Не сказать, что я такой уж поклонник поэзии. Судя по тому, что последние зарифмованые строки, которые я прочитал, являлись сатирическим комментарием Быкова о намерении Прохорова возглавить либеральную партию, то вкус мой, является попсовым и обывательским. Ну, так не всем же быть продвинутой богемой. Тем не менее, новость о том, что в Северной Осетии убит народный поэт республики Шамиль Джигкаев, не оставила меня равнодушным. Не то, чтобы мне было жалко кого-то из жителей Кавказа - истребление себе подобных является их давней народной традицией, и я не вправе вмешиваться в горскую культуру, пока они развивают ее у себя дома. Но вот обстоятельства смерти достаточно любопытны, поскольку, на мой взгляд, иллюстрируют общегосударственную проблему, а не являются частным случаем, случившимся в дикой провинции.
Убийство Шамиля Джигкаева стало местью за написанное им стихотворение. Литератору не раз поступали угрозы из-за его произведений, причем преступники собирались именно обезглавить его.
Осенью 2008г. автобусы с совершающими хадж представителями Чеченской Республики и Ингушетии остановились возле мемориала жертвам теракта в Беслане "Город ангелов". По словам сотрудников администрации Правобережного района города, паломники решили справить там нужду. Они встретили вполне объяснимое противодействие местных жителей, но никак не отреагировали на их замечание. Тогда подростки забросали камнями автобусы с мусульманами.
Сами паломники утверждали, что сделали остановку для совершения намаза. Спустя месяц после этого скандала в журнале "Мах дуг", издающемся на осетинском языке, было опубликовано стихотворение Ш.Джигкаева под названием "Отправляются волчата совершать хадж", в котором он осудил инцидент.
Местные мусульмане нашли в тексте произведения оскорбление их религии. Стихотворение было переведено на русский язык и разослано во все северокавказские мусульманские общины. В прокуратуру поступило обращение с требованием признать текст экстремистским, однако проверка не обнаружила подобных признаков в стихотворении.
С этого времени в адрес поэта стали поступать угрозы. По словам Ш.Джигкаева, мусульмане собрались "принести его в жертву" своим интересам. Среди угроз, звучавших в адрес литератора в Интернете, было и обещание отрезать ему голову.
Мне было бы интересно послушать, как прокомментирует эту ситуацию Дмитрий Медведев. В недавнем общении с журналистами, он дал свою президентскую заруку, что денежный поток по маршруту Россия-Кавказ не иссякнет. Хотелось бы теперь увидеть его строгое лицо, когда он будет требовать от правоохранительных органов каленым железом выжечь экстремистов, разобравшись со всеми, кто гадил у бесланского мемориала. У нас тут, по надуманным обвинениям, недавно осудили Тихонова и Хасис за убийство малоизвестного адвоката и вообще никому неведомой журналистки. Уверен, что смерть декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Хетагурова и народного поэта республики заслуживает не менее сурового наказания. Так где же эти вычисленые по IP-адресам чурки с черными мешками на головах? Не думаю, что у президента Осетии хватит возможностей для поиска и задержания виновных - существует вероятность, что они проживают на территории Чечни.
Вы уж извините, но я почему-то не верю, что в ситуации, послужившей причиной написания стихотворения, правда на стороне чеченцев. Не потому, что я уж так сильно их не люблю - к осетинам у меня тоже нет пылких чувств. Просто я ни разу не слышал, как вайнах, застигнутый религиозной нуждой вблизи какого-то памятника или святыни, внезапно раскатал коврик и принялся свершать намаз. А вот фотографии чурбанят, глумящихся над памятником белорусским партизанам я видел. И историю о том, как чечененок катался у могилы Неизвестному солдату тоже никто не забыл. К сожалению, суровое осуждение подобных поступков всей чеченской общественностью, отчисление мерзавцев из ВУЗов по просьбе Рамзана Кадырова и своевременная реакция исламского духовенства известны куда меньше. Сказать по правде, не известны вообще. Судя по всему, подобное поведение даже негласно поощряется. Так стоит ли удивляться, что, исполненные религиозного пыла, чеченцы остановились поссать у мемориала жертвам Беслана? Тем более, что убивали бесланских школьников совсем не нацисты-марсиане, а вполне конкретные уроженцы Чечни. Один был даже за полтора месяца до трагедии оправдан судом чеченских присяжных. Не кажется ли вам забавным, когда представители этого народа и этой религии начинают обвинять своих критиков в экстремизме?
Впрочем, я не удивлюсь, если расследование спустят на тормозах, а плюшевый айфоня в очередной раз жидко обгадится, как это произошло с национальным проектом "Доступное жилье". Наивно было бы ждать от карлика великих свершений. Но, слава Богу, у нас есть Общественная палатка, зорко следящая за тем, чтобы в обществе не произошло какого экстремизма. Не пора ли кому-нибудь из ее множественых членов поднять вопрос о необходимости пересмотра отношения к исламу? Что показала история с запретом ДПНИ? Причиной санкций может стать то, что какой-то проходимец, заявивший о своей причастности к движению, совершил противоправное деяние. А тут наблюдается ситуация, что практически все громкие теракты постсоветского периода (кстати, не только в нашей стране) совершили представители мусульманской религии. И что делают власти? Мечети возводят в российских городах. Судя по всему, печальный пример ваххабитского террориста Раздобудько их ничему не научил. Это идиотизм или пособничество террористам? Впрочем, одно другого не исключает.
Мир стоит на пороге больших и тревожных перемен, уродец толерантности корчится в предсмертных судоргах, о грядущем противостоянии цивилизаций уже говорят открыто на самом высоком уровне. Желание российских властей не обострять ситуацию в религиозной сфере понятно - если уж мировая война христианства с исламом неизбежна, то пусть она начнется не на российской территории, а в странах, учивших нас терпимости к преступным народам. Но политика задабривания мусульман пряниками никогда не оправдывала себя, так как понятие верности клятве, данной иноверцу, у этих людей отсутствует. И как можно относиться к правителям, которые своими руками воружают будущих предателей, выпускают на государственный телеканал Гейдара Джемаля и подкармливают структуры, которые будут организовывать и направлять резню? Чудны дела твои, Господи.
Закончим сей печальный текст на оптимистической ноте, дав слово представителям "религии мира".
В Духовном управлении мусульман Северной Осетии изданию неофициально сообщили, что "жалеют о произошедшем". Собеседник газеты выразил надежду, что "у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман". Особенно порадовало слово "неофициально". Дескать, мы вообще-то осуждаем, когда людям отрезают головы, но открыто заявить об этом не можем - прихожане не поймут. Как вы думаете, после таких слов у кого-то еще остались сомнения, среди кого следует искать виноватых?