Aug 11, 2008 23:11
Неоднократно встречал в сообщениях высказывание: "Вот, дурак Собакашвили - не додумался разрушить Рокский тоннель, тогда бы русская армия не помешала ему спокойно подавить сопротивление Южной Осетии". Собакашвили, конечно, существо с расстроенной психикой, но не дурак. Ну зачем Грузии Южная Осетия? Что там такого ценного, чтобы биться-колотиться, стараясь присоединить эту территорию к себе? Я так понимаю, что нет в Цхинвале крупных промышленных предприятий, отсутствуют вблизи залежи редких и полезных ископаемых, почвы не отличаются волшебным изобилием, позволяющим снимать по два урожая в год. Но есть в Южной Осетии Рокский тоннель, являющийся основной трассой, соединяющей грузинские порты Батуми и Поти с Россией.
Мне кажется, что разрушение роркского тоннеля не отвечало интересам Собакашвили. Одно дело, когда ты утюжишь танками окрестности Цхинвала, а потом объявляешь о перемирии и открытии гуманитарного коридора для вывода беженцев, радостно наблюдая за печальными колоннами осетинских стариков, женщин и детей, плетущихся в направлении России. Совсем другое, когда ты, перекрыв людям пути к отступлению, вынужден что-то делать с несколькими тысячами гражданских лиц. Перерезав всех трудно остаться миротворцем в глазах мировой общественности, создавать для них лагеря, обеспечивать жильём, пропитанием, медикаментами Грузия не сможет по экономическим соображениям, следовательно, придётся привлекать для этого международные организации, которые тоже могут сболтнуть лишнего, исказив светлый облик отца грузинской демократии.
Так что Собакашвили поступил совершенно верно: либо он выдавливал осетин с их территорий, брал под контроль роркский тоннель и обеспечивал безопасность окрестностей нефтепровода Баку-Джейхан, либо втягивал в войну Россию, что позволяло списать на неё жертвы среди мирного населения, обвинить Кремль в агрессии и пригрозить ввести международные санкции. Оба варианта его вполне устраивали - в первом случае Грузия избавлялась от осетин и брала под контроль поток контрабанды, бонусы за транзит которой ранее получали представители Южной Осетии, либо приобретала политические бонусы, изображая жертву "пархатых большевистских казаков". Конфликт тем самым переносился на более высокий уровень, а истеричный грузинский лидер получал поощрения от довольных хозяев. В принципе, свои задачи он выполнил на отлично, остальное зависело от реакции России и США, на что Собакашвили влиять уже никак не мог. Посмотрим, как свою партию отыграют игроки высшей лиги.