент «националисты придут обеспечить либералам массовку», на который мне нечего было возразить, оказался несостоятельным - никакого влияния на численность митингующих отсутствие националистов не оказало бы. Увы, но это так. Дело, разумеется, не в жуткой популярности Немцова или Касьянова, чей личный и партийный рейтинг находится околоноля. Так уж вышло, что митинг на Болотной мало того, что оказался распиарен всеми возможными способами, так еще и пришелся на крайне удачное время - выборы были недавно, интернет-волна разоблачений и гневных постов еще не сошла, офисные хомячки жаждали крови и Твиттера.

Теперь о людях. Я крайне скептически относился к призывам «выходить на площадь 31 числа и перехватывать у либералов электорат». Мне казалось, что на подобные мероприятия приходят уже полностью зазомбированные йехумосквичи, не способные анализировать информацию, у которых на все один ответ - «высурковская пропаганда». Что тут ловить, кого перехватывать? Сегодня я поглядел на людей вблизи. То ли изряднопорядочный контингент не отпустили из синагоги во время шаббата, то ли состав участников сильно отличался от привычной либеральной тусовки, но я не ощутил резкого негатива в отношении националистов. Мне, одиноко стоящему в толпе с имперкой, пожал руку парень со словами «Спасибо за флаг», стоящая рядом женщина с ленточкой «нах-нах» рассказала о случае агрессии кавказца в метро, свидетелем которой она стала и заверила в том, что она тоже за русских. Какой-то болезненного вида субъект в оранжевом шарфике и шапочке приставал ко мне с требованием убрать флаг, потому что ему не видно сцену. Я несколько раз порекомендовал ему внимательнее слушать выступающих, а не любоваться на них, потом уже на него, унылого, цыкнули люди вокруг. Так что не стоит воспринимать всех пришедших на митинг как ярых поклонников либерализма. За исключением эпизодических всплесков немотивированной агрессии со стороны психически нездоровых субъектов, общее отношение варьировалось от осторожно-негативного до нейтрального. А чего еще ждать от людей, которые никогда не видели националистов и представляют их по страшным рассказам СМИ? Но явной предубежденности окружающие не демонстрировали. Говоря проще - на Болотную пришли не группы фанатов той или иной идеологии, не завсегдатаи политических тусовок. Разумеется, присутствовали и зомби, но их доля была ничтожна на фоне остальных - нормальных людей, которые пришли на митинг не для того, чтобы пиарить какого-то вождя, а чтобы выразить свое отношение к происходящему в стране. Митинг был настоящий, люди тоже.

Обитатели сцены. Тут я буду краток, за что прошу прощения. Дело в том, что к большинству выступающих я испытываю сильную личную неприязнь. Главной своей победой я считаю то, что меня не вырвало, когда микрофон брали Пархоменко или Альбац. Удивился, что организаторы разрешили выступить Константину Крылову. Не скажу, что его выступление было безупречным, но, думаю, суметь выступить перед столь большой и далеко не дружелюбно настроенной аудиторией - это достижение. По сути, неудовольствие собравшихся вызвало лишь употребленное Константином слово «революция», что должно успокоить тех, кто опасается оранжевого сценария в стране. В остальное время люди слушали внимательно, реагировали позитивно. Вообще хочу отметить, что, на мой взгляд, собравшиеся больше реагировали не на личность выступающего, сколько на то, что он говорит. Да, узнаваемость раскрученных в блогосфере и ЖЖ персонажей была выше, их встречали лучше, но я бы не сказал, что на выступление того же Касьянова реакция была теплой. Во время его речи люди больше интересовались вопросом, сколько выпил для храбрости Миша-два-процента, нежели вникали в его обещания и призывы. А уж когда на сцену выпустили «представительницу ЛГБТ сообщества» стали свистеть даже те, кто всю жизнь считал себя толерантным. Ну, в жизни все надо попробовать, даже ксенофобию. Кстати, вынужден отдать должное - тот же Делягин выступил на очень хорошем уровне. Построение фраз, четкость произношения, тембр голоса, темп речи - на мой взгляд, все было безупречно. Уж не знаю, от природы это или человек репетировал, но, думаю, лидерам националистов, стоит серьезно отнестись к подготовке речей. Выступление перед людьми - это искусство, так что мастерство необходимо оттачивать, не надеясь на удачные экспромты.

Отдельно хочу сказать о ведущих. Рыжков, на мой взгляд, вел митинг очень профессионально. Спокойно, позитивно, в нужный момент вставляя шутку, передавая привет стоящим на мосту, делая все без надрыва и напряга, не впадая в истерику и кликушество. Суметь удерживать такое количество народа, поддерживать в них позитивное настроение на протяжении нескольких часов - это непросто. Второй ведущий (не знаю этого персонажа с бородой) тоже не вызвал резкого отторжения. Приглашая на сцену Константина Крылова упомянул, что придерживается противоположных политических взглядов, но вел себя корректно, сообщил, что 11 числа состоится митинг националистов. Как говорится, спасибо и на этом.

Сухой остаток. По моим ощущениям, в основном Болотную посетили не команды, а одиночки. Кто-то пришел с коллегами по работе, с товарищами - размер групп, скорее всего, варьировался от трех до пяти человек. В таких условиях моб в десять-двадцать активистов может задавать тон, накрывая своими кричалками и лозунгами довольно много людей, причем желающих прыгнуть на него без двух-трехкратного перевеса, скорее всего, не найдется. Несколько таких групп, координируя свои действия, могут взять под контроль пространство перед сценой с целью давления на организаторов, требуя предоставить слово своим лидерам, освистывая оппонентов. Противопоставить им нечего - у либералов нет пехоты, а обыватели пришли потусоваться и поругать власть, а не для спасения задницы Немцова от скинхедских гриндеров. Так что рычаги для давления существуют, но для их применения нужна серьезная организационная работа. Время, когда можно было действовать «на авось» прошло - ставки слишком высоки.

Картинку на сегодняшнем митинге мы обеспечили - не заметить имперские знамена было невозможно, поскольку они находились в первых рядах митингующих. Это заставило и представителей телеканалов и выступающих ораторов упомянуть, что сегодня на митинге присутствовали националисты. Мы вели себя корректно, не провоцировали конфликты - возможно, это поможет обывателям перестать воспринимать нас как пугало. Прозвучали нужные националистам лозунги - отмена статьи 282, освобождение политзаключенных, пересмотр выборного законодательства, возможность регистрации для всех политических партий, досрочные выборы по новым правилам. Сумеет ли общество добиться выполнения резолюций митинга? Честно говоря, не думаю. Власть, скорее всего, продолжит придерживаться выбранной линии поведения - корректного присмотра за санкционированными митингами, чтобы не провоцировать людей на насилие. Пар будет уходить в свисток, рутинные и однообразные митинги с унылыми ораторами быстро наскучат публике, 25 декабря у заокеанских кураторов либералов начнутся рождественские каникулы, а вскоре и дорогие россияне начнут больше думать о подарках и елочках, нежели о бюллетенях и галочках. Так что прозвучавшая на митинге фантазия «Новый Год без Путина останется лишь благим пожеланием».

Тем не менее, власть поняла, что политика закручивания гаек более не работает - расстрелять быдло из пулеметов им никто не позволит, страшилка про чеченский ОМОН не возымела действия, а всякое уважение к власти утрачено. Так что какие-то шаги навстречу черни делать придется - вряд ли система пожертвует Путиным, но можно ждать отставок ряда второстепенных фигур, поправок в выборном законодательстве, изменении правоприменительной практики в отношении «разжигания». Мне кажется, наша главная задача на данный момент - получить возможность регистрации русской партии, легальная пропаганда наших идей среди населения, подготовка квалифицированных политических и управленческих кадров, способных сменить власть в результате честных и демократических выборов. Скороспелая «революция» сейчас поставит нас перед печальным фактом отсутствия лидеров, структуры и поддержки населения, в результате чего режим Путина сменится на режим Немцова или Касьянова. Думаю, ни для кого не является секретом, что коренного слома убийственной для нашей страны системы от них ждать не стоит.
Previous post Next post
Up