Представляем материал нашего друга Валерия Александровича Дронова (Дубовское).
Донские калмыки-казаки исповедовали одну из ветвей буддизма - ламаизм. На территории современного Дубовского района располагались калмыцкие казачьи станицы Потаповская (бывшая Балдрская сотня), Эркетинская (Эркетиновская) и Чунусовская.
Сначала в этих кочевьях были хурульские кибитки. Затем стали появляться хурулы - совокупность нескольких кибиток. По мере оседлости стали строить капитальные здания калмыцких храмов.
В Балдрской сотне хурул был основан в 1804 году. В юрте станицы Потаповской имелось пять калмыцких хурулов, в Потаповской действовал калмыцкий храм, который носил тибетское название «Банчей-чойлин», а в просторечии назывался «Балдыр-хурул».
Эркетеневский храм был утверждён правительством к постройке в 1842 году, а до этой даты эркетеневцы построили маленькую кумирню, величиною около двух с половиной сажень, затем деревянный хурул. Позже возвели хурульский монастырь, построили ещё один, каменный хурул. Он был сооружён из кирпича, печи, стены и пол выложили белой кафельной плиткой. На стенах - плитка с этюдами из буддийской символики. Это был не отдельно стоящий храм, а целый комплекс построек, включавших жилище бакши, гелюнгов, здание школы.
Гелюнг Эркеневского хурула Лиджа Сармаданович Бакинов. Фото из архива Н. Ц. Худжиновой.
Всего на Дону насчитывалось 14 хурулов со штатом 653 духовных лица.
В Государственном архиве Ростовской области хранится «Дело о постановке в буддийских храмах поминальных досок для увековечивания памяти воинских чинов - калмыков, погибших в войну с Японией». Департамент Духовных Дел Министерства внутренних дел разработал эскиз поминальной доски, текст и язык подписей. Надпись «За веру, Царя и Отечество» производилась на калмыцком языке, имена убитых и умерших на русском языке. Доски установили во всех хурулах калмыцких станиц Сальского округа.
В ходе Гражданской войны и в двадцатые годы все хурулы подверглись разрушению.
Граббевский хурул сгорел от пулемётного огня. Все сокровища храма были уничтожены пожаром. Служители - кто убит, кто эвакуировался за рубеж.
Судьба Беляевского хурула тоже была трагичной. Белые убили жену, детей Абрама Давыдова, иногороднего хутора Троилинского. Он сжёг хурул. По воспоминаниям старожилов, он использовал пожар как ориентир для ведения артиллерийского огня по станице со стороны Ергеней.
По прибытию красных в станицу Потаповскую были расстреляны бакша хурула Санджи Шагашов и гелюнги братья Яков и Намджал Бурвиновы. Хурул в двадцатые годы, после уезда калмыцкого населения, пошёл на слом.
Чунусовский хурул в двадцатые годы тоже разобрали на строительные материалы.
В двадцатые годы молебенную часть Эркетинского хурула взорвали, а лечебная осталась, в 70-е стены ещё стояли. Строительные материалы пошли на сооружение нового школьного здания в станице Новониколаевской.
Спустя долгие годы, уже в начале XXI века, приехал из Элисты в станицу Эркетиновскую А. А. Назаров, потомок казаков-калмыков Зартыновых, Цебековых.
На месте хурула - одни развалины. Лишь кое-где видны остатки кирпичной кладки, фундамента калмыцкого храма… Рядом стоит дом, в котором ныне проживают животноводы, в нём было жильё служителей, здесь по праздникам проводились торжественные обеды.