Краткое содержание обращения:
- благодарим губернатора за приостановку работ по бессмысленному и вредному обводнению поймы реки Сулать.
- в очередной раз доказываем, что черное - это черное, а белое - это белое (приводим основные замечания к проекту обводнения).
- негодуем по поводу того, что распоряжение губернатора о перекопке дамбы фактически осталось невыполненным, а доблестное Минэкологии вместо того, чтобы следить за выполнением распоряжения Губернатора (Минэкологии - это орган, осуществляющий государственный надзор за состоянием ООПТ), пытается бессмысленные и вредные для заказника работы возобновить.
- коротко затрагиваем поведение Министра экологии и природопользования Анзора Блюевича Шомахова, который в своем письме ректору МГУ написал много, формально говоря, заведомо ложной информации про ДОП МГУ (подробности этой истории здесь
http://www.rybak-rybaka.ru/articles/100/20612/). А ведь нам еще столько всего предстоит сделать вместе - и дополнительное экологическое обследование провести, и положение о заказнике исправить. Не хорошо как-то получается…
- просим губернатора окончательно прекратить строительство гидротехнических сооружений на территории Заболотского заказника и вернуть в положение о заказнике пункты, запрещающие такое строительство (напомним, что ранее в заказнике была запрещена любая деятельность, при которой изменяется гидрологический режим территории).
Плюс к этому мы отослали губернатору первую порцию заключений от различных экспертов по поводу проекта обводнения:
Заключение к.б.н., вед.науч.сотр. Биологического факультета МГУ К.В. Авиловой.
Заключение к.г-м.н., доцента Геологического факультета МГУ, заслуженного преподавателя МГУ М.С.Орлова.
Заключение председателя Московского областного отделения Союза охраны птиц России, к.б.н., участника проектирования в 1970-80х гг. «Журавлиная родина» и «Озеро Заболотское и его котловина», ответственного редактора Красной Книги Московской области, Почетного работника охраны природы В.А.Зубакина.
Заключение вице-президента Московского общества испытателей природы, профессора А.П.Садчикова.
Заключение Е.В.Тихоновой, к.б.н., ст.науч.сотр. Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН.
Заключение д.б.н., вед.науч.сотр. Биологического факультета МГУ, члена экспертного совета при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды А.В.Щербакова.
Полный текст обращения:
Дата 26.03.2014 исх.№ 14/06
Губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву
Уважаемый Андрей Юрьевич!
Дружина охраны природы биологического факультета МГУ от себя лично и от лица более трех тысяч неравнодушных жителей Москвы, Московской области и других регионов (короткая ссылка на петицию «change.org» -
http://link.ac/2EvA16) выражает Вам благодарность за приостановку бессмысленных работ по обводнению заказников «Журавлиная родина» и «Озеро Заболотское и его окрестности».
Данные работы проводились в рамках проекта строительства комплекса гидротехнических сооружений для обводнения торфяного участка реки Сулать при слиянии с рекой Дубна недалеко от деревни Замостье в Сергиево-Посадском муниципальном районе (далее - проект).
С резкой критикой данного проекта уже выступили многие эксперты, научные и общественные организации. Основные замечания сводятся к следующим пунктам (оригиналы заключений экспертов и организаций находятся в приложении):
1) В разделе ОВОС проекта отсутствует определение типа болота в соответствии с принятой классификацией (олиготрофное - мезотрофное - эвтрофное), что определяет тип его питания (атмосферное или грунтовое), а также - тип использования и последующую возможность возгорания. Болота в пойме Сулати относятся к низинным, в которые разгружаются потоки атмосферных и грунтовых вод. Они не подвержены опасности возгорания в отличие от верховых болот. Если авторы проекта придерживаются иного мнения, его надо доказать на фактах.
2) В проекте не приводится сравнения нулевого варианта с предлагаемым.
3) Нет оценки эколого-экономической эффективности проекта.
4) Из проекта не ясно, насколько кардинально он решит проблему пожаров и сколько денег для этого нужно вложить в каждый гектар торфяников. Более того, в проекте приводятся противоречивые сведения о том, действительно ли данная территория представляет пожарную опасность, в связи с чем нельзя считать обоснованной саму цель проекта - снижение пожарной опасности территории. При этом имеются многочисленные сведения (см.Приложения) о крайне низкой или практически отсутствующей пожарной опасности.
5) Не приводится сравнения с другими торфяными массивами Московской области, где схожие работы проведены или запроектированы.
6) Инженерно-геологические, инженерно-геодезические и инженерно-экологические изыскания проводились преимущественно в ноябре 2011 г. Как заявлено в отчете, последние включали обследование растительного и животного мира. В ноябре исследования такого рода не проводятся. В результате натурного обследования, видов, занесенных в Красную Книгу РФ и Красную Книгу Московской области, не обнаружено. Это говорит о некачественном проведении обследования, которое противоречит сведениям, опубликованным в Красной книге Московской области.
7) Приведенная в ОВОС на стр. 16-17 характеристика животного мира не может считаться полной и объективной.
8) Неверная оценка фаунистического состава привела к ошибочным выводам относительно прогноза изменения животного мира (стр.28-29 ОВОС). Масштабные земляные и гидротехнические работы не могут не затронуть местообитания животных и приведут не к «постепенному изменению фауны», а к ее полной деградации, и не только охраняемых, но и вполне обычных видов. То, что работы «не приведут к уменьшению биоразнообразия» - ничем не доказанные пожелания авторов (стр. 29, 63, 65, 67).
9) В материалах ОВОС вообще не приведена оценка ущерба водным биологическим ресурсам, не предложены меры по минимизации вреда рыбным запасам, что является прямым нарушением Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (статья 50) и постановления Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. N 380.
9) Также, есть основания считать, что строительные работы, предусмотренные проектом, нарушают положения действующего законодательства:
• ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. ... Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания»;
• ст. 24 ФЗ «О животном мире»: «Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира»;
• ст. 11.1 Закона Московской области «Об охране окружающей среды в Московской области»: «Организации и физические лица, на территории которых имеются растения, животные и иные организмы, занесенные в Красную книгу Московской области, обязаны принимать меры по соблюдению установленного режима охраны и несут ответственность за причиненный им ущерб в соответствии с законодательством».
Таким образом, проектные решения нельзя считать обоснованными, а проект - возможным для реализации.
Кроме этого, обращаем Ваше внимание на то, что Ваше распоряжение о перекопке до 1 марта въезда на дамбу для предотвращения доступа техники и людей (mosreg.ru/multimedia/novosti/glavnie/ne-dopustit-vymiraniya-zhuravley/) фактически оказалось невыполненным. Натурное обследование от 2 марта показало, что въезд на дамбу со стороны реки Дубны по-прежнему открыт, никаких работ по перекапыванию дамбы в данном месте не проведено (т.е. естественный сток с поймы не восстановлен). В трех местах на дамбе отмечены лишь грунтовые насыпи, которые не представляют препятствия для внедорожного транспорта (фото в приложении).
Таким образом, в настоящий момент в результате работ по проекту строительства «комплекса гидротехнических сооружений для обводнения торфяного участка реки Сулать при слиянии с рекой Дубна недалеко от деревни Замостье в Сергиево-Посадском муниципальном районе» существенно увеличилась транспортная доступность, а следовательно и пожарная опасность, территории государственного природного заказника «Озеро Заболотское и его окрестности», нарушены ключевые местообитания объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу РФ и Красную Книгу Московской области. Работы по минимизации и возмещению нанесенного ущерба в необходимом объеме не проведены.
Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что должностными лицами Министерства экологии и природопользования Московской области не выполнены возложенные на них функции по государственному надзору в области охраны и использования особо охраняемых природных территориях регионального значения.
В частности, Министерством не дана должная правовая оценка проведению незаконных работ, связанных с вырубкой леса на территории государственного природного заказника «Журавлиная родина» (Талдомский район), не приняты предусмотренные законодательством меры по привлечению виновных к установленной законодательством ответственности, не проведен должный контроль за ходом восстановительных работ на территории заказника, проводимых на основании Вашего решения от 7 февраля 2014 года, а напротив, принимаются шаги, направленные на возобновление бессмысленных работ по обводнению (в частности, распространяя заведомо ложную информацию о восстановлении Заболотского озера в результате реализации проекта обводнения, что опровергается даже проектировщиками -
http://mep.mosreg.ru/multimedia/novosti/glavnie/-zhiteli-sergievo-posadskogo-rayona-vystupili-za-vozobnovlenie-stroitelnykh-rabot-po-obvodneniyu-tor/).
Более того, министром экологии и природопользования Московской области А.Б.Шомаховым в адрес ректора Московского Государственного Университета В.А.Садовничего было направлено письмо (см. Приложения), где министр высказал крайне резкие оценочные суждения и ложные факты о деятельности Дружины Охраны Природы, в том числе о наших обращениях по проблеме обводнения на озере Заболотском, которые были поддержаны Вами. Такая позиция Министерства экологии и природопользования Московской области явно противоречит договоренностям о дальнейшем взаимодействии, которые были достигнуты между ДОП МГУ и Правительством Московской области на совещании от 28 января 2014 года с зампредами Правительства МО А.А. Чупраковым и Г.В. Елянюшкиным.
В связи с вышеизложенным просим Вас поручить соответствующим службам в полном объеме выполнить все предусмотренные Вашим решением меры по минимизации ущерба от строительства дамбы на территории государственного природного заказника «Озеро Заболотское и его окрестности», привлечению виновных в выявленных нарушениях к установленной законодательством ответственности, окончательному прекращению строительства гидротехнических сооружений на территории заказника и восстановлению в положении о заказнике пунктов, запрещающих такое строительство.